7 типов интеллекта и 5 способов мышления

Содержание:

Ведущий тип интеллекта и повышение эффективности

Зная свои сильные стороны, можно опираться на сильные стратегии и постоянно находиться в ресурсном состоянии. Именно поэтому сначала стоит определить ведущие типы интеллекта у ребёнка, а затем — развивать в нём другие.

Понять преобладающий тип интеллекта можно просто наблюдая за ребёнком в той среде, которая предлагает ему выбор между несколькими активностями

Важно фиксировать свойственные ребёнку черты. Кинестетик никогда не будет сидеть на месте: даже когда занят какой-нибудь игрушкой, он будет ходить с ней по комнате, постоянно переносить

Визуально-пространственные дети любят тестировать окружающий мир, поэтому они будут ходить разными способами, пытаясь ощутить и понять пространство. Натуралистические постоянно стремятся к общению с живыми объектами, если более конкретно — хотят, например, не на площадку, а просто в парк — слушать птиц или смотреть на облака.

Очень просто заметить преобладающий тип интеллекта во время игры в «Слова»: у вербально-лингвистического ребёнка будут легко и быстро подбираться верные слова, а вот логико-математический будет выдавать совершенно другие ассоциации, никаким образом не связанные с правилами игры; кинестетик может выдать два слова, а потом пойдёт прыгать, бегать, а про вас забудет; межличностный будет обсуждать процесс игры, объяснять, почему сказал именно это слово, а не другое; внутриличностный может вообще отказаться играть, потому что в этот момент он занят погружениями в себя.

Нужно постоянно фиксировать, где находится фокус внимания, чтобы заметить черты того или иного типа интеллекта. Ведущие типы, преобладающие изначально, дают ресурсы и упрощают многие сложные задачи, в том числе процесс обучения и подготовки к экзаменам.

Например, если ребёнок — логико-математик, а надо заниматься литературой, то эффективнее всего ему будет составлять схемы произведений, разбирать их по плану. Если ребёнок — кинестетик, ему не надо сидеть в библиотеке, а лучше пойти на пробежку, включив в наушниках аудиокнигу.

Функции интеллекта и его происхождение

Можно сказать, что это качество является основополагающим в развитии Homo sapiens как вида и последующем появлении цивилизации. На заре развития человечества интеллект обеспечивал для него возможность выживания и оставления после себя потомства. Особи с более развитыми умственными способностями имели повышенные шансы на комфортное существование. Происхождение интеллекта человека во многом обусловлено адаптационной функцией. Известно, что приспосабливающиеся к различным условиям окружающей среды люди выживали лучше всех остальных. Со временем роль интеллекта несколько изменилась в связи с абсолютно другими целями и задачами, которые ставит перед собой современный человек. Данное качество сегодня служит для успешной самореализации, развития каких-либо способностей, зарабатывания уважения и получения высокого социального статуса. Без достаточного уровня интеллекта трудно представить себе быстрое развитие навыков и овладение новыми знаниями, необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Характеристики наподобие силы, скорости и ловкости в текущей реальности отошли на второй план и перестали иметь первостепенное значение.

Среди ученых, которые обсуждают вопрос о том, что такое интеллект человека, в большей степени преобладает мнение о том, что условно это качество можно разделить по степени выраженности на три уровня.

  1. Низкий. С таким интеллектом люди имеют слабо выраженные умственные способности и при этом не могут в достаточной степени сопротивляться воздействию окружающей среды на свой внешний и внутренний мир. Реальность подавляет большинство их начинаний, потому как такие индивиды не способны адаптироваться к ней. Часто находятся на попечении у остальной более развитой части социума.
  2. Средний. Люди в данной категории имеют более высокий уровень психической активности, которого им достаточно для комфортного существования и умению приспосабливаться под различные обстоятельства. Хорошие мыслительные способности дают таким индивидам возможность найти свое место в мире, соответствующее их навыкам и потребностям.
  3. Высший. Считается, что люди на данном уровне не просто подстраиваются под окружающую их действительность, а самостоятельно изменяют мир вокруг себя в угоду собственным потребностям и желаниям. Высокие возможности интеллекта человека во многом способствуют раскрытию творческого потенциала.

При этом стоит отметить, что большинство индивидов находится на среднем уровне развития, что, по всей вероятности, продиктовано эволюционными соображениями.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие»

Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

  1. Жить.
  2. Любить.
  3. Учиться.
  4. Оставить наследие.

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Признаки низкого эмоционального интеллекта
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Вещи, которые помогают стать умнее
  • Фактор общего интеллекта
  • Валентинка от 4brain
  • Кови «Восьмой навык»: краткое содержание
  • Несколько приемов искусства думать эффективно из книги «Феноменальный интеллект» К. Шереметьева
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Природный

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство,
  • ботаника,
  • садоводство,
  • астрономия,
  • химия,
  • поварское дело,
  • агрономия,
  • археолог.

Индивидуальные особенности интеллекта

Принято считать, что каждый человек отличается не только по наличию определенной планки умственных способностей, но и по их характеру, то есть тому, каким образом он проявляет свои навыки. На текущий момент ученые смогли доказать, что различия в уровне интеллекта у человека можно заметить еще в самом раннем детстве. Данный факт установлен благодаря проведению многочисленных тестирований и наблюдений. К примеру, непоседливые дети, которые стремятся к получению ярких и новых впечатлений и проявляют повышенную степень любознательности, скорее всего, умнее спокойных тихоней. Вопреки расхожему мнению, если ребенок пытается до всего добраться, тащит что попало в рот, ломает собственные и чужие игрушки или колотит погремушкой по кроватке — он может быть гораздо развитее своих сверстников в плане умственных способностей.

Большинство специалистов сходится в том, что к тому моменту, как человек начинает посещать школьные занятия, уже можно с довольно высокой точностью определить уровень развития интеллекта человека. Интеллект при этом обычно фиксируется на данной отметки и остается на ней в течение всей жизни индивида. Однако в связи с некоторым возрастными изменениями и заболеваниями в преклонных годах уровень умственных способностей все же в некоторой степени снижается. Современные тестирования проводятся с учетом всех подобных особенностей, а потому для школьника и пенсионера составляются совершенно разные задания.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

  • Переводчик;
  • Журналист;
  • Дипломат;
  • Писатель;
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме

Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого. У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов». Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству. Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Зависит ли интеллект от генетики

Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:

  • Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
  • Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Влияние искусственного интеллекта

Внедрение ИИ неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, и сферы применения расширяются с каждым годом. Мы сталкиваемся с этим каждый день в жизни, когда крупная розничная сеть в интернете рекомендует нам какой-то товар или, только открыв компьютер, мы видим рекламу фильма, который как раз хотели посмотреть. Эти рекомендации основаны на алгоритмах, анализирующих то, что купил или смотрел потребитель. За этими алгоритмами стоит искусственный интеллект.

Риск для развития человеческой цивилизации — есть ли он?

Илон Маск считает, что развитие ИИ может угрожать человечеству и результаты могут оказаться страшнее, чем применение ядерного оружия. Стивен Хокинг, британский ученый, опасается, что люди могут создать искусственный интеллект, обладающий сверхразумом, который может нанести вред человеку.

На экономику и бизнес

Проникновение технологии ИИ во все сферы экономики увеличит к 2030 году объем глобального рынка услуг и товаров на 15,7 трлн долларов. США и Китай пока лидеры с точки зрения всевозможных проектов в сфере ИИ. Развитые страны — Германия, Япония, Канада, Сингапур — также стремятся реализовать все возможности. Многие страны, экономика которых растет умеренными темпами, такие как Италия, Индия, Малайзия, развивают сильные стороны в конкретных областях применения ИИ.

Глобальное влияние ИИ на рынок труда будет идти по двум сценариям. Во-первых, распространение некоторых технологий будет приводить к увольнению большого количества людей, так как выполнение многих задач возьмут на себя компьютеры. Во-вторых, в связи с развитием технического прогресса специалисты в сфере ИИ будут очень востребованы во многих отраслях.

Рынок технологий искусственного интеллекта

Ожидается, что рынок к 2025 году вырастет до 190,61 млрд долларов, при ежегодном темпе прироста — 36,62%. На рост рынка влияют такие факторы, как внедрение облачных приложений и сервисов, появление больших массивов данных и активный спрос на интеллектуальных виртуальных помощников. Однако экспертов, разрабатывающих и внедряющих технологии ИИ, пока немного, и это сдерживает рост рынка. Системам, созданным на основе ИИ, необходима интеграция и техническая поддержка при обслуживании.

Процессоры для ИИ

Современные задачи ИИ требуют мощных процессоров, которые могут обрабатывать огромные массивы данных. Процессоры должны иметь доступ к большим объемам памяти, также устройству необходимы высокоскоростные каналы передачи данных.

В России

В конце 2018 года в России запустили серию серверов «Эльбрус-804», показывающих высокую производительность. Каждый из компьютеров оснащен четырьмя восьмиядерными процессорами. С помощью данных устройств можно выстроить вычислительные кластеры, они позволяют работать с приложениями и базами данных.

Драйверами и лидерами рынка являются две корпорации — Intel и AMD, производители самых мощных процессоров. Intel традиционно концентрируется на выпуске машин с более высокой тактовой частотой, AMD ориентирована на постоянное увеличение числа ядер и обеспечение многопоточной производительности.

Личная история

Английским языком меня начали «мучать», когда мне было 5 лет. У моей любимой бабушки есть сестра, которая была преподавателем английского языка в школе, а потом и в университете. В общем, довольно умная женщина. И вот когда мне исполнилось 7 лет и я пошла в первый класс, в меня, так сказать, решили серьезно загрузить «инглиш». Я прекрасно училась в школе, но когда решила поступать в высшее учебное заведение, а учиться я хотела в “Киево-Могилянской Академии” мне потребовался этот злосчастный язык. Знать его «на зубок» было обязательным критерием при поступлении. И вот через 12 лет, мне опять пришлось обратиться за помощью к бабушкиной сестре, она занималась со мной абсолютно бесплатно по-родственному, что очень радовало.

На изучение языка у меня ушло 3 месяца, по прошествии которых я могла вполне уверенно говорить на «инглише». Бабушкина сестра сказала, что у меня довольно неплохо развит вербальный интеллект, поскольку я впитываю все очень быстро. Хочу сказать, что секретов у меня не было. Все очень просто и понятно:

  1. У меня не было установки: «Ничего не получится».
  2. Я горела желанием поступить и сделала задуманное.
  3. Я постоянно занималась и даже спланировала график своей подготовки.
  4. Во время подготовки я не теряла ни минуты.
  5. Мне помогли всего два учебника и просто огромное количество разных аудио и видеокурсов.

Когда я поступила в универ, у меня совсем не было практики разговорной речи на английском, но эту ситуацию я исправила в течение первого курса. Моя личная формула успеха звучит так: мотивация трудолюбие практика=достижение цели.

Бонус. Теория Говарда Гарднера: множественные виды интеллекта

Есть более новые концепции в области человеческого интеллекта. Одну из них разработал Говард Гарднер (Howard Gardner). Он различает целых 9 типов интеллекта:

  1. Внутриличностный (Intrapersonal)
  2. Лингвистический (Linguistic)
  3. Логико-математический (Logical/Mathematical)
  4. Природоведческий (Naturalist)
  5. Экзистенциальный (Existential)
  6. Пространственный (Spacial)
  7. Музыкальный (Musical)
  8. Межличностный (Interpersonal)
  9. Телесно-кинестетический (Bodily/Kinesthetic)

Рассмотрим каждый вид интеллекта по этой концепции чуть подробнее и закончим на этом. Дело в том, что непонятно, каким образом измерять эти виды интеллекта. А можно ли управлять тем, что мы не можем измерить? Вряд ли.

Итак, человек, который обладает внутриличностным интеллектом хорошо понимает себя и про таких говорят, что они знают себе цену. Такие люди обычно занимаются предпринимательством, терапией, писательством, могут быть социальными работниками.

Лингвистический интеллект даёт возможность выражать свои мысли и понимать идеи. Обычно это писатели, журналисты, адвокаты и ораторы.

Обладатели логико-математического интеллекта сильны в обосновании и логическом мышлении, различают тенденции и зависимости в обыденных вещах. Это бухгалтеры, инженеры, программисты, математики и учёные.

Природоведческий интеллект даёт понимание особенностей природного мира, его чувственное восприятие. Это обычно учёные в области изучения окружающей среды, ботаники, фермеры, метеорологи, ветеринары, моряки, лесники, зоологи и биологи.

Экзистенциальный интеллект даёт глубокую мотивацию вопросам человека о жизни, смерти и реальности вообще.  Обычно люди с развитым интеллектом такого типа являются религиозными лидерами или философами.

Пространственный интеллект — это пространственное мышление, часто выражающееся в способности создавать новые образы. Такие люди могут быть артистами, архитекторами, дизайнерами, инженерами, фотографами и изобретателями.

Музыкальный интеллект даёт чувство ритма и способность слышать и управлять моделями звука. Это музыканты, авторы песен, композиторы, звукооператоры и учителя музыки.

Межличностный интеллект — это способность понимать других людей, что благоприятно сказывается на командной работе. Обычно это учителя, медсёстры, продавцы, терапевты и политики.

Телесно-кинестетический интеллект определяет физическую активность обладателя, его способность наслаждаться движениями тела и даже создавать на основе этих движений образы. Таким интеллектом обладают атлеты, танцоры и актёры.

Виды интеллекта: ментальный интеллект

Ментальный интеллект – интеллектуальные способности человека в их изначальном понимании и в понимании большинства людей – тот самый IQ. Этот вид интеллекта характеризует способность считать, давать ответы на вопросы, схватывать суть проблемы и другие

В современном технологичном мире иметь высокий ментальный интеллект очень важно

Однако люди живут в обществе и наша жизнь в большей степени зависит и от социальных аспектов взаимодействия. Не так давно люди стали на научной основе исследовать эти вопросы и выяснили, что классический интеллект — это далеко не всё, что необходимо для успеха. Есть и другие особенности личности, которые тоже можно назвать интеллектом, но особенного свойства.

Так появились знания о других видах интеллекта человека. Так, помимо ментального, исследователи выделяют социальный и эмоциональный интеллект. Есть также и такие виды интеллекта, как духовный и физический.

Разновидности

Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:

  • социальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • духовный;
  • пространственный;
  • логический;
  • вербальный;
  • творческий.

Социальный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:

  • понимание мотивов собственного поведения;
  • понимание поведения окружающих людей;
  • анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.

Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.

Эмоциональный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида:

  • управлять собственными эмоциональным состоянием;
  • вызывать эмоции других людей, управляя ими;
  • понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
  • понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
  • распознавать эмоциональное состояние окружающих.

Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.

Физический интеллект

Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.

Духовный интеллект

Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях. 

Пространственный интеллект

Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.

Логический интеллект

Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.

Вербальный интеллект

Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).

Творческий интеллект

Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.

Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector