Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия

Периодизация психического развития

Такой вид возрастной классификации делится на три этапа:

  • умственное становление;
  • социальная адаптация;
  • эмоциональная сформированность.

Умственное становление

Первый этап развития происходит параллельно первому этапу социализации. Благодаря изучению внешнего и внутреннего мира, индивид учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли, анализировать свои действия и действия окружающих, принимать несложные решения. В это время у человека формируются первые предпочтения, симпатии и неприязни. Естественно, на этапе умственного становления человек только знакомится с этими понятиями на бессознательном уровне и чаще всего не отдает отчет протекающим процессам.

Социальная адаптация

Когда индивид проходит стадию «знакомства» с миром, наступает второй этап — активное приспособление к условиям социальной среды. Все происходящие изменения во время адаптации, в свою очередь, делятся на три уровня:

  • Физиологический — организм приспосабливается и учится поддерживать все необходимые для жизнедеятельности процессы в пределах нормы с учетом внешних изменений.
  • Психологический — адаптация обеспечивает стабильную работу всех психических структур при воздействии внешних факторов.
  • Социальный  — человек приспосабливается к социуму за счет уже накопленного опыта в анализе собственных возможностей в конкретной ситуации и при взаимодействии с конкретными лицами.

В этот период человек уже более осознанно относится к своим действиям и действиям окружающих. На более высоком уровне проходит взаимодействие с окружающими, он может проследить и проанализировать некоторые несложные причинно-следственные связи, определить, почему ему нравится или не нравится что-то, учится принимать решения и прогнозировать возможные события. В период социальной адаптации человек знакомится с понятиями добра и зла, справедливости, чести, долга, с социальными нормами и отклонениями и другими аспектами, на которых строится общество.

В случае каких-либо искажений во время второго этапа, социальная адаптация может приобрести следующие формы:

  • Девиантная — приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения.
  • Патологическая — приспособление к социальной среде за счёт использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

Несмотря на то, что в период приспособления человек на более сознательном уровне относится к миру, он все еще не может полностью отдавать отчет тому, что происходит внутри и вокруг него.

Эмоциональная сформированность

Наивысшая степень психологического развития личности, когда он имеет сформированное мировоззрение и модель поведения, отдает отчет своим поступкам, может проанализировать и объяснить совершаемые им и окружающими действия, в случае принятия решения основывается на имеющийся опыт и максимально осознанно, насколько это позволяет данный этап развития для конкретной личности, использует всю имеющуюся информацию из различных сфер жизни.

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б

Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

5.3. Новообразования периода новорожденности

С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции.

При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.

Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения.

В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.

Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка… является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения с взрослыми» (Эльконин Д.Б., 1989).

М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми.

Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.

Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение

Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником

Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

Основные стратегии исследования психического развития

Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям:1. Трансверсальная стратегия2. Лонгитюдная стратегия3. Формирующая стратегия

Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.

Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.

Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья

Индивидуальные различия не принимаются во внимание

Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.

Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.

Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.

Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.

Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.

Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.

Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.

Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.

2.3. Психоаналитические теории детского развития

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы

Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3

Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера

Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

Понятие возрастной периодизации

Возрастная периодизация — разделение жизни человека с момента его рождения до самой смерти на периоды, ограниченные возрастными особенностями физического, психического и социального развития.

В некоторых случаях периодизацию отсчитывают с момента зачатия, например, когда это важно для определения физиологических особенностей организма. 

Существует несколько принципов возрастной стратификации, то есть разделения общества на страты — конкретные социальные группы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • По внешним критериям. Эта группа никак не связана с физиологией и психологией человека, основания для определения возрастной группы человека — нахождение в той или иной социальной группе, например, дошкольники, школьники, студенты.
  • По внутренним критериям. В данном случае причины классификации субъективны и могут быть основаны на абсолютно разнообразных физиологических и психологических особенностях: развитие детской сексуальности (З. Фрейд), появление и смена зубов (П. П. Блонский) и т. п.
  • Смешанная группа. Периодизация основана на нескольких существенных особенностях организма, которые меняются с течением времени.

Принятая в обществе возрастная периодизация необходима для решения различных физиологических, психологических, юридических и социальных задач. Например, воспитание, педагогические процессы и процессы социализации выстраиваются относительно умственного и физического развития человека, определение статуса личности в обществе также часто зависит от его возраста, а в судебном деле и праве принадлежность индивида к конкретной возрастной группе вообще является одним из основным критериев (совершеннолетие, наступление возраста уголовной ответственности, пенсионный возраст и т. п.).

Наиболее важным аспектом в развитии личности является классическая периодизация психики, так как вовремя и полноценно выстроенные психические процессы или, наоборот, отклонение от общепринятых норм, влияют не только на жизнь самого человека, но и на стабильность всего общества.

Список популярных книг по возрастной психологии

Книги по возрастной психологии отражают наиболее актуальные вопросы, рассматриваемые научной дисциплиной. Литературу такого рода можно найти на книжных магазинных полках или приобрести в интернет на специализированных ресурсах. Издания помогут читателю найти ответы на большое количество важных вопросов, окажут содействие в решении возрастных проблем.

«Идентичность: юность и кризис»

Произведение Эрика Эриксона посвящено рассмотрению проблем, характерных для юношеского возраста. Большинство из них в таком периоде связаны с вопросами становления личности и попытками индивида обрести определенный социальный статус.

В книге автор проводит анализ различных проблемных вопросов, связанных с возрастными кризисами. Согласно положениям теории Эриксона, судьба каждого человека напрямую определяется видами и характером занятий на ранних жизненных этапах.

«Курс выживания для подростков»

Автор Снайдер Ди дает представителям подрастающего поколения рекомендации практического характера и подробно рассказывает о способах обретения новых друзей. Он раскрывает секреты избавления от робости, учит методикам обретения уверенности и поднятия самооценки.

В книге поднимаются актуальные и насущные проблемы, с которыми в силу малого возраста сталкиваются многие дети. Среди них алкоголизм и наркотики, а автор открыто и доступно рассказывает о существующих возможностях исправления ситуации, когда представители молодого поколения уже попали в беду.

«Тренинг предупреждения вредных привычек у детей»

Создатель произведения Н. А. Гусева поднимает волнующие для многих родителей и педагогов проблемы и подробно описывает каждую ситуацию. Психолог дает полезные рекомендации по работе с подростками, в том числе в части профилактики табачной зависимости, пристрастия к алкоголю и наркотическим средствам.

Книга позволяет познакомиться с новейшими авторскими разработками, которые способна оказать помощь в борьбе с употреблением психоактивными веществами. Научная работа позволяет познакомиться не только с теорией, поэтому будет полезна всем взрослым.

«Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения»

Книгу Г. И. Макартычева можно рассматривать как практическое руководство, так как в ней описаны практические упражнения психологического характера для подростков. Они помогают молодым людям понять опасность асоциального поведения.

Автор подробно описывает правовую сторону правонарушений и рассказывает о возможных последствиях. Подобного рода информация будет полезна родителям, так как направит взрослых в правильном направлении и поможет в воспитании детей. Педагоги также получат поддержку, так как им необходимо дать подросткам ориентир, показать правильное направление развития и убедить в необходимости постановки позитивных целей.

«Психологическое сопровождение родительства»

Процесс воспитания детей во многом зависит от обстановки в семье и родительского отношения. В книге автор Р. В. Овчарова подробно описывает проблемы, с которыми каждый взрослый сталкивается после рождения ребенка. Молодые мамы и папы часто оказываются не готовы брать на себя ответственность за нового члена семьи, поэтому нуждаются в помощи и поддержке.

Психолог дает подробные консультации и описывает существующие способы коррекции поведения. Подобные рекомендации способны помочь нормализовать отношения в семье и содействуют развитию родительских чувств к собственным детям.

Люди нередко сталкиваются с различного рода проблемами в семье, испытывая сложно в отношениях с детьми и близкими. Книги психологической направленности способны вооружить теоретическими знаниями и дать практические рекомендации, так как многие проблемы обусловлены возрастными кризисами, переходом на новый этап развития и становления как личности.

Теории и концепции периодизации

1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:

  • весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
  • лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
  • осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
  • зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).

2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.

3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие:  деятельность — мотив — потребность.

4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:

  • развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
  • источник развития находится вне оргазнизма;
  • ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
  • наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.

Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:

  • кризис новорожденности (до 2 месяцев);
  • младенческий возраст (до 1 года);
  • кризис 1 года;
  • раннее детство (1—3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3—7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (7—13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (13—17 лет);
  • кризис 17 лет.

5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:

  • Раннее детство.
    Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
    Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи.
  • Детство.
    Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
    Младшее школьное детство: учебная деятельность.
  • Подростничество.
    Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
    Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.

6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.

8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:

  • младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (1—3 лет);
  • игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
  • школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
  • юность (13—19 лет);
  • молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет); 
  • взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
  • старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.

Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.

Предмет возрастной психологии

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на­ учных исследований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы.

Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс-культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector