Логика. суждение. умозаключение (стр. 1 из 5)

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов.  Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

По аналогии

Есть еще один вид умозаключений, который активно используется в человеческом мышлении и речи. Это умозаключение по аналогии. Что это такое? Умозаключение по аналогии — это такое утверждение, при котором несколько предпосылок имеют одну общую черту, на основе которой делается вывод. Это очень интересное и часто непосредственное умозаключение. Примеры можно привести следующие:

  • «Айфон — мобильный телефон. И вот этот красненький также является им». В данном случае можно расширить данное умозаключение на такое: «Айфон умеет звонить. Красненький прибор тоже умеет звонить. Айфон — телефон. Он должен уметь звонить. Следовательно, красненький прибор является телефоном».
  • «Школьная программа предусматривает изучение в октябре темы дифференциалов. Моя школа изучает дифференциалы. Следовательно, в соседней также изучаются дифференциалы».

В первом примере в качестве общего признака приводится возможность звонить. Во втором же наличие определенной темы в школьной программе. Возможно, примеры не самые точные, но при этом наглядные для большинства людей.

Суждение

Суждение (или высказывание) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например:

  • Если человек читает, значит, он знает буквы.
  • Любой ребенок нуждается в матери.
  • Все собаки – это не кошки.
  • Многие цветы приятно пахнут.

Давайте рассмотрим основные свойства суждения, чтобы понять, чем оно отличается от понятия.

  1. Любое суждение состоит из связанных между собой понятий. Для примера возьмем два понятия – мужчина и женщина. Из них можно составить несколько суждений:
  • мужчины и женщины – это люди;
  • мужчины не являются женщинами;
  • некоторые женщины сильнее мужчин.
  1. Любое суждение выражается в форме предложения (в то время как понятие выражается словом). При этом не каждое предложение обязательно должно быть суждением.
  2. Любое суждение является либо истинным, либо ложным. Если оно соответствует действительности, оно истинное, а если не соответствует – ложное.
  3. Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения состоят из простых, соединенных каким-либо союзом.

Из всего вышесказанного вытекает, что суждение представляет собой гораздо более сложную форму логического мышления, чем понятие. Именно поэтому в суждении выделяют четыре части: субъект, предикат, связку и квантор.

Не пугайтесь этих слов, они вовсе не так сложны, как кажется на первый взгляд. Кратко рассмотрим их.

Субъект (S) – это то, о чем идет речь в суждении. В суждении «Все растения не животные» речь идет о растениях, поэтому в данном случае субъектом являются растения.

Предикат (Р) – это то, что говорится о субъекте. В том же суждении «Все растения не животные» о субъекте «растения» говорится, что они – «не животные», поэтому предикатом данного суждения выступает понятие «животные».

Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. Роль связки могут выполнять самые разные слова: есть, является, находится, это и т. п.

Квантор – это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова все, некоторые, каждый пятый, половина, ни один и т. п.

Для закрепления давайте проанализируем простое суждение «Многие школьники любят физкультуру».

  1. Субъект – «школьники»
  2. Предикат – «физкультура»
  3. Связка – «любят»
  4. Квантор – «многие»

Надеемся, что это понятно. Стоит также отметить, что в некоторых суждениях квантор может отсутствовать. Однако он обязательно подразумевается. В суждении «Бабочки – это насекомые» квантор видимым образом отсутствует, но он подразумевается – это слово «все».

Вопросы в логике

Теперь давайте разберемся с тем, что такое вопрос, и почему его правильность так важна для логики.

Дело в том, что сам по себе вопрос очень близок к суждению. По сути, вопрос – это логическая форма, направленная на получение ответа в виде суждения.

Любой вопрос состоит из двух частей:

  1. Основной (базисной), выраженной неким суждением (предпосылка вопроса);
  2. Искомой, указывающей на необходимость дополнения этого суждения каким-то ответом.

С точки зрения логики одним из основных требований к постановке вопроса является истинность суждения базисной части. В противном случае вопрос считается логически некорректным.

Например, вопрос: «В каком году Достоевский написал «Войну и мир»?» следует признать логически некорректным, так как его базисная часть выражена ложным суждением «Достоевский написал «Войну и мир»».

Что такое логика?

Логика – это наука о формах, приёмах и операциях мышления, позволяющих устанавливать или опровергать истинность определенных утверждений, исходя из заведомо известных фактов. Сложно сказать точно, когда она возникла. Отдельные элементы логики присутствуют в работах древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей 6-5 веков до н. э., но первым её основные принципы сформулировал Аристотель в 4 веке до н. э.

Изначально она возникла как направление в философии, но со временем развилась в сложную систему знаний и стала самостоятельной научной дисциплиной – формальной логикой. От остальных наук, изучающих мышление, она отличается тем, что абстрагируется от содержания размышлений и высказываний, а изучает их структуру и внутренние закономерности.

Термин «логика» образован от греческого слова λόγος (логос – мысль, слово, причина). Сегодня у него есть два основных значения. Им может обозначаться как научная дисциплина, изучающая закономерности мыслительных процессов и логических построений, так и совокупность правил, которых необходимо придерживаться при построении непротиворечивых умозаключений.

Понятие логических модусов

В структуре простого силлогизма выделяются модусы. Модусы силлогизма являются его фигурами. Модусы (фигуры) силлогизма определяются законами логики и разновидностью силлогизма. Модусы простого категорического силлогизма состоят из следующих элементов: большой термин (Р), средний термин (М), меньший термин (S). Можно сказать, что большой термин – это сказуемое, а меньший термин силлогизма, который используется в заключении, является его субъектом. Простой категорический силлогизм не предполагает использование среднего термина в заключении.

В определении фигур используются следующие правильные модусы простого категорического силлогизма:

А – все субъекты являются первичными тезисами;
I – некоторые субъекты являются первичными тезисами;
Е – все субъекты не являются первичными тезисами;
О – некоторые субъекты не являются первичными тезисами.

В категорическом силлогизме эти фигуры складываются в 11 правильных сочетаний: ААА, ААI, АЕЕ, АЕО, АII, АОО, ЕАЕ, ЕАО, ЕIО, IAI, ОАО. Все остальные сочетания приведут к ошибкам.
В зависимости от расположения среднего термина, структура будет изменяться.

Первая фигура (подчинительная):

Все демоны страшные.
Некоторые силы зла – демоны.
Некоторые силы зла страшные.

Вторая фигура (юридическая):

Все ангелы – не демоны.
Некоторые силы зла – демоны.
Некоторые силы зла страшные.

Третья фигура (опровергающая):

Все демоны страшные.
Некоторые демоны – силы зла.
Некоторые силы зла страшные.

Четвертая фигура:

Все ангелы – не демоны.
Некоторые демоны – силы зла.
Некоторые силы зла страшные.

Во всех этих примерах средним термином являются демоны, большим – ангелы, меньшим – силы зла.

Примеры фигур отражают разные задачи логики. Правила фигур определяются назначением суждения. Первая фигура энтимемы используется для показа применения общих положений теории к ее частным моментам. Вторая фигура отвергает ложное подчинение. Третья фигура энтимемы используется для доказательства того, что из любого правила бывают исключения. Четвертая фигура – это модус в философии, а не в логике.

Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры

Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:

  • сравнивание;
  • анализирование;
  • абстрагирование;
  • синтезирование;
  • обобщение.

Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта  на различные части или признаки с последующим сравнением.

Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.

Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.

Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.

Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.

[править] Классификация умозаключений

  • дедуктивные:
    • непосредственные умозаключения:
      • превращения;
      • обращения;
      • противопоставления предикату;
      • противопоставления субъекту;
      • выводы «по логическому квадрату»;
    • силлогизмы:

      • простые:
        • категорические;
        • условные;
        • разделительные;
        • сокращённые;
      • сложные:
        • условно-категорические;
        • разделительно-категорические;
        • условно-разделительные;
        • сокращённые;
        • комбинированные;
  • индуктивные;
  • умозаключения по аналогии.

Дедуктивные умозаключения – вид умозаключений, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, необходимо следует заключение, выражающее знание меньшей степени общности. Дедукция в переводе с латинского означает «выведение». суждение, в котором есть субъект и предикат.

Непосредственные умозаключения – это умозаключения, в которых вывод совершается из одной посылки, являющейся категорическим высказыванием. Практически непосредственные умозаключения (кроме выводов по «логическому квадрату») представляют собой преобразования (операции) категорических суждений, в результате которых получаются суждения другой формы, но выражающие ту же самую мысль, что и исходные суждения.

Классификация простых суждений

По качеству

  • Утвердительные — S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».
  • Отрицательные — S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

По объёму

  • Общие — суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».
  • Частные — суждения, которые справедливы относительно части объёма понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения хвойные».
  • Единичные

По отношению

  • Категорические — суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».
  • Условные — суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных сужденийОснование — это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.
  • Следствие — это (последующее) суждение, которое описывает ситуацию, образующуюся при выполнении условия.

По отношению между подлежащим и сказуемым

Логический квадрат, описывающий отношения между категорическими суждениями

Субъект и предикат суждения могут быть распределены

(индекс «+») илине распределены (индекс «-»).

  • Распределено — когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется в полном объёме.
  • Не распределено — когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется не в полном объёме.

Суждения А (обще-утвердительные суждения)

Распределяет своё подлежащее (S), но не распределяет своё сказуемое (P)

Объём подлежащего (S) меньше объёма сказуемого (Р)

Прим.: «Все рыбы суть позвоночные»

Объёмы подлежащего и сказуемого совпадают

Прим.: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами»

Суждения Е (обще-отрицательные суждения)

Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

Прим.: «Ни одно насекомое не есть позвоночное»

Суждения I (частно-утвердительные суждения)

Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

Прим.: «Некоторые книги полезны»

Прим.: «Некоторые животные суть Позвоночные»

Суждения О (частно-отрицательные суждения)

Распределяет своё сказуемое (Р), но не распределяет своё подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

Прим.: «Некоторые животные не суть позвоночные (S)»

Прим.: «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов (S)»

таблица распределения подлежащего и сказуемого

Подлежащее (S) Сказуемое (P)
о-у А распределено нераспределено
о-о Е распределено распределено
ч-у I нераспределено нераспределено
ч-о О нераспределено распределено

Общая классификация:

  • общеутвердительные (A ) — одновременно общие и утвердительные(«Все S+ суть P-»)
  • частноутвердительное (I ) — частное и утвердительное(«Некоторые S- суть P-») Прим: «Некоторые люди имеют чёрный цвет кожи»
  • общеотрицательное (E ) — общее и отрицательные(«Ни один S+ не суть P+») Прим: «Ни один человек не всеведущ»
  • частноотрицательное (O ) — частное и отрицательное(«Некоторые S- не суть P+») Прим: «Некоторые люди не имеют чёрного цвета кожи»

Другие

Разделительные —

1) S есть или А, или В, или С

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

Условно-разделительные суждения —

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

  • Суждения тождества — понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём. Пример: «Всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник».
  • Суждения подчинения — понятие с менее широким объёмом подчиняется понятию с более широким объёмом. Пример: «Собака есть домашнее животное».
  • Суждения отношения — именно пространства, времени, отношения. Пример: «Дом находится на улице».
  • Экзистенциальные суждения или суждения существования — это такие суждения, которые приписывают только лишь существование.
  • Аналитические суждения — суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится.
  • Синтетические суждения — суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое.

Виды логики

Объясняя, что такое логика, обычно говорят в первую очередь о формальной логике. При этом существует ещё два раздела, фактически являющихся самостоятельными дисциплинами: математическая (символическая) логика и диалектическая логика. Рассмотрим каждый из разделов подробнее.

1. Формальная логика

Формальная логика – это научная дисциплина, изучающая структуру и истинность утверждений. Её создателем считается Аристотель (4 век до н. э.), рассматривавший её как возможность оперировать формальными фактами, абстрагируясь от их природы и содержания. Это позволяет обеспечить логическую правильность суждений, поскольку анализу подвергается только структура утверждения, но не его содержание.

По сути, наше мышление подчиняется формальной логике. Основываясь на имеющихся фактах, мы делаем логические выводы и принимаем решения. Однако мы не можем полностью абстрагироваться от природы и содержания суждений, кроме того, эмоции могут оказывать очень сильное влияние на наши выводы и действия. Поэтому людям свойственны нелогичные поступки.

2. Математическая логика

Изначально это была часть формальной логики, но в 19 веке она выделилась в самостоятельный раздел (при этом в ней по-прежнему соблюдаются все принципы формальной логики). Она пополнилась новыми математическими методами и специализированными нотациями. Благодаря этому символическая логика превратилась в мощный инструмент, применяемый современными науками при решении задач и доказательстве теорий.

Данная модель делает процесс познания более точным, поскольку в ней слова естественных языков с размытым смыслом заменяются формальными определениями, исключающими двусмысленность и размытость суждений. Все суждения математической логики формулируются на точном языке, не допускающем неоднозначных трактовок. Для таких языков чётко определена семантика (значения терминов) и синтаксис (совокупность формул или правил построения объектов языка).

3. Диалектическая логика

Это философская дисциплина, изучающая мышление вообще. Её основателем считается немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Она основывается на формальной логике, и всё же в ней учитывается содержание явлений, объектов и процессов. В ней используются такие принципы как:

  • принцип объективности;
  • принцип всесторонности;
  • принцип историзма (выявление закономерностей в истории рассматриваемого объекта);
  • принцип конкретности (принятие в расчёт особенностей конкретного объекта и условий его существований).

Основные виды

Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа

Наглядно-действенный тип

Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:

  • сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
  • проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
  • синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
  • составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.

Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.

Наглядно-образный тип

Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».

Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.

Словесно-логический тип

Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов

Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Способы проверки истинности рассуждения

Для того, чтобы определить, является ли рассуждение правильным, его подвергают тщательному анализу:

  1. Нужно сформулировать гипотезу.
  2. Нужно четко сформулировать вопросы, соотнести актуальные факты между собой.
  3. Найти недостающую информацию в процессе проверки гипотезы.
  4. Определить, силлогизм ложный или истинный.

Рекомендуется использовать такие способы проверки истинности конечного суждения, как:

  1. Проверка конструкции. Выполнить проверку соблюдения в умозаключении правил терминов и правил посылок.
  2. Установить вид фигуры и проверить, допустимо ли такое сочетание хотя бы в одной схеме.

Что такое утверждение?

Утверждение — это базовая категория логического процесса, которая создает предпосылку для мыслительного акта. Утверждение является фразой, которая очень напоминает математическую аксиому для определенного круга людей или же умозаключение, которое было доказано с помощью других утверждений. Проще говоря, это простая фраза. Например: «Новый айфон вышел в нескольких цветах». Это утверждение, констатация факта. И она необходима для построения умозаключения.

При этом одного утверждения недостаточно, чтобы составить полноценное умозаключение. Это комплексное понятие. Согласитесь, достаточно странно говорить: «Новый айфон вышел в нескольких цветах, следовательно, новый айфон вышел в нескольких цветах». Нужна еще какая-то предпосылка, чтобы получилось умозаключение. Таковой может стать: «Я купил новый айфон». Получается такой маленький логический пример: «Новый айфон вышел в нескольких цветах, следовательно, кто-то имеет такой же айфон, как у меня, только другого цвета». Вот мы и составили простенькое умозаключение.

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»)

Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Критерии истинности умозаключений

Также как и для суждений, для умозаключений существуют определённые условия их истинности

При определении, истинное умозаключение или ложное, нужно обращать внимание на два аспекта. Первый аспект – это истинность посылок

Если хотя бы одна из посылок ложна, то и сделанное заключение тоже будет ложным. Поскольку заключение – это та информация, которая была скрыта в посылках и которую мы просто извлекли на свет, то из неверных посылок невозможно случайно получить верный вывод. Это можно сравнить с попыткой сделать бифштекс из моркови. Наверное, моркови можно придать цвет и форму бифштекса, но внутри всё равно будет морковь, а не мясо. Никакие кулинарные операции не преобразуют одно в другое.

Второй аспект – это правильность самого умозаключения с точки зрения его логической формы

Дело в том, что истинность посылок – это важное, но недостаточное условие для того, чтобы заключение было правильным. Нередки ситуации, когда посылки истинны, но заключение неверно

В качестве примера неправильного умозаключения при истинности посылок можно привести умозаключение голубки из «Алисы в стране чудес» Кэрролла. Голубка обвиняет Алису, в том, что она не змея. Вот как она приходит к этому выводу:

Змеи едят яйца. Девочки едят яйца. Значит, девочки – это змеи.

Хотя посылки правильные, заключение абсурдно. Умозаключение в целом сделано неверно. Чтобы избежать подобных ошибок, логики выявили такие умозаключения, логические формы которых при истинности посылок гарантируют истинность заключения. Их принято называть правильными умозаключениями. Таким образом, чтобы умозаключение было сделано верно, нужно следить за истинностью посылок и за правильностью самой формы умозаключения.

Мы рассмотрим различные формы правильных умозаключений на примере силлогистики. В этом уроке мы разберём самые простые однопосылочные заключения. В следующем уроке – более сложные заключения: силлогизмы, энтимемы, многопосылочные заключения.

Определение и структура умозаключения

Умозаключение как форма мышления выполняет связь всех рациональных форм мысли. Сущность умозаключения как формы мышления – в его производном, выводном характере. Притом, умозаключение является формой производства нового знания. Как форма производства нового теоретического знания умозаключение должно быть истинным. Истинность умозаключения неразрывно связана с его логической правильностью. Это значит, что должны быть истинными составляющие умозаключение суждения и что связь этих суждений должна быть логически необходимой, а, следовательно, новое знание, получаемое в умозаключении, будет с необходимостью следовать из исходных мыслей (суждений).

Умозаключение – это форма рационального мышления, с помощью которой на основе логически взаимосвязанных высказываний по определенным правилам вывода из ранее установленных знаний (посылок) можно получить новое (выводное) знание с необходимостью или с определенной степенью вероятности следующее из них.

Все студенты

должны придерживаться трудовой дисциплины во время обучения.

Олег является студентом.

Олег должен придерживаться трудовой дисциплины во время обучения.

Отмеченное умозаключение состоит из трех суждений, из которых два первых являются посылками, а одно (последнее) – выводом, а также логической связи между посылками и выводом.

Структурныеэлементыумозаключения посылки и заключение.

Посылка умозаключения – это исходное суждение (исходное знание), из которого в умозаключении выводится новое знание (выводное знание).

Заключение – это новое суждение (выводное знание), полученное в умозаключении из известных суждений.

Простые умозаключения – две посылки. Сокращенные умозаключения – одна из посылок или заключение пропущены, т.е. здесь может быть всего лишь одна посылка. Сложные умозаключения – более двух посылок, т.к. заключение первого простого умозаключения может рассматриваться как посылка следующего, и на основании еще одной посылки делаться новое заключение и т.д.

Выводы

Вообще умозаключение — это значительно более сложная тема, чем то, что здесь описано. Даже маленькой частички всего не расскажешь. Но при этом умозаключение — это эффективный механизм, который позволяет нам думать, мыслить, разговаривать и вообще существовать. Какие основные выводы мы можем сделать из этой статьи?

  • Умозаключение является основой мышления.
  • Оно всегда состоит из нескольких предпосылок, некоторые из которых могут опускаться.
  • Любая предпосылка также является умозаключением, которое можно разложить на ряд других суждений.
  • Индуктивное мышление эффективно лишь в том случае, если оно полное, то есть имеет максимально возможное количество частных суждений.

Как видим, выводы достаточно простые для понимания, но сложные для реализации.

Что такое умозаключение?

Умозаключение — это простейшая форма мыслительного акта, которая образуется вследствие логической переработки нескольких утверждений, или, как их еще называют, посылок. Немного сложноватое определение для тех людей, которые еще не изучали данную тему. Тем не менее понятно, что умозаключение — это элемент мыслительного процесса, присущий почти всем людям. Без него невозможно было бы общаться, взаимодействовать. Как следствие, человеческий вид бы или деградировал или же вообще вымер. Ни один из этих вариантов с точки зрения экологии неверен.

Давайте разберем данное определение. Мыслительный акт — это одна операция, которая была совершена нашим мозгом в попытках извлечь что-то полезное из конвейера нейронных связей. Да, разобрались, легче стало. Ладно, мыслительный акт — это как один шаг в ходе мышления. Он необходим, чтобы создавать огромные рассуждения, такие как научные трактаты. Конечно, далеко не каждому человеку понадобится их составлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector