Способы развития логических способностей у взрослых

Введение

Фундаментальными 
особенностями современного мира являются
ускоряющиеся изменения. Это мир информации,
которая быстро устаревает. Это мир, где
идеи постоянного реконструируются, перепроверяются
и переосмысливаются; мир, где никто не
может выжить с одним простым способом
мышления, где собственное мышление нужно
постоянно адаптировать к мышлению других,
где следует уважать стремление к ясности,
точности и тщательности, где навыки работы
должны постоянно развиваться и совершенствоваться.
Никогда
прежде система образования не готовила
учащихся к такой динамике изменений,
непредсказуемости, сложности, к такому
брожению, смятению и отсутствию одного
выделенного направления.
Мышление 
– это психический процесс 
отражения действительности, высшая
форма творческой активности человека,
целенаправленное использование, развитие
и приращение знаний, возможное лишь в
том случае, если оно направлено на разрешение
противоречий, объективно присущих реальному
предмету мысли.
Исходя 
из данного определения, мы делаем вывод,
что мышление есть непосредственная
связь индивида с окружающей биологической
и социальной средой, обеспечивающее высокое
качество жизни индивида и развитие общества
в целом.  Мышление позволяет не только
разрешать имеющиеся противоречия, но
и создавать новые условия деятельности,
преобразовывать окружающую действительность.
Таким образом, высокий уровень развития
мышления личности является одним из факторов
физического, социального, экономического
и психологического благополучия.
В
этой связи актуальной становится задача
разработки и применения средств развития
мышления в педагогической науке и практике.
Цель
данной работы – познакомиться с существующими
методами развития мышления. Объект исследования
– процесс развития мышления у детей.
Предмет – средства развития мышления
у детей.
Задачи:
выявить сущность мышления, его функции
и рассмотреть виды мышления; определить
средства развития мышления, применяемые
в педагогической практике.

Особенности развития мышления у детей

Под
развитием мышления учащихся в процессе
обучения психологи понимают формирование
и совершенствование всех видов,
форм и операций мышления, выработку 
умений и навыков применения законов
мышления в познавательной и учебной деятельности,
а также умений осуществлять перенос приемов
мыслительной деятельности из одной области
знаний в другую.
По 
мере овладения учебной деятельностью 
и усвоения основ научных знаний
школьник постепенно приобщается к системе
научных понятий, его умственные операции
становятся менее связанными с конкретной
практической деятельностью и наглядной
опорой. Дети овладевают приемами мыслительной
деятельности, приобретают способность
действовать в уме и анализировать процесс
собственных рассуждений. С развитием
мышления связано возникновение таких
важных новообразований, как анализ, внутренний
план действий, рефлексия.
Для
учащихся 1-2 классов характерны суждения
категорические, утвердительной формы.
Дети судят о каком-либо предмете односторонне
и не доказывают своих суждений. В связи
с увеличением объема знаний и ростом
словаря у школьников 3-4 классов появляются
суждения проблематические и условные.
Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь
не только на прямые, но и на косвенные
доказательства, особенно на конкретном
материале, взятом из личных наблюдений.
В среднем возрасте школьники употребляют
также разделительные суждения и свои
высказывания чаще обосновывают, доказывают.
Учащиеся старших классов практически
владеют всеми формами выражения мысли.
Суждения с предположением выражения,
допущения, сомнения и т.д. становятся
нормой в их рассуждениях. С одинаковой
лёгкостью старшие школьники пользуются
индуктивными и дедуктивными умозаключениями
и умозаключением по аналогии. Самостоятельно
могут ставить вопрос и доказывать правильность
ответа на него.
Мышление 
учащихся среднего школьного возраста
(11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными
главным образом словесно. При 
изучении разнообразных учебных 
предметов — математики, физики, химии,
истории, грамматики и др. — учащиеся имеют
дело не только с фактами, но и с закономерными
отношениями, общими связями между ними.
В
старшем школьном возрасте мышление
становится абстрактным. Вместе с тем 
наблюдается и развитие конкретно-образного
мышления, в особенности под влиянием
изучения художественной литературы.
Обучаясь 
основам наук, школьники усваивают 
системы научных понятий, каждое
из которых отражает одну из сторон
действительности. Формирование понятий 
— процесс длительный, зависящий
от уровня обобщённости и абстрактности
их, от возраста школьников, их умственной
направленности и от методов обучения.
В
усвоении понятий существует несколько 
уровней: по мере развития учащиеся всё 
ближе подходят к сущности предмета,
явления, обозначенного понятием, легче
обобщают и связывают друг с другом отдельные
понятия.
Для
первого уровня характерно элементарное
обобщение конкретных случаев, взятых
из личного опыта школьников или 
из литературы. На втором уровне усвоения
выделяются отдельные признаки понятия.
Границы понятия учащиеся то сужают, то
излишне расширяют. На третьем уровне
учащиеся пытаются дать развёрнутое определение
понятия с указанием основных признаков
и приводят верные примеры из жизни. На
четвёртом уровне происходит полное овладение
понятием, указание его места среди других
моральных понятий, успешное применение
понятия в жизни. Одновременно с развитием
понятий формируются суждения и умозаключения.
В
формировании мышления школьников решающее
значение принадлежит учебной деятельности,
постепенное усложнение которой ведет
за собой развитие умственных способностей
учащихся.
Однако 
для активизации и развития мыслительной
деятельности детей бывает целесообразно 
использовать неучебные задания, которые 
в целом ряде случаев оказываются
для школьников более привлекательными.
Развитию 
мышления способствует любая деятельность,
в которой усилия и интерес 
ребенка направлены на решение какой-либо
умственной задачи.
Например,
одним из самых эффективных способов
развития наглядно-действенного мышления
является включение ребенка в 
предметно-орудийную деятельность,
которая наиболее полно воплощается 
в конструировании (кубики, «Лего»,
оригами, различные конструкторы и 
пр.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector