Вытеснение

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку “внедряться” в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы

в детском возрасте, прежде всего, в результатесексуального совращения . Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и втеории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они быливытеснены , и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему

восприятию и когда оно возникаетизнутри без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение

, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил одушевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного , он имел ввиду именновнутренние , можно сказать,изолированные от реальности переживания, а не душевные переживанияреальных травм . В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятиесигнальной тревоги , подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороныИд .

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение

и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных стравмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,о которых было бы лучше забыть .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое

происхождение:В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотелабрать Ганса в постель,отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа

лишит мальчика стимула к развитию (см.Эдипов комплекс у мальчиков ). Но если в борьбе заэдипальное преимуществоотец подымает крик – вполне вероятно развитиеневроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.Соблазняющая мать игрозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душуконфликт , что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.Эдипов комплекс: взгляд на родителей ).

Примеры

Для лучшего понимания, что такое вытеснение, рассмотрим еще один наглядный пример. Итак, представьте молодую семью, состоящую из жены-студентки, мужа и маленького ребенка. Женщина не только учится. У нее есть хобби, отнимающее часть времени и сил. Из-за него ей не всегда удается быть идеальной хозяйкой. По ее словам, именно это обстоятельство побуждает мужчину грубить ей, часто раздражаться без повода и даже не ночевать дома. Поэтому она и старается всеми силами исправиться, а также считает себя любящей и любимой женщиной.

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. В реальной жизни героиня истории очень обижена супругом, испытывает одиночество, чувствует нелюбовь. Но ее сознание прячет эти ощущения, заменяя их иллюзией о счастливой семье. Женщине страшно, что в противном случае ей придется начать все с нуля. Поэтому она не обращает внимания на тревогу и плохие мысли, занимается самообманом.

При работе с психоаналитиком выяснилось, что включилось вытеснение. Оказалось, что женщина очень боялась смерти любимого мужчины. Для нее только это было причиной для разрушения семьи. Часто в мыслях она проигрывала возможные трагические ситуации, в частности, ДТП. Даже чувствуя от супруга аромат женских духов, она не думала об измене, еще и шутила об этом. Главное ведь — любимый жив и здоров.

Чем закончилась эта история? В один из дней женщина узнала, что муж всегда ей изменял. Так разбились ее иллюзии о счастливой семье. Разрушилось и вытеснение, с помощью которого она пыталась защитить себя от неприятных мыслей и эмоций. Но взамен этого она, наконец-то, увидела реальность.

Если говорить в общем, вытеснение побуждает нас закрывать глаза на многие моменты личной жизни. Речь идет о плохих поступках партнера, неправильных стремлениях и желаниях, отрицательных чертах характера, враждебности по отношению к окружающим.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение

– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно

разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .

Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса

, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение

работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Что такое вытеснение, и как это работает

Фото автора Gary Barnes: Pexels

Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором неприятные мысли, негативные эмоции или травмирующие воспоминания блокируются и выталкиваются из сознания в подсознание.

Подавленные процессы не исчезают, а продолжают накапливаться, но чаще всего, человек даже не подозревает об их существовании, в то время как они оказывают огромное влияние на повседневную жизнь.

Например, подруга уехала отдыхать и попросила тебя присмотреть за её цветами.

Считая себя очень ответственным человеком, ты искренне недоумеваешь: почему уже несколько раз ты забыла о просьбе? Это может быть сигналом из подсознания: что-то в прошлом заставляет тебя избегать этих действий. Возможно, виноват твой бывший парень, который заваливал тебя цветами, пытаясь вымолить прощение за измену.

Зигмунд Фрейд первым разработал концепцию вытеснения, основанную на бессознательной блокировке импульсов. Он преследовал цель помочь своим пациентам вспомнить подавленные воспоминания, которые, как он полагал, являлись причиной душевных страданий и нежелательного поведения.

По словам отца психоанализа, основная функция вытеснения — избегание боли. Оно состоит из двух взаимосвязанных фаз:

Репрессия (вытеснение) — психологическая защита

  • Первичное вытеснение — это механизм, который блокирует мысли, образы и чувства, вызванные произошедшим событием. Его задача — не допустить осознание негативного опыта;
  • Вторичное вытеснение — это отторжение болезненных воспоминаний, когда о них напоминает другое событие, чем-то похожее на первоначальное. 

С другой стороны, вытеснение воспоминаний часто происходит из-за того, что выражение некоторых эмоций может восприниматься обществом как неприемлемое поведение. Например, печаль, страх или обида до сих пор считаются у мужчин проявлениями слабости, а гнев абсолютно неприемлем для женщин.

Современные психологи полагают, что вытеснение в классическом понимании происходит очень редко. Как правило, человек немедленно реагирует на раздражитель. Ему невозможно научиться, это бессознательный процесс. Отец психоанализа утверждал, что абсолютно любое вытеснение происходит в молодом возрасте, а все последующие годы только накапливают прошлый опыт, заставляя человека бороться с запретными желаниями и внутренними конфликтами. 

Это объясняет происхождение некоторых фобий. Огромное число страхов возникает из-за подавления детских переживаний, потому что эмоции никуда не исчезают. Они могут проявляться в разных формах  и влиять на психическое и физическое здоровье, вызывать беспокойство и депрессию

Поэтому очень важно вовремя обратиться к специалисту

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе

При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания. Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы

Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Психоаналитическое лечение невроза

Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения

аффект становитсясвободным .

«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии

.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Этот свободный аффект

и доставляет страдания, превращаясь всимптом , вызываядепрессию или иным образом досаждает, преображаясь посредствомпсихологических защит .

«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)

Именно благодаря использованию техники свободных

ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.Задачей психоанализа является вновьсвязать аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такойпроработке аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии ).

НАВЕРХ

Примечания[править | править код]

  1. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
  2. Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
  3. Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
  4. Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
  5.  (англ.). Архив Интернета. Дата обращения: 8 февраля 2017.
  6.  (англ.). lawbooks.news. Дата обращения: 8 февраля 2017.
  7. Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
  8. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  9. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  10. Freud S. Five Lectures. — P. 35.
  11. Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
  12. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
  13. R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.

Репрессия

Такая защита как репрессия является основой («прародителем») для всех остальных защит. Репрессия (она же — вытеснение) — это когда что-то удаляется из сознания («забывается») и припрятывается в глубинах психики. 

«Забываются» обычно те мысли, чувства, ситуации, которые могут вызвать беспокойство и тревогу. Например, жертва насилия может «забыть» о том, что над ней совершили насилие. 

Злая ирония в том, что, подавляя одну тревогу с помощью репрессии, можно вызвать ещё большую тревогу, ведь ничто не «забывается» и не удаляется из психики по-настоящему. Этот источник тревоги в психике по-прежнему есть, просто он не доступен сознательной её части. И эти трудные воспоминания порой могут приходить в виде мучительных флешбеков или «беспричинного» беспокойства. 

Считается, что на репрессию больше всего полагаются истерические личности.

Аннулирование

Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).

В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.

То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.

Подробно мы рассмотрим именно те механизмы психологической защиты личности, которые встречаются чаще всего

Отказ Проявляется в нежелании принимать очевидную истину, принимать положение вещей. Обычно это происходит, когда случается что-то крайне неприятное, трагическое. Получая известие о смерти близкого человека или узнавая о наличии у себя тяжёлой болезни, человек не верит в это, не желает, чтобы это было правдой. Ему это похоже на чудовищную ошибку.

Репрессия За психологическим термином скрывается подсознательное отталкивание воспоминаний и мыслей о том, что тревожит и огорчает. Другими словами, это мотивированное забывание. В виду того, что всё это делается подсознательно, воспоминания могут изменяться. Нужно сказать, что даже если элементы, наносящие нам психологический урон, и уйдут в подсознание, навсегда они не исчезнут. Они будут продолжать влиять на поведение человека, проявляться в снах. Находясь под гипнозом, человек легко их вспомнит. Если думаете, что не сталкивались с репрессией, вспомните, как Вы смотрели телевизор, чтобы не думать о плохом или включали музыку, чтобы сменить обстановку и отвлечься. Вот то-то и оно.

Регрессия Этот метод защиты подразумевает возврат к более ранним моделям поведения. Многие люди, сталкиваясь с неприятной ситуацией, начинают впадать в ребячество, вести себя как маленькие дети. У некоторых это перерастает в инфантильность. Объясняется такое поведение просто: в детстве мы все чувствовали защищённость, находясь под опекой взрослых. Они нас защищали, решали наши проблемы. Сейчас мы на бессознательном уровне начинаем вести себя как в детстве, полагая, что защита вернётся.

Смещение В психологии этот метод трактуется по-разному. Фрейд связывает это с подсознанием. В частности, после сновидения, человек иногда задумывается об его смысле и тут смещение играет роль цензуры: некоторые элементы сна замещаются другими, более нейтральными, который человек неосознанно додумал сам. Другие психологи смещением называют перенос эмоций человека на объект, который не имеет отношения к его нынешнему состоянию. То есть, нас кто-то разозлил, а мы срываемся на другого по причине того, что конфликт с обидчиком нежелателен.

Сублимация Этот механизм также был описан Фрейдом. Он подразумевает перенаправление своих мыслей и энергии в социально приемлемые формы. Чувствуя неуёмное сексуальное желание или ненависть, человек не утоляет их напрямую, а выплёскивает эмоции, рисуя картины или занимаясь спортом.

Сверх-компенсация Фрейд называл сверх-компенсацией попытки преодолеть свои реальные или воображаемые недостатки. То есть, это дополнительные усилия, прилагаемые человек для разрешения какой-либо ситуации.

Проекция Это бессознательное проектирование своих мыслей и чувств на других людей, которые их не испытывают. То есть, человек свои собственные мысли принимает за те, которые пришли извне. Этот механизм защиты обычно присущ людям, страдающим параноидальными расстройствами.

Интеллектуализация Заключается в попытке абстрагироваться от своих чувств и сосредоточиться на фактах. Другими словами, попав в крайне неприятную ситуацию, человек пытается рассуждать о ней, как о каком-то теоретическом понятии, как о чём-то обыденном, чтобы была возможность трезво оценить происходящее и найти выход.

Рационализация Этот механизм заключается в том, что пытаясь объяснить своё поведение, человек использует только те детали, приходит только к таким выводам, которые высветлят его поведение как правильное и хорошо контролируемое. То есть, человек подсознательно хочет себя оправдать, опуская при этом факторы, говорящие, что он неправ.

Обратная сторона защитных механизмов

Мы говорили о том, что психологические механизмы защиты действуют в наших интересах и оберегают наше Эго. Но у любой медали есть две стороны. Иногда случается так, что человек полностью оказывается во власти того, или иного механизма. Он теряет связь с реальностью, а это выливается в психические расстройства.

К примеру, интеллектуализация может привести к тому, что человек начнёт блокировать проявления любви и любых других эмоций. Он лишится любых эмоций, не будет реагировать на критику или похвалу, потеряет интерес к сексуальным отношениям. Это перетечёт в шизоидное расстройство. И это лишь один из немногих примеров. На самом деле, любой из психологических механизмов защиты может привести к таким неприятным последствиям.

Зигмунд Фрейдпопулярная психология

Возникновение проблем

Вытеснение становится помехой для полноценного функционирования психики в таких случаях:

  • Защитный механизм недостаточно хорошо удерживает беспокоящие мысли, чувства и эмоции от сознания.
  • Вытеснение становится преградой для нового опыта, не позволяет человеку жить полной жизнью.
  • Наиболее эта проблема характерна для истерических личностей, она влечет за собой трудности в межличностных отношениях и социальной жизни.

Непосредственно механизм вытеснения связан с чувством тревоги. Тревога может сама вызывать импульс к вытеснению для того, чтобы избавиться от фактора тревоги. Однако, следует отметить, вытесненная информация провоцирует у человека чувство неясной, невыраженной тревоги.

Психоаналитическое лечение невроза

Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения

аффект становитсясвободным .

«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии

.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Этот свободный аффект

и доставляет страдания, превращаясь всимптом , вызываядепрессию или иным образом досаждает, преображаясь посредствомпсихологических защит .

«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)

Именно благодаря использованию техники свободных

ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.Задачей психоанализа является вновьсвязать аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такойпроработке аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии ).

НАВЕРХ

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям

Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида. Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное»

Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Теория Фрейда[ | код]

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов. Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетическому механизму я дал название — репрессия»

. Позднее Фрейд назвал теорию репрессий«…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа» .

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания.

Этапы | код

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения»

, а также«… „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями» .

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид»

. Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, это бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим Фрейд предположил, что«…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением» .

Терапия | код

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть «взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное»

Реверсия

Реверсия – психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта. Этот механизм основывается на принципах двух других: идентификации и проекции.

Например, человеку не хватает заботы о нём, поэтому он сам начинает заботиться о ком-то и идентифицировать себя с этим кем-то. Часто именно этот механизм лежит в основе альтруизма.

Попробуйте проанализировать свой жизненный опыт и найти в нём проявление описанных защитных механизмов психики. К каким из них прибегаете лично вы? Сможете ли вы использовать полученные знания для улучшения свой жизни?

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Чувство вины
  • Эффект ореола
  • Защитные механизмы психики и психодиагностика «Индекс жизненного стиля»
  • Поведенческие механизмы
  • Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
  • Социальная перцепция
  • Испанский стыд: что это такое и в чем смысл?
  • Манипулятивные тактики токсичных людей
  • Самообладание и как его развить
  • Аутентичность личности: что значит быть собой

Ключевые слова:1Самопознание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector