Суть стэнфордского тюремного эксперимента зимбардо

Неоднозначная оценка эксперимента

Зимбардо благодаря своему эксперименту стал всемирно известным. Его исследование вызвало большой общественный интерес. Однако многие ученые упрекали Зимбардо в том, что эксперимент был осуществлен без оглядки на этические нормы, что нельзя ставить в столь экстремальные условия молодых людей. Впрочем, Стэндфордский комитет гуманитарных наук одобрил проведение исследования, а сам Зимбардо говорил, что никто не мог предугадать, что надзиратели окажутся столь бесчеловечными.

Американская психологическая ассоциация в 1973 году подтвердила соответствие эксперимента этическим нормам. Однако это решение в последующие годы было пересмотрено. С тем, что не должно быть проведено в будущем ни одно подобное исследование поведения людей, соглашался сам Зимбардо.

Об этом эксперименте сняты документальные фильмы, написаны книги, а одна панк-группа даже назвала себя в его честь. До сих пор он остается предметом споров, даже среди бывших его участников.

Чистота эксперимента, использование полученных результатов

Отметим, что люди, вовлеченные в Стэнфордский тюремный эксперимент, отзывы о нем оставили неоднозначные. Двойственным является и отношение к Зимбардо, а Кристину считают героиней и спасительницей. Однако сама она уверена, что ничего особенного не сделала — просто помогла своему избраннику увидеть себя со стороны.

Результаты эксперимента в дальнейшем были использованы для демонстрации покорности и восприимчивости людей, когда присутствует поддержанная государством и обществом оправдывающая идеология. Кроме того, они служат иллюстрацией к двум теориям: влияния власти авторитетов и когнитивного диссонанса.

Итак, мы рассказали вам о Стэнфордском тюремном эксперименте профессора Ф. Зимбардо. Ваше дело — решать, как к нему относиться. В заключение добавим, что на его основе Марио Джордано, итальянский писатель, в 1999 году создал повесть под названием «Черный ящик». Это произведение несколько позже было экранизировано в двух кинолентах. В 2001 г. был снят «Эксперимент», немецкий фильм, а в 2010 г. появилась одноименная американская лента.

Отбор участников эксперимента

Желающих поучаствовать в Стэнфордском эксперименте было 75 человек. Все мужчины пришли на отбор по объявлению. Из этого количества людей было отобрано 22 человека.

За участие в эксперименте каждому из них предполагалась плата в размере 15 долларов в сутки. Претенденты прошли тестирование на стрессоустойчивость и физическую пригодность. После этого, как говорилось ранее, всех участников разделили на арестантов и надзирателей с помощью жребия.

Большинство испытуемых были студентами, проживающими в Стэнфорде или недалеко от него. До начала Стэнфордского эксперимента, все они не были между собой знакомы.

Цель эксперимента и методы осуществления

Военно-морской флот США заказал исследование для того, чтобы получить объяснение конфликтам в тюрьмах и морской пехоте.

Целью эксперимента было исследование поведения человека в условиях тюремной жизни. В подвале университета была оборудована условная тюрьма, где в роли охранников и узников выступили добровольцы. За участие им предложили неплохую оплату.

В отборе участвовали 70 добровольцев, из них были приняты 24. Это были белые мужчины из среднего класса общества.

Психологи сами распределили, кто будет играть роль охранников, а кто – заключенных.


Добровольцы, переодетые в охранников и заключенных, не знали о том, что их ожидает Охранники облачились в военную униформу, в руки им дали дубинки. Им разрешалось брать выходной и ходить домой. Заключенным выдали халаты и резиновые шлепанцы, у них отобрали нижнее белье, а вместо имен были нашивки на халате. На голову их попросили надеть плотные колготки, на ноги нацепили цепь.

Что показал эксперимент

По мнению Филиппа Зимбардо, эксперимент доказывает, что люди склонны менять своё поведение, находясь в соответствующих условиях и имея другой статус.

В действительно, это может быть так. Только все ли люди? Или некоторые из них?

Может, для точных результатов нужно было:

Взять людей разного возраста, расы, пола. Проанализировать, кто более подвержен смене поведения: женщины или мужчины, молодые или пожилые?


Фото автора Caroline Martins: Pexels

  • Проследить, какой группе людей сложнее влиться в новую роль. То есть, человека из низшего сословия наделить властью и сравнить его поведение с  участником, который уже имеет определённый статус, но в данный момент находится в позиции униженного. Кто из них проявит жестокость или какое-либо девиантное поведение?
  • Продлить эксперимент. Сделать его более длительным, чтобы проследить, как поведение человека меняется спустя определённое время пребывания в новом статусе. Естественно, человек будет бунтовать против новых правил или ограничения свободы, потом смирится или найдет способы, как освободиться. Но на это нужно время.
  • Одна инструкция. Можно её указать в контракте, остальной инструктаж по ходу дела может помешать эксперименту. Если подсказывать людям, что и как делать, то эксперимент не может считаться достоверным. Инструкция должны быть для всех едина. Менять в процессе проговоренные правила – недопустимо.
  • Изменить условия. Тюрьма – это то место, куда редко попадают в действительности невиновные люди. Хотя, бесспорно, такие случаи есть. В данном эксперименте невиновны были все. Поведение людей будет отличаться друг от друга, в зависимости от условий получения их нового статуса. А также: справедливо ли они его получили или нет, первый раз они находятся в нём или нет.


Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels

Провести диагностику. Каждый человек растёт в определенных условиях: в полной или неполной семье, с авторитарным отцом или мамой, в условиях гиперопеки или вседозволенности, с бабушкой и дедушкой или круглой сиротой

Это важно учитывать, всё-таки атмосфера, в которой растёт ребенок, очень сказывается на его поведение, приспособленность к жизни, реакциям

Конечно, новый статус и условия меняют людей. Они, так или иначе, адаптируются к новой роли. Вопрос в том, всегда ли это ведет к проявлению жестокости? Или всё-таки всё зависит от самого человека?

Субъективный

С рациональной точки зрения, конечно, все эти эстетические меры не имели значения. Все еще было абсолютно верно, что между охранниками и заключенными не было значительных различий в росте и конституции, и все они в равной степени подчинялись правовой базе. Кроме того, охранникам было запрещено причинять вред заключенным, и их функции сводились к контролю за их поведением, заставляя их чувствовать себя некомфортно, лишенными личной жизни и подверженными беспорядочному поведению своих охранников. Короче говоря, все было основано на субъективном, то, что трудно описать словами, но также влияет на наше поведение и принятие решений.

Суть эксперимента

Зимбардо и его коллеги хотели доказать, что человек способен на жестокость в условиях ограничения свободы и принятия новой для него социальной роли.

В подвале Стэнфордского университета была создана тюрьма. Участников с помощью жребия разделили на заключённых и надзирателей. С ними заключили контракт и озвучили правила.

Вот некоторые из них:

  • Обращаться к заключённым можно только по номерам
  • Обращаться к надзирателям — «мистер офицер»
  • Все должны носить униформу
  • Никто не должен был упоминать, что участвует в эксперименте.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Надзирателям выдали дубинки, солнечные очки, униформу, которую им позволили выбрать самим. А также они получили свистки и ключи от камер. Им дали наставление создать у заключенных чувство страха, тоски и невозможности контролировать свою жизнь.

Заключённых вызвали позже, обвинили по одной из статей, зачитали права. Позже провели досмотр: раздели догола, проверили на отсутствие вшей, вместо бритья головы выдали чулки, которые они должны были надеть на голову. Заключённым выдали неудобную одежду из грубого материала, подобие женского платья, полностью исключающую носку нижнего белья. На ногу им вешали цепь, она была нужна для того, чтобы заключённые не забывали о том, где находятся.

Заключённые жили по трое в камере. Камеры делились на «с удобствами» и без. То есть для прилежных заключённых и для плохих. Так же имелся карцер, в который сажали нарушителей порядка. Заключённые должны были почти всегда молчать, а есть и отдыхать только в отведённое на это время. Справлять нужду разрешалось только в самой камере, в специальную ёмкость. Существовал отдельный туалет, но попасть туда можно только имея определённые привилегии.

Во второй день эксперимента заключённые взбунтовались. Надзирателям пришлось их угомонить, полив водой из шлангов, а зачинщика посадить в карцер. В нём он провел сутки.

Филипп Зимбардо отмечал, что надзиратели с легкостью переключались на роль садистов.

Некоторые заключённые объявили голодовку, их посадили в одиночную камеру. Несколько из надзирателей принуждали их есть против воли. Так же, почувствовав власть и свободу, надзиратели сами ограничивали время отдыха и приёма пищи заключённых. За хорошее поведение они позволяли пользоваться своими правами, других в этом ограничивали.

Самый жестокий «надзиратель»

Самым жестоким «надзирателем» оказался Дэйв Эшелман, который затем стал владельцем ипотечного бизнеса в городе Сараготе. Он вспоминал, что просто искал себе подработку на лето, и таким образом оказался вовлеченным в Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 г. У Дэйва сформировался план, заключавшийся в том, что нужно непременно устроить «какой-то экшн» для того, чтобы исследователи могли потом написать статьи. Поэтому Эшелман осознанно становился грубым, пытаясь сделать интересным Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 года. Перевоплощаться ему было несложно, поскольку он учился в театральной студии и имел большой актерский опыт. Дэйв отмечает, что он, можно сказать, проводил параллельно свой эксперимент. Эшелман хотел выяснить, сколько ему будет позволено до того, как будет принято решение прекратить исследование. Однако его никто не останавливал в жестокости.

Обстановка и атмосфера

Так как Филипп трудился в Стэнфордском университете, то решил организовать тюремные условия тут же, в подвале. Для создания эффекта реальности происходящего, были установлены двери со стальной арматурой. На каждой был номер, как и у заключённого, утратившего своё имя. Так как был обязан отзываться только на код, выданный при «поступлении». В этой тюрьме был коридор, который назвали «Двором». Он был предназначен для приёма пищи, прогулок, занятий спортом. В одном его конце было небольшое отверстие в стене, за которым расположили видеокамеры для постоянного наблюдения за происходящим. Учёные также могли слышать всё, и делать объявления по громкой связи. А на другом находилась небольшая коморка для наказаний, получившая название «Яма». В ней мог уместиться только один человек, и то стоя.

Психологическое давление оказывал так же факт отсутствия часов и окон. Это значительно дезориентировало в ощущениях и пространстве. Отчего испытуемые входили в роль намного быстрее, забывая, что это всего лишь «игра». Сами же камеры были настолько узкими, что в них помещались только кровати.

Чтобы понимать, как воздействовать на психику в условиях ограничения свободы, были приглашены независимые консультанты. Среди которых был человек, отсидевший ранее 17 лет и прекрасно знающий всю «кухню» изнутри. Именно он давал рекомендации касательно методов, вызывающих унижение, страх и страдания.

Помещение в тюрьму

Испытуемые, которые должны были стать заключенными, неожиданно были «арестованы» в своих домах. Им сообщили, что они задержаны по подозрению в вооруженном ограблении или краже со взломом, уведомили об их правах, обыскали, надели наручники и привезли в участок. Здесь они прошли процедуры занесения в картотеку и взятия отпечатков пальцев. Каждого заключенного после прибытия в тюрьму раздевали догола, после чего обрабатывали специальным «средством от вшей» (обыкновенным дезодорантом) и оставляли на некоторое время одного в обнаженном виде. После этого ему выдавали специальную одежду, фотографировали и помещали в камеру.

«Старший надзиратель» читал «заключенным» правила, которые следовало выполнять. С целью деперсонализации обращаться к каждому из «преступников» следовало только по указанному на форме номеру.

Неоднозначная оценка Стэнфордского эксперимента

Этот знаменитый эксперимент сделал Филиппа Зимбардо всемирно известным. Его исследование вызвало большой переполох в научных и общественных кругах. Однако некоторые ученые упрекали Филиппа в том, что он, при проведении исследования, не учитывал этические и моральные нормы человека.

Помимо этого, его обвиняли еще и в том, что он не имел права ставить совсем молодых людей в такие экстремальные условия. Сам Зимбардо признавался, что ему и в голову не могло прийти то, чем завершится Стэнфордский эксперимент.

В конечном счете, Американская психологическая ассоциация пришла к выводу, что в будущем времени подобные исследования не должны больше проводиться. С такой позицией согласился и сам Филипп Зимбардо.

О стэндфордском эксперименте написаны книги и сняты документальные и художественные фильмы. Вплоть до наших дней он остается предметом жарких дискуссий даже между бывшими участниками.

Сам психолог утверждал, что целью его исследований было изучение реакции людей на ограничение свободы. Его больше интересовало поведение преступников, чем тюремщиков.

Критика Эриха Фромма

Эксперимент Зимбардо неоднократно критиковался другими психологами, в том числе очень известными. Одним из первых с критикой выступил Эрих Фромм. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности», вышедшей в 1973 году, он оспаривает вывод Зимбардо о поведении людей, попавших в подобную ситуацию в роли охранников или заключенных, приводя исторические сведения о поведении людей в нацистских концлагерях.

«Неспособность авторов проверить свои выводы на предмет реалистичности ситуации вызывает особое сожаление, поскольку имеется достаточно материалов, касающихся тюремной ситуации, гораздо более жестокой, чем в худших американских тюрьмах — гитлеровских концентрационных лагерях», — утверждает Фромм, одновременно отмечая важность этических и моральных установок заключенных, которые могут быть различны в общих для всех условиях концлагеря. Фромм также оспорил валидность скринингового теста, который был приведен для измерения общего садизма «надзирателей»

Он считал, что чувство реальности участников эксперимента было значительно снижено, а разница между реальными заключенными и экспериментальными настолько велика, что провести какие-либо аналогии не представляется возможным. В реальной жизни и заключенный, и охранник знают, что их действия могут иметь последствия. Кроме того, сам экспериментатор может значительно повлиять на ход эксперимента. Он в некоторой степени снимает ответственность с испытуемых за их поведение, освобождает от собственной воли, потому и создается ситуация, где они способны на поведение гораздо худшее, чем в своей обычной жизни.

Фромм также отметил сковывающую движения униформу — халаты, в которых заключенные мужчины невольно принимали позы, подобные женским, что воспринималось ими как нечто унизительное и подавляющее личность. Эта форма, как и пакеты на голове, была схожа с той, что использовалась в тюрьме Абу-Граибе. Это стало очевидным после публикации шокирующих фото пыток в этой тюрьме в 2004 году.

Этапы подготовки исследования

Эксперимент Филиппа Зимбардо осуществлялся в несколько этапов.

Отбор участников эксперимента

После публикации объявления в университетской газете, 70 студентов изъявили желание принять участие в Стэнфордском эксперименте о тюрьме. Все они подверглись многочисленным психологическим обследованиям, по результатам которых к участию в Стэнфордском эксперименте Зимбардо выбрал 24 студента. Они не имели отклонений в физическом и психическом развитии.

Распределение на охранников и заключенных

Особенностью эксперимента Филиппа Зимбардо было то, что испытуемые, которым предложили разные роли, были примерно одного возраста, обладали одинаковым социальным статусом. Они все являлись студентами колледжей. Ученый предположил, что запас социальных знаний и багаж жизненного опыта у них примерно одинаковый.

В реальной жизни студенты были равны между собой, распределение на две группы осуществлялось случайно. Однако тем, кому выпала роль надзирателей, было сообщено, что эта роль досталась им потому, что они обладают теми личностными качествами, которые необходимы при осуществлении контроля поведения арестантов. Специальной подготовки при этом они не проходили. За день до начала эксперимента их пригласили на инструктаж, где предупредили о недопустимости физического насилия в отношении заключенных. Им выдали форму охранников, зеркальные солнечные очки и дубинки. По замыслу автора, они должны были совершать обход тюрьмы.

Для надзирателей был предусмотрен сменный режим «работы»: охранники дежурили по трое, смена заканчивалась через 8 часов, однако через несколько дней большая часть из них выражала желание дежурить в искусственно созданной тюрьме сверхурочно, хотя организаторы эксперимента предупреждали их о том, что это время участия в эксперименте оплачиваться не будет.

Организаторы Стэнфордского тюремного эксперимента кратко сообщили надзирателям, что их задача – создать у заключенных ощущение собственного бессилия, страха, тоски. Они должны чувствовать, что надзиратели имеют право на произвол, что каждое действие заключенных контролируется системой и надзирателями. Так планировалось уничтожать индивидуальность арестантов.

Примечательно то, что заключенные были уверены, что в группу надзирателей попадают высокие молодые люди. Хотя особенности телосложения испытуемых организаторами эксперимента не учитывались.

Оказалось, что внешней атрибутики тюремного эксперимента Зимбардо было достаточно для того, чтобы испытуемые примерили на себя соответствующую модель поведения: надзиратели вели себя жестко по отношению к заключенным, а те, в свою очередь, быстро утратили свою индивидуальность и перестали сопротивляться давлению блюстителей порядка.

Так ученый разделил студентов на 2 группы: с первого дня к участию в опыте приступило по 9 человек из обеих групп, 3 человека в каждой группе являлись запасными.

В процессе проведения Стэнфордского тюремного эксперимента Зимбардо понадобилось ввести 2 запасных в группу заключенных и одного запасного в группу надзирателей.

Переоборудование крыла университета в «тюрьму»

Одно крыло здания университета было переоборудовано в тюрьму. Тюремным двориком стал коридор, ширина которого не превышала 2 метров. В том коридоре находились двери в 3 аудитории. Двери были заменены решетками, из кабинетов вынесли всю мебель. В аудиториях разместили только топчаны для арестантов. Так учебные кабинеты превратились в тюремные камеры. Согласно задумке автора, в каждой такой камере разместили по 3 человека.

В этом же коридоре располагалось подсобное помещение, которое стало комнатой надзирателей. Стоящий в коридоре шкаф для инвентаря, внутренний размер которого был 70 на 70 см, решили использовать в качестве одиночной камеры. Так были созданы декорации, способствующие дезориентации, потере самоидентификации участников. В таких условиях молодые люди быстро утратили чувство реальности.

На протяжении всего эксперимента сам Зимбардо и его ассистенты вели круглосуточное наблюдение за происходящим в псевдотюрьме. «Камеры» заключенных и штаб надзирателей, а также сам коридор, в котором располагались эти помещения, были оснащены камерами и многочисленными прослушивающими устройствами.

Отбор участников эксперимента

Стэнфордский тюремный эксперимент — исследование, в котором участвовали 22 мужчины. Их отобрали из 75 откликнувшихся на объявление в газете. За участие предлагалась плата 15 долларов в день. Откликнувшиеся должны были заполнить анкету, включающую вопросы о семье, психическом и физическом здоровье, отношениях с людьми, жизненном опыте, предпочтениях и склонностях. Это дало возможность исследователям исключить людей с преступным прошлым или с психопатологией. Один или два экспериментатора беседовали с каждым претендентом. В итоге отобрали 24 человека, казавшихся наиболее устойчивыми психически и физически, наиболее зрелыми, а также наименее способными к антиобщественным поступкам. Несколько человек по тем или иным причинам отказались от участия в эксперименте. Остальных поделили методом случайного отбора, присвоив половине из них роль «заключенных», а другой половине — «надзирателей».

Испытуемые — студенты мужского пола, находившиеся летом в Стэнфорде или неподалеку от него. Это были в большинстве своем хорошо обеспеченные белые (за исключением одного азиата). Они не знали друг друга до участия в эксперименте.

Бунт заключенных на следующий день после задержания

Утром следующего дня заключенные подняли бунт, пренебрегая установленными правилами импровизированной тюрьмы: индивидуальные номера с одежды были ими оторваны, чулки с голов сняты. Матрасами с коек они загородили вход в камеры и демонстративно громко обсуждали надзирателей.

Охранники подавили бунт с помощью огнетушителей. Надзиратели объявили, что за саботаж узники останутся без завтрака. Зачинщика восстания посадили в одиночную камеру, где он подвергался различным унижениям и психологическому давлению со стороны охранников. Такие действия со стороны охранников привели к тому, что у молодого человека случилась истерика, яркие вспышки гнева. От дальнейшего участия в эксперименте его пришлось отстранить.

Кроме того, охранники выделили среди арестантов троих самых тихих и скромных: они были переведены в VIP-камеру. Им выдали двойную порцию еды, разрешили совершить гигиенические процедуры.

Порядок был восстановлен. В последующие дни действия охранников становились все более жестокими, а узники – все более послушными и безропотными.

История стэнфордского эксперимента

Стэнфордский тюремный эксперимент был спроектирован Зимбардо по мотивам аналогичного эксперимента в стенах общежития, проведенного его учеником Д. Джаффи. В проекте Ф. Зимбардо этому студенту была отведена роль ассистента и стороннего наблюдателя.

Стэнфордский эксперимент был спланирован и проведен в августе 1971 в стенах университета. Ученый опубликовал в газете университета объявление о том, что для участия в исследовании, посвященном психологии заключенных, приглашаются студенты мужского пола. Там же было сказано о том, что участие в тюремном эксперименте Филиппа Зимбардо испытуемым будет оплачиваться, а сам эксперимент продлится 2 недели.

По замыслу автора, студенты должны были попробовать себя в двух типах ролей: заключенных и тюремных надзирателей. Это было нужно для того, чтобы проследить изменение поведения человека в искусственно созданной ситуации.

Эксперимент был заказан ВМФ США, так как руководство флота интересовалось причинами частых конфликтных ситуаций в морской пехоте и в исправительных колониях.

По ходу эксперимента Д. Джаффи делал записи, анализ которых позволяет с уверенностью говорить о том, что жестокость в поведении надзирателей частично формировал он сам, подсказывая испытуемым этой группы сценарии и модели поведения. Аудиозаписи подтверждают то, что Джаффи настаивал на проявлении жестокости и агрессии со стороны охранников псевдотюрьмы, уверяя испытуемых, что это необходимо для науки.

Сегодня эксперимент в Стэнфордском университете стал всемирно известным. Цели эксперимента и его результаты не совпали: в ходе опыта психология испытуемых сильно изменилась. Результаты эксперимента шокировали не только участников, но и инициаторов этого исследования.

На основе Стэнфордского тюремного эксперимента Филиппа Зимбардо снято 3 фильма. Также существует книга, описывающая в подробностях проведение Стэнфордского тюремного эксперимента.

О Филипе Зимбардо

Филип Зимбардо родился в Нью-Йорке 23 марта 1933 года . В 1954 году он окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра сразу по трем специальностям: психология, социология и антропология, а позже поступил в Йельский университет, где в 1955 году после отчета по производственной практике и защиты диплома стал магистром психологии . В 1959 году он стал доктором психологии.

После непродолжительной работы в Йеле Филип Зимбардо до 1967 года преподавал психологию в Нью-Йоркском университете. После чего он перешел в Колумбийский университет, а в 1968 году стал профессором Стэнфорда, где проработал вплоть до выхода на пенсию в 2003 году. (Впрочем, свою последнюю лекцию профессор прочел только в 2007 году.) Именно в Стэнфордском университете в 1971 году Филип Зимбардо провел свой самый знаменитый, оказавший сильное влияние на развитие психологии Стэнфордский тюремный эксперимент.

Хотя Зимбардо прославился прежде всего этим исследованием, он активно изучал такие поведенческие модели, как героизм, застенчивость и поклонение культу, и в течение своей научной карьеры опубликовал более пятидесяти книг.

В 2002 году его избрали президентом Американского психологического общества; он основатель и руководитель образовательного проекта «Вообразить себя героем» (Heroic Imagination Project), который вдохновляет людей на героические поступки и призван объяснить, что заставляет одних творить зло, а других — становиться героями.

* Факты издевательств, избиения и изнасилования заключенных американскими военнослужащими в иракской тюрьме «Абу Грейб», обнародованные американским каналом CBS, вызвали громкий международный скандал. Военный трибунал осудил преступников. В работе юридической комиссии принимал активное участие и Филип Зимбардо. Прим. ред.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Выводы

Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям, и таким образом становились сообщниками экспериментатора.

По стечению обстоятельств, вскоре после окончания исследований произошли кровавые бунты в тюрьмах Сан-Квентина и Аттики, и Зимбардо доложил о своих наработках в эксперименте Министерству Юстиции США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector