Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности

О терминологии и трудностях

«Настоящий терапевт – это тот, кто наряду с владением техниками достиг метавзгляда на терапию и психологию. Тот же, кто ещё не достиг обобщенного, мировоззренческого понимания, пока не может называться настоящим терапевтом…Терапевт сам по себе тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии

Самое важное и дорогое, что есть в терапии. Дорогое, как в переносном так и в прямом смысле

И важно обращаться с самим собой, как с бесценным ресурсом» (Макаров В.В., 2006).

Супервизия (от supervidere — обозревать сверху) — это не только один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, но и один из методов ментальной экологии психотерапевта. Эта работа профилактирует, предупреждает профессиональное и эмоциональное «выгорание» специалиста.

И это особый вид психологической работы. Сам термин супервизия, как — «надзор», «наставничество» предполагает параллельный трансформационный процесс. Собственно у супервизии, прежде всего, есть две основные задачи: повышение личной эффективности специалиста в оказании помощи и рост его профессиональных навыков.

Как отмечают многие исследователи, именно проблемы отношений и личностные проблемы, влияющие на терапию, обусловливают больше критических инцидентов, ведущих к изменению терапевтической эффективности, чем какие-либо иные факторы. И способность специалиста обращаться за поддержкой и принимать помощь — одно из важнейших профессиональных качеств. А миф о том, что психолог это человек, который уже решил все свои проблемы и поэтому может консультировать других — всего лишь миф.

Когда обучающиеся получают профессиональное образование и начинают практику им обязательно предписывается прохождение супервизии. Но, предписанная обязательность супервизии не означает готовность специалиста к супервизии. И уязвимость супервизируемого терапевта скорее всего определяется изначально присутствующим страхом оценивания со стороны более опытного профессионала, возможной ограниченностью профессионального опыта, сомнениями по поводу своей компетентности в работе с теми или иными клиентами, неадекватным, чрезмерно тревожным отношением к возможным терапевтическим ошибкам и их последствиям. А страх оказаться профессионально неэффективным в силу своих личностных особенностей, получить негативную оценку своей работы от авторитетных профессионалов многими специалистами переживается болезненней, чем личностное несовершенство, наличие нерешенных личностных проблем. Это может вызывать затруднение в обращении за супервизией. И, возможно, проблема, прежде всего в том, что для многих специалистов супервизия воспринимается именно в первую очередь, действительно как личная психотерапия. А в некоторых случаях — и как «клинический разбор».

11 стр., 5070 слов

Глава II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ …

… рассчитывать на успех (хотя бы и временный) проводимого лечения. В многосторонней проблеме онкологической деонтологии едва ли не самым важным является вопрос о степени информации … принято указывать, что она предназначена для больного. Значительную группу больных, подлежащих симптоматической терапии, составляют больные, которые ранее получали длительное противоопухолевое лечение, с течением времени …

Формы супервизий

Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:

Индивидуальная

Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым. При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора. Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль

Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого

Групповая

При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.

Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам. Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики

Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.

Что такое супервизия?

Супервизия в психологии, простыми словами, — разновидность наставничества, заключающаяся в профессиональном взаимодействии специалиста-консультанта с более опытным коллегой. Супервизия происходит от supervidere, что значит «обозревать сверху». Супервизия рассматривается как лечение лечения. Что это означает? Простыми словами это наблюдение наставника-супервизора за работой консультанта с последующим обсуждением того, что было сделано. 

Определения супервизии позволяют отнести ее к одному из направлений непрерывного обучения. Профессиональная супервизия открывает возможности для:

  • роста в профессии;
  • расширения области профессиональных знаний и умений;
  • лучшего понимания клиентов;
  • личностного роста.

Супервизия — одно из направлений подготовки и повышения квалификации для психологов, психотерапевтов, педагогов, юристов, социальных работников и пр. Супервизия направлена на получение обратной связи от опытного коллеги по результатам анализа конкретной работы с клиентом.

Зачем нужна супервизия

Для чего нужна супервизия:

  • для формирования и развития профессиональных умений и навыков — в этом контексте супервизия выполняет образовательную функцию;
  • для противодействия негативному влиянию со стороны клиента — поддерживающая функция; 
  • для контроля над личностью — направляющая функция, выражается в разборе личностных проблем супервизируемого, оказывающих влияние на взаимодействие с клиентом.

Зачем психологу супервизия? Вспомним известное выражение, отражающее суть высказывания Майкла Крайтона, — каждому психологу нужен свой психолог. Применение супервизии относится к решению именно этой задачи.

Понимание супервизии заключается в осознании того, что обе стороны процесса узнают что-то новое о клиенте, друг о друге и о себе.

Виды супервизии

Классификация видов супервизии проводится по следующим признакам:

Признак


Классификация


Описание

Число участников супервизии

Индивидуальная супервизия

Разбор конкретного случая из практики консультанта

Супервизор работает с группой консультантов. Длительный процесс. Анализ опыта каждого участника. Вся группа участвует в обсуждении.

Формы проведения супервизии

Очная супервизия

Общение во время личной встречи

Заочная супервизия

Общение в переписке, телефонных переговорах

По мнению специалистов, самая эффективная — включенная супервизия. Это личная супервизия с явным участием супервизора в консультировании, затем его анализ.

Что такое индивидуальные и групповые супервизии?

Супервизия — это коллегиальная психологическая поддержка одного психотерапевта (супервизанта) другим, более опытным специалистом (супервизором). Сеансы могут быть как индивидуальными, когда психологи общаются друг с другом с глазу на глаз, так и групповыми, когда работа ведется в небольшом коллективе — от 6-8 до 12 человек. Разберемся, в чем заключаются преимущества и недостатки групповой супервизии. 

Плюсы: 

  • обратная связь от всех участников группы;
  • отыгрывание различные роли в процессе групповой терапии;
  • обнаружение и работа над слепыми зонами;
  • снижение рисков эмоционального выгорания;
  • возможность рассмотреть проблему глазами других супервизантов.

Недостатки групповой супервизии:

  • ощущение скованности;
  • поддержка мнения большинства вместо выражения своего собственного.

Если говорить о технологических особенностях групповой супервизии, то можно обозначить 3 разновидности работы внутри группы: концентрация на супервизоре, на супервизантах и интервизия. Последняя предполагает, что все члены команды — и супервизор и супервизанты — имеют приблизительно одинаковый опыт и профессиональный статус. 

Зачем нужна супервизия

Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.

Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.

Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.

Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:

– улучшения понимания пациентов;

– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;

– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;

– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;

– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.

Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.

Можно выделить три ключевые функции наставничества:

– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;

– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;

– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).

Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант

Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества

Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.

Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:

– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;

– проблемы самовосприятия и самопонимания;

– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;

– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);

– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.

Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Где разделяющая грань между супервизией и терапией?

Когда именно супервизия превращается в терапию? Это насущная проблема. Супервизоры, работающие с фасилитаторской, консультативной позиции, нередко задаются вопросами: где разделяющая грань между супервизией и терапией? Какая степень личностной работы законна в супервизии? Эмпирическое правило при вовлечении личностных проблем следующее: обсуждение личностного материала терапевта на супервизорской сессии всегда должно быть связано с профессиональными проблемами и должно завершаться исследованием того, где в своей профессиональной практике супервизируемый видит основания применить то, что он сейчас увидел и понял. Личностный материал должен появляться на супервизорской сессии только в том случае, если он непосредственно влияет на профессиональную работу терапевта с клиентами либо на супервизорские отношения или же, напротив, испытывает их влияние.

Опытный супервизор должен чётко различать, «поле» супервизии, границы и контекст личной терапии. Например, в шестифокусном подходе Э. Уильямса прослеживается нарастание уровня осознавания личностных проблем супервизируемого влияющих на качество супервизии вместе с последовательным переходом из терапевтической системы (терапевт-клиент) в супервизионную (супервизор-супервизируемый).

И здесь есть одна особенность: в процессе супервизии часто наблюдается тенденция участников процесса подстраиваться друг к другу путем переноса характера отношений с «терапевтической системы» в «супервизорскую систему», и наоборот.

По мнению P.Hawkins и R.Shohet (1989), в процессе супервизии супервизируемый терапевт может «воспроизводить» своего клиента и превращать супервизора в своего терапевта, а в работе с клиентом он «воспроизводит» характер отношений с супервизором, обращаясь с клиентом таким образом, как супервизор обращался с ним во время супервизии

Очень важна чувствительность супервизора к происходящему в отношениях «здесь и сейчас» с тем, чтобы вовремя обратить внимание терапевта на этот момент

«Фокусировка на состоянии супервизируемого полезна, потому что при супервидении терапевт в определенном смысле «репрезентирует» терапевтическую систему — взаимодействие терапевта и клиента. Супервизируемый как бы «несет в себе» клиента, и его состояние является сообщением о том, что происходит в терапии. Второе преимущество этой фокусировки связано с процессом развития самого супервизируемого — с его постепенным прогрессом… в понимании связей своих личностных проблем с проблемами клиентов. Здесь подразумеваются связи не в виде изоморфизмов или «параллельных процессов»,… а более глубинные факторы, такие, как страх, потеря, горе и тревога» (Уильямс Э., 2001).

8 стр., 3571 слов

Психодрама как метод групповой терапии

…          Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.          Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.          Глава 2. Психодраматическая сессия.          Заключение.          …

Параллельная, лично-терапевтическая составляющая в супервизионном процессе скорее направлена на поиск «камней преткновения», чем на работу с ними. И поэтому её нельзя рассматривать именно как собственно психотерапию. Эти «камни преткновения» есть у каждого кто действительно жив и чувствует. Задачи супервизии «тронуть» эти камни, отметить, обозначить, даже может быть переместить их так, чтобы расчистить путь к ясности — что с этим делать. Что с этим делать, когда и как это может влиять на профессиональную идентификацию, личную эффективность – решает сам супервизируемый.

И ещё: сколь бы компетентными ни были рекомендации супервизора, они полезны лишь в том случае, когда обучаемый в состоянии воспринять их, «унести их с собой». Но иногда он не может этого сделать в силу индивидуально-личностных причин. Он не в состоянии отдать себе отчет в определенной информации о себе, о других или об отношениях, которая позволила бы ему продвинуться вперед. Супервизорская рекомендация может не соответствовать его «картине мира», образованной взаимосвязанными впечатлениями, внутренним субъективным опытом, ожиданиями и эмоциями, которые могут ограничивать его в способности «слышать» своих супервизоров или клиентов. Это ещё один повод для «проработки» специалистом внутриличностных проблем отдельно от супервизии, именно в процессе отдельной личной психотерапии.

Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения

Супервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?

И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?

Но, тем не менее, различия провести можно.

Во первых, личная терапия и супервизия в психологии отличаются, прежде всего, фокусом внимания. Помним, что в одном случае заявлена личная задача, в другом – профессиональная

И как бы не пересекались личные задачи психолога с профессиональными, психолог-супервизор будет сам удерживать внимание коллеги-клиента на основной точке его запроса или корректировать запрос, если возникает ощущение, что, допустим, у коллеги есть в большей степени потребность решать не ту задачу, на которую изначально был направлен фокус внимания

Во-вторых, супервизия в психологии имеет обучающую направленность, в отличие от личной терапии. Хотя, безусловно, занимаясь собой, мы попутно можем научиться тем техникам, методикам и стратегиям, что использует наш терапевт, но это скорее – побочный эффект.

В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.

В-третьих, индивидуальная терапия для психолога – вещь с гораздо более узкими рамками, чем супервизия. Тут много условий, о которых я говорил, в частности, в статье о терапевтическом контракте. И если коллега-психолог запрашивает личную терапию, на него распространяются те же правила и рамки, что и на всех остальных клиентов, аналогично соблюдаются и обязанности терапевта.

С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.

Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.

Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.

Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).

Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт

В первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.

Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.

Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.

Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.

Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.

Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.

Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.

Про супервизию в МСППН

Супервизоры существовали в МСППН давно, с самого основания службы. Но в основном это была индивидуальная работа, иногда групповая супервизия с психологами социальной сферы. С сентября 2017 года создан сектор супервизии, одна из целей которого наладить систему регулярной супервизионной помощи специалистам МСППН и Департамента труда и социальной защиты населения. Мы предлагаем разные форматы супервизии – индивидуальная, групповая, командная, супервизия ко-терапевтов, триадная супервизия, дистантная супервизия по скайпу, супервизия супервизии.

Последний год супервизии стали проводиться не только индивидуально, но и в группах. В МСППН работают специалисты разных психологических школ, психотерапевтических подходов. У них разный профессиональный язык, разная антропологические  образы клиента, разные ценности. Поэтому одна из задач сотрудников сектора супервизии – применять универсальные «межконфессиональные» модели супервизии. В России практикуется несколько таких универсальных моделей – Полимодальная модель (И.Лях, А.Жуков), Полифоническая модель (Ф.Е.Василюк), Калейдоскопическая модель (Луис ван Кессель, Нидерланды). Хорошим примером такой универсальной модели помощи профессионалу является Балинтовская группа и ее различные современные вариации. В групповых встречах специалистов МСППН популярна именно Балинтовская группа. Кроме того, сотрудники сектора супервизии апробируют Каледоскопическую модель Луиса ван Кесселя. Также мы поддерживаем профессиональное творчество наших супервизоров, развитие авторских методов супервизии.

Модели супервизии

Модель – методика, которую избирает провизор для обучения подопечного/подопечных. Она показывает, в каком направлении мыслит психотерапевт, какую концепцию и методологию он берет за основу.

Выделяют:

  • Эволюционные. В их основе – теория о том, что для всех нас свойственен рост – это касается умений, навыков, желаний и потребностей. Сочетание собственного опыта и наследственных склонностей дает понимание, какие сферы для роста следует затронуть и какие сильные стороны нужно развить. На основе исследований был сделан вывод о том, что рост супервизируемого оказывает влияние на его отношения с супервизором.
  • Интегративные. Они опираются на видении психотерапии как стратегии и тактики терапевтического контакта. При этом такая модель становится универсальной, концентрация происходит на коммуникации, структуре, соответствии целей и выбираемых средств.
  • Модели специфичной ориентации. В рамках этого варианта считается необходимым, чтобы консультацию проводил специалист, придерживающейся аналогичного с консультируемым вида терапии. Притом он должен активно практиковаться в данном направлении.

Про авторскую супервизорскую мастерскую

Одна из новых групп, которую мы в качестве супервизоров предлагаем специалистам – «Мастерская уникальных методик». Эта супервизорская группа впитала в себя идеи профессора психологии Ф.Е. Василюка. Он разработал оригинальный психотерапевтический подход – понимающую психотерапию. Один из этапов обучения этому подходу посвящен принципам создания собственных психотерапевтических методик.
Порой специалист в своей практике встречается с растерянностью и беспомощностью в поисках эффективной методики для помощи клиенту с какой-либо набившей оскомину трудностью – тревогой, прокрастинацией, чувством неполноценности, страхом оценки и др. Может быть и другая ситуация – методический арсенал профессионала велик, но стоит проблема выбора средства, уместного работе именно с этим клиентом.
Участники Мастерской создают методику штучной ручной работы под конкретного клиента. В отличие от фабрики, где изделия штампуются по лекалам, здесь главным становится индивидуальный подход к клиенту, точное понимание особенностей его личности и его запроса. Хороший мастер по пошиву одежды должен учитывать все нюансы телесной организации своего клиента и его пожелания к конечному результату, чтобы определить фасон, ткань, правильные инструменты. Также и психотерапевт должен быть внимательным к особенностям личности и характера клиента, должен понять уникальность проблемы и те механизмы, за счет которых в человеке раз за разом рождается болезненное состояние. Так появляется возможность продумать для клиента индивидуальную и эффективную методику.

Для этого в процессе супервизии используется феноменологическое вживание в проблемное состояние клиента, позволяющее раскрыть его полнее, глубже. Мы также предлагаем опираться на образы, метафоры и ассоциации, которые рождаются при обсуждении этого случая. Все это становится впоследствии бережно отбираемым материалом, из которого и создается методика.

Французский художник-абстракционист Пьер Сулаж как-то сказал, что ремесленник знает свой путь, и он идёт этим путём, чтобы делать своё дело; но художник должен потеряться, чтобы найти свой путь. Мастерская уникальных методик – это созданный в безопасных условиях способ потеряться, то есть отказаться от готовых решений,  чтобы затем найти свой уникальный подход к проблеме клиента.

Интегративные модели

Интегративная
модель базируется на подходе к
психотера­пии как к стратегии и тактике
терапевтического контакта, незави­симо
от выбора стратегии воздействия.
Интегративная модель супервизии в таком
случае становится универсальной и
кон­центрируется на следующих моментах:

процессе
терапевтического контакта (вербальная
и невер­бальная коммуникация, глубина,
эмоциональность и др.);

  • информированном
    согласии;

  • структурировании
    сессии и курса;

  • процессе
    концептуализации психосоциогенеза
    заболевания или симптомов;

  • избранных
    мишенях для работы (например, симптом,
    личность, уровень организации личности,
    когнитивные, эмоциональные, мотивационные
    процессы, межличностные отношения и
    др.);

  • соответствии
    выбора целей и средств вмешательства;

  • целенаправленности
    и результативности психотерапевти­ческого
    процесса в целом.

Стадии супервизии

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.

На второй стадии супервизируемый учится полноценно использовать ресурсы: собственные и окружающие. Также он обучается удерживать контакт со своими ощущениями и клиентом. На этом этапе подопечный часто попадает в довольно сильную зависимость от мнения супервизора. При этом он, может, как явно запрашивать его оценку, так и избегать её. Чрезмерная тревога, страх негативной оценки может вызвать определённые трудности на данном этапе.
На третьей стадии супервизии терапевт обретает умение устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, убеждается в эффективности психотерапевтических сессий, повышает качество психотерапевтического вмешательства. Зависимость от оценки супервизора может проявляться в чувстве вины за неудачи и несовершенство. Тревога и страх оценки или собственной неудачи, некомпетентности может блокировать развитие терапевта. Супервизору необходимо провести работу по устранению страха, легализовать его. Также важна чуткость к этой теме, возможность открытого проявления чувств и их обсуждения

Супервизор должен акцентировать внимание подопечного, что основной задачей супервизии является помощь, а не критика. Благодаря правильно выстроенным отношениям в паре «супервизор-супервизируемый» терапевт всё больше обретает уверенность в своих профессиональных возможностях.
На финальном этапе супервизий молодой специалист обретает уверенность в себе, формирует свой профессиональный стиль работы. Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора

Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора. Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector