Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Краткая биография Гиппократа

Сегодня все медики, вступающие в ряды профессионалов, обязаны дать клятву имени великого врачевателя всех времен и народов.

Гениальный автор гуморальной теории темперамента родился в 460 году до н. э. на острове Кос, расположенном неподалеку от современной Турции. Отец будущего светила медицины — Гераклит — также был врачевателем. Мать Гиппократа Фенарета, по-видимому, занималась воспитанием детей.

Получив первые знания о медицине в стенах родного дома от отца и деда, юный «Укротитель коней» (а именно так переводится имя врачевателя) отправился в храм имени бога медицины Асклепия. Кроме лечебного дела, Гиппократ постигал философию, риторику, арифметику. Учителями юноши были Горгий и Демокрит, обучившие молодого человека основам софистики. Такие занятия помогли Гиппократу усовершенствовать и систематизировать уже имеющийся багаж знаний и приобрести новые познания в сфере естествознания.

После учебы в храме врачеватель отправился путешествовать по разным странам, чтобы приобрести новые знания.

Вернувшись на родину после долгих скитаний, Гиппократ создал учение о медицине, перевернувшее сознание современников врача. Доселе все болезни расценивались как происки злых духов и кара богов. Ученый же в своих трактатах старался доказать, что все хвори имеют естественную основу. Изобретая новые методы лечения и составляя рецепты лекарств, Гиппократ помог побороть недуг немалому числу соотечественников. Не отказывал он и чужестранцам.

За свою долгую жизнь врачеватель имел множество учеников. Среди его последователей были Гален, Дексипп Косский, Сиеннесид из Кипра. Сыновья знаменитого лекаря Фессал и Дракон, а также его зять Полибий также стали врачевателями. Все потомки Гиппократа были наречены его именем.

Умер Гиппократ в 377 году до н. э., оставив после себя ряд трактатов и учений. Наряду с клятвой Гиппократа, теорией стадий заболеваний, методиками обследования больных (аускультация, перкуссия, пальпация) известна и гуморальная теория темперамента. К слову сказать, именно врачеватель и начал изучение данной характеристики человека.

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению Ивана Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика психической активности зависят от индивидуальных различий в нервной системе. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является выражение и корреляция двух основных свойств нервных процессов — возбуждения и торможения.

Выявлены три характеристики процессов возбуждения и торможения:

  • Сила процессов возбуждения и торможения,
  • баланс процессов возбуждения и торможения.
  • подвижность (чередование) процессов возбуждения и торможения.

Сила нейронных процессов выражается в способности нейронов переносить длительное или кратковременное, но высококонцентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. Под действием очень сильных стимулов нервные клетки быстро переходят в состояние защитного торможения. Таким образом, слабые нервные клетки нервной системы характеризуются низкой эффективностью, их энергия быстро истощается. Но слабая нервная система обладает высокой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующий ответ.

Важной характеристикой высшей нервной деятельности является баланс нервных процессов, то есть пропорциональная связь между возбуждением и торможением. У одних людей есть взаимный баланс этих двух процессов, у других такого баланса нет: преобладает процесс торможения или возбуждения

Одна из главных особенностей высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Моторика нервной системы характеризуется быстрым оборотом процессов возбуждения и торможения, скоростью их формирования и прекращения (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (облучение и концентрация), скоростью наступления нервного процесса в ответ на стимул, скоростью формирования новых обусловленных связей, развития и изменения динамического стереотипа.

Сочетание вышеуказанных характеристик нервных процессов возбуждения и торможения явилось основой для определения характера высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и баланса процессов возбуждения и торможения различают четыре основных вида высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не выдерживают сильных, продолжительных и концентрированных раздражителей. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. Под влиянием сильных стимулов задерживается развитие условных рефлексов. Это сопровождается высокой чувствительностью (т.е. низким порогом) к воздействию раздражителей.

Сильный, сбалансированный тип. Характеризуется сильной нервной системой, это связано с дисбалансом основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный сбалансированный мобильный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и сбалансированы, но их быстрота, подвижность, быстрое отсоединение нервных процессов приводят к относительной нестабильности нервных связей.

Сильно сбалансированный, инертный тип. Сильные и сбалансированные нервные процессы характеризуются низкой подвижностью. Представители этого типа всегда внешне спокойны, даже едва ли возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к естественным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На этой физиологической основе могут быть сформированы различные условные отношения, то есть в течение жизни у разных людей эти условные отношения формируются по-разному: это будет проявляться в виде высшей нервной деятельности. Темперамент и является проявлением типа высшей нервной активности в деятельности, поведении.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его действия, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни в процессе становления. Тип высшей нервной деятельности придает человеку особенность в поведении, отпечатывает характерный отпечаток на всем лице человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведение или действия человека, ни его убеждения или нравственные основы.

Темперамент и характер

Часто понятие «темперамент» отождествляют с характером

. Но классификацию какого психолога вы бы ни рассматривали, это неверная точка зрения. Конечно, взаимосвязь характера и темперамента присутствует, но и эти понятия означают далеко не одно и о же. Так, темперамент дается человеку природой и на протяжении жизни если и изменяется, то незначительно, а характер формируется и трансформируется все время. У людей с одинаковым темпераментом может быть совершенно разный характер, что связано с воздействием социума, воспитанием, профессией, интересами, хобби. Да и представьте, как были бы похожи все люди, если у всех нас было только 4 типа характера с небольшими различиями.

Эволюция гуморальной теории темперамента: от Гиппократа до Канта

Итак, лекарь с острова Кос стал родоначальником концепции об индивидуальной особенности личности. Усовершенствовать и дополнить учение предстояло его последователям. Первым адептом идеи стал самый знаменитый врач античности Клавдий Гален. Именно он разработал первую типологию темпераментов. Его взгляды изложены в знаменитом трактате «De temperamentum» (от латинского temperamentum – «соразмерность, правильная мера»). Так появилась теория темперамента по Гиппократу и Галену. Классификация темпераментов была названа впоследствии гуморальной.

Основанная на представлениях учителя об соотношениях жидкостей, или «красней», типология ученика сначала включала 13 типов темперамента. Описав каждый из видов индивидуальной характеристики, Гален, однако, не потрудился описать их психологическую специфику. В этом состоит индивидуальное различие в гуморальных теориях темперамента.

Со временем это упущение было наверстано. Особая заслуга в развитии концепции темперамента принадлежит немецкому философу-просветителю Иммануилу Канту. Наблюдая за людьми, мыслитель пришел к выводу, что сангвистические и меланхолические реакции порождаются чувствами личности, в то время как флегматические и холерические принадлежат исключительно сфере действий человека. Соответственно, согласно Канту, сангвиники и меланхолики обладают повышенной эмоциональностью, а холерики и флегматики – активностью. Философ дал точное определение четырем типам темперамента:

  • Сангвиник характеризуется весельем и беззаботностью.
  • Меланхолик зачастую мрачный и тревожный.
  • Холерик быстро вспыхивает и становится чрезвычайно активным на протяжении короткого времени.
  • Флегматик обладает хладнокровием и ленью.

Возможно ли его изменить

Тип темперамента закладывается ребенку еще в утробе матери, с другой стороны, каждый человек, в зависимости от сложившейся ситуации, проявляет себя по-разному. Например, в экстремальных условиях даже самый яростный меланхолик на некоторое время может стать холериком.

В народе бытует мнение о том, что темперамент нельзя никак изменить. Оно ошибочное, так как ненадолго даже самый обычный человек может изменить темперамент, тренированные люди могут в принципе выбирать его себе. В процессе обучения и тренингов большинство людей легко сможет проработать для себя все виды темпераментов.

Темперамент и психология

Правильно определить темперамент порой очень сложно даже специалисту. Дело в том, что на его становление влияет множество, как объективных, так и субъективных факторов. Немаловажными элементами в становлении личности человека также являются условия, в которых он воспитывался. Влияние наследственности на тип темперамента до конца не изучено, так что невозможно с определенной уверенностью сказать, насколько важен этот факт.

Психологи рекомендуют использовать некоторые хитрости, которые помогут справиться с недостатками каждого из типов личности. Например, если меланхолика постоянно хвалить, то очень скоро в нем можно воспитать прилежание. Для воспитания сангвиника, напротив, нужны строгость и контроль.

Дополнительная информация. И.П. Павлов связал вид темперамента человека с типом его нервной системы. Со временем его теория подтвердилась, это дало ему основания для вывода: именно свойства нервной системы определяют характерный тип темперамента.


О том, сколько у человека бывает темпераментов, можно узнать у психолога

Минимальные знания в психологии должны иметь руководители предприятий, так как восприятие информации, темп работы и приспособляемость к нестандартным ситуациям у каждого человека разные

В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы персонала. Это позволит грамотно планировать и распределять обязанности между сотрудниками

В школе учителям эти знания помогут дифференциально подходить к оценке знаний учеников.

Психологическая характеристика основных типов темперамента

Понятие темперамента

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

К типу темперамента человека не относится

  • Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
  • Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.

Глашатай гуманизма

Учения Гиппократа затрагивают не только способы врачевания, но и вопросы медицинской этики. Наряду с трудолюбием, серьезностью и непрерывным повышением квалификации, в трудах Гиппократа неоднократно указывалось на необходимость быть чутким, умеющим наладить с больным доверительные отношения и хранить врачебную тайну.

Некоторые принципы, изложенные в Клятве Гиппократа, смело можно отнести к основам медицинского гуманизма. «Не навреди» – принцип, который известен даже далеким от медицины людям. Также данный документ содержит обещание отказываться от интимных связей с пациентами. В Клятве поддерживается идея ценности жизни, так как в ней содержится обещание отказываться от эвтаназии и искусственных прерываний беременности, как от одной из разновидностей убийства. О высоких нравственных нормах, которые насаждал Гиппократ, говорит и обещание хранить врачебную тайну.

Умер Гиппократ около 370 года н. э. На тот момент ему было, вероятно, более 90 лет, может быть даже 104 года. Очевидно, «отец медицины» сам жил в соответствии с принципами, которые исповедовал, и обладал крепким здоровьем. Жители города Ларисса очень гордились тем, что величайший врач того времени жил в их городе до своей смерти. Могила Гиппократа почиталась местными жителями как святыня, и они с гордостью показывали ее туристам

Учитывая все известное об этом выдающемся деятеле медицины, можно сказать, что это был глубоко порядочный, мудрый и сострадательный человек. Сообщения о том, что Гиппократ сжег конкурирующую школу-клинику на острове Книд, или отказался лечить больного, у которого не было средств заплатить за лечение, можно считать легендами, недостоверными вымыслами.

Сангвиник и его специфика

Древнегреческий врач Гиппократ выделял четыре темперамента человека. Каждому из них присущи индивидуальные особенности.

Одним из ярких темпераментов является сангвиник. Он отличается уравновешенностью, оптимистичностью, жизнерадостностью. Сангвиники – люди веселые, эмоционалные, общительные. Такой человек довольно легко относится к неудачам, является создателем комфортного микроклимата в группе. Однако, давая обещания, он, в силу личных проблем, не всегда может их сдержать.

Сангвиник – самый сильный из всех четырех типов темперамента. Гуморальная теория объясняет такую специфику наличием в человеческом организме самого благородного и постоянного сока – крови.

Основными характеристиками данного типа являются высокая работоспособность, большая психическая активность, склонность к коммуникабельности и гибкость ума. Сангвиники могут быстро принимать решения и приспосабливаться практически к любым условиям. С другой стороны, они отличаются постоянным непостоянством. Все их действия обусловлены в первую очередь внешними условиями.

См. также: Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Сангвиникам свойственны и резкие перепады настроения. Однако и радость, и горе они переживают недолго, но ярко и эмоционально. Все задачи, которые стоят перед сангвиниками, они стараются упростить.

По своей натуре такие люди являются материалистами. Им несвойственны мечтательность и фантазии. Сангвиники очень переживают в ситуации отсутствия материальных наслаждений. Недостаток средств угнетает их в большей степени, чем представителей остальных типов темперамента. К сильным сторонам сангвиников относятся великолепное ораторство, умение быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, живая мимика и выразительные жесты.

Темперамент и личность

Темперамент является естественной основой для выражения психологических характеристик личности. Тем не менее, любой темперамент может формировать характеристики человека, не присущие темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько варьируется под влиянием условий жизни и образования. Темперамент может меняться в результате самообразования. Взрослые также могут изменять свой темперамент. Например, известно, что А.П. Чехов был очень уравновешенным, скромным и чувствительным человеком. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.Л. Книппер-Чохова Антон Павлович делает такое ценное замечание: «Ты пишешь, что ревнуешь к моему персонажу. Должен вам сказать, что по природе у меня острый, короткий нрав и так далее и так далее. Но я привык держать себя в руках, ибо не хочется, чтобы порядочный человек отпустил себя. Раньше я делал Бог знает что. Интересно, что некоторые люди знают особенности его темперамента и сознательно разрабатывают определенные методы управления им. Например, АМ Горький, который сдерживал жестокие всплески темперамента. Для этого он сознательно переключился на различные побочные эффекты в объектах. С людьми, которые выражали противоположность его взглядам, АМ Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды адаптации
  2. Отражение в действительности дружбы в подростковом возрасте — Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
  3. Убеждение и внушение как основные виды психологического воздействия на человека
  4. Когнитивная психология памяти
  5. Исследование коммуникативной компетентности и склонности к девиантному поведению у студентов
  6. Понятие и содержание предметно-развивающей среды в ДОО, ее компоненты
  7. Процессуальная игра
  8. Исследование психологических особенностей лиц с различным типом виктимности
  9. Неврозы большого города, их особенности и отличие от классических неврозов — Неврозы. Общие понятия и характеристики
  10. Взаимосвязь личностной зрелости и ответственности в юношеском возрасте

Темперамент и психология

Правильно определить темперамент порой очень сложно даже специалисту. Дело в том, что на его становление влияет множество, как объективных, так и субъективных факторов. Немаловажными элементами в становлении личности человека также являются условия, в которых он воспитывался. Влияние наследственности на тип темперамента до конца не изучено, так что невозможно с определенной уверенностью сказать, насколько важен этот факт.

Психологи рекомендуют использовать некоторые хитрости, которые помогут справиться с недостатками каждого из типов личности. Например, если меланхолика постоянно хвалить, то очень скоро в нем можно воспитать прилежание. Для воспитания сангвиника, напротив, нужны строгость и контроль.

Дополнительная информация. И.П. Павлов связал вид темперамента человека с типом его нервной системы. Со временем его теория подтвердилась, это дало ему основания для вывода: именно свойства нервной системы определяют характерный тип темперамента.

О том, сколько у человека бывает темпераментов, можно узнать у психолога

Минимальные знания в психологии должны иметь руководители предприятий, так как восприятие информации, темп работы и приспособляемость к нестандартным ситуациям  у каждого человека разные

В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы персонала. Это позволит грамотно планировать и распределять обязанности между сотрудниками

В школе учителям эти знания помогут дифференциально подходить к оценке знаний учеников.

Дополнительная литература

  • Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», —.
  • Chess., S. (1997). Temperament: Theory and Clinical Practice. Harvard Mental Health Letter, 14(5), 5-7.
  • Davidson, D. A. (2005). Psychosocial Issues Affecting Social Participation. In J. Case-Smith (Ed.), Occupational Therapy for Children (pp. 449—480). St. Louis: Elsevier Mosby.
  • Maziade, M. (1983). Le tempérament de l’enfant, les différences individuelles et les forces environnementales. Santé mentale au Québec, 8(2), 61-67.
  • Olson, L. J. (1999). Psychosocial Frame of Reference. In P. Kramer & J. Hinojosa (Eds.), Frames of Reference for Pediatric Occupational Therapy (pp. 323—375). Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins.
  • Zeanah, C. H., & Fox, N. A. (2004). Temperament and Attachment Disorders. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 33(1), 32-41.

Общее понятие темперамента

В разных литературных источниках понятие «темперамент» интерпретируется по-разному и рассматриваются некоторые из них.

Темперамент — это врожденные характеристики человека, которые способствуют динамическим характеристикам интенсивности и скорости реакции, степени эмоциональной возбудимости и равновесия, характеристикам адаптации к окружающей среде.

Темперамент — физиологическая основа для формирования характера.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику хода его умственных процессов и поведения. Под динамикой мы понимаем темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, особенно эмоциональных, а также некоторые внешние особенности поведения человека — подвижность, активность, скорость или медленность реакций и т.д. Темперамент характеризует динамику личности, но не характеризует ее убеждения, взгляды, интересы, не является показателем ценности или низкой ценности личности, не определяет ее способности (не следует путать с характеристиками темперамента, чертами или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, которые определяют темперамент.

  1. общая активность умственной деятельности и поведения в разной степени стремления к активному действию, познанию и преобразованию реальности, выражению себя в различных видах деятельности. Выражение общей активности у разных людей разное. Можно выделить две крайности: с одной стороны, инерция, вялость, пассивность; с другой стороны, большая энергия, активность, страсть и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами находятся представители разных темпераментов.
  2. двигательная активность указывает на состояние активности двигателя и речевого двигателя. Выражаются в скорости, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), болтливости (или молчаливости).
  3. Эмоциональная активность проявляется в эмоциональной восприимчивости (восприимчивости и чувствительности к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрое изменение эмоциональных состояний, их начало и окончание). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и действиях человека и имеет внешнее выражение. По внешним, единообразным знакам, в некоторой степени можно судить о некоторых характеристиках темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в V веке до н.э., описал четыре темперамента, которыми являются: темперамент сангвиника, темперамент флегматика, темперамент холерика, темперамент меланхолика. Отсутствие необходимых знаний в то время не позволяет дать действительно научную основу для учения темпераментов, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, выяснили, что физиологической основой темперамента является сочетание основных свойств нервных процессов.

Понятие темперамента по Гиппократу

Согласно теории Гиппократа, темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкостью (жизненного сока). В зависимости от этого, по мнению ученого, для личности были характерны те или иные особенности. Ученый полагал, что высокая концентрация лимфы делает личность спокойной и уравновешенной,желтой желчи — несдержанной и импульсивной,крови — веселой и подвижной,черной желчи — меланхоличной и печальной. Исходя из этой концепции, были выделены4 типа темперамента, которые пользуются широкой известностью и по сей день, — флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. В начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов

. Так, сангвиники, по его мнению, относятся к сильному, подвижному и уравновешенному типу, а меланхолики — к слабому, со слабой силой процессов возбуждения и торможения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector