Сознание (психология)

Психофизиология сознания

См. также: Психофизиология

В нейробиологической модели сознания, предложенной Ф. Криком и К. Кохом, «нейроны сознания» находятся под влиянием сигналов ретикулярной формации ствола мозга и ретикулярной формации таламуса. Первая определяет глобальное сознание, и её отключение, инактивируя «нейроны сознания», приводит к бессознательному состоянию. Вторая образует «прожектор сознания», подсвечивающий определённый «модуль сознания» и делающий его объектом внимания. Перемещение «прожектора сознания» с одного модуля на другой обеспечивает смену объектов внимания.

Соколовым Е. Н. в рамках созданной им сферической векторной модели субъективных процессов, интегрирующей и описывающей корреляцию психофизических и нейрональных уровней таких процессов, была предложена сферическая модель сознания, развивающая модель сознания Крика и Коха. В ней «нейроны сознания» и обслуживающие их нейроны образуют специализированные объединения разных модальностей. Обслуживающие нейроны образуют нейронные ансамбли (микросети). Под воздействием стимула в них возникает комбинация выходных возбуждений, которая может быть представлена вектором одинаковой длины для всех обрабатываемых данной нейронной микросетью стимулах. Эти вектора образуют сферу в многомерном пространстве, размерность которого определяется числом входящих в микросеть базисных нейронов предетекторов. Вектор возбуждения, возникающий в микросети этих нейронов, по параллельным каналам поступает на множество нейронов детекторов, обладающих специфической комбинацией входных синаптических контактов, которая может быть представлена вектором синаптических весов, равной длины для всех детекторов. Таким образом детекторы, по отношению к векторам весов входных синаптических контактов, также образуют сферическую поверхность. Каждый из детектором осуществляет скалярное умножение векторов приходящих возбуждений на вектора весов синаптических контактов. Поскольку вектора равны по длине, максимально возбуждается тот детектор, вектор весов синаптических связей которого коллинеарен и одинаково направлен поступившему вектору возбуждения. Так на сферической поверхности, образованной детекторами, возникает локальный фокус возбуждения, приводящий к возникновению специфического для данного детектора ощущения. Таким образом сферическая модель когнитивных процессов, объединяет ощущение как элемент сознания с его нейронным механизмом.

Зеркало для героя

Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.

Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.

Мнение философов

Воображение — что это в психологии, определение

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.

Характеристики сознания

Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

  1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
  2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
  3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
  4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

Бессознательное в психике человека

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

Виды бессознательных явлений:

  • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
  • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
  • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
  • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

Неосознаваемые механизмы сознания

Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

  • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
  • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.

Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий.  Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

Измененные состояния сознания

Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.

Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.

В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.

Примеры функционирования сознания

В человеческом сознании непрерывно идут сложные и многообразные процессы, благодаря которым мы познаем мир, окружающих людей и самих себя. Все наши рутинные действия невозможны вне функционирования механизма сознания. Его работу можно рассмотреть на примере чтения любого текста. По сути, текст представляет собой всего лишь последовательный набор слов, каждое из которых может иметь несколько значений. Однако читатель, как правило, без труда понимает написанное и даже улавливает интонационную и эмоциональную окраску текста.

Этот процесс можно представить в виде следующих этапов:

  1. Когда прочитанные слова доходят до сознания, ум реконструирует, какое именно определение подходит к каждому слову.
  2. Воспринятый текст формируется в сеть определений, среди которых ум выделяет самые важные.
  3. В результате читатель понимает предложение, а затем и мысль, которая за ним стоит.

Свойства

Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:

Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей. Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.

Динамичность

Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект

Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.

Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону. Постоянная работа над собой , эффективный инструмент развития.

Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.

Уровни сознания

В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.

  • Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
  • Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
  • Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
  • Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
  • Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
  • Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
  • Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
  • Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
  • Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
  • Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
  • Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
  • Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
  • Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
  • Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
  • Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
  • Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
  • Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
  • Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).

На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад

Внимание притупляется, движения замедленные.
Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне

Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

  • индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
  • общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
  • теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
  • обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
  • массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.

Типы сознания в психологии:

  • общественное — сформировано социумом;
  • историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
  • политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.

Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.

Сознание как философская проблема. Религия и философия о сущности сознания.

Проблема сознания– одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает егообъектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.

Человеческое сознание является также предметом религиозного осмысления. Уже в глубокой древности возникло представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда – когда он умирает. Душа наделялась независимым от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела. Эти представления явились предпосылкой религиозных учений о душе. Согласно религиозным учениям, Бог, создав человека, вдохнул в его смертное тело искру бессмертного божественного духа, который при жизни человека руководит его действиями, а после его смерти переселяется в потусторонний мир. В монотеистических религиях понятие Бога сформировалось на основе представлений о самостоятельном существовании сверхприродного духа, который наделяется личностными чертами.

С возникновением философиина смену понятиям «дух», «душа» приходят понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание» и т.п. В зависимости от характера философских систем эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций.

В объективном идеализмеобосновывается положение о существовании универсального духовного начала, надындивидуального сознания, которое является первоосновой всего существующего (мир идей Платона, мировой разум Гегеля, мировая воля Шопенгауэра и т.д.).

В субъективном идеализме(Беркли, Юм, Фихте, неопозитивисты) духовное начало трактуется как психологическая деятельность индивида, которая рассматривается как единственная реальность.

Материализмдает естественное объяснение происхождению и сущности сознания и выдвигает положение о зависимости сознания от материи. Однако с развитием исторических форм материализма эта зависимость понималась по-разному.

11 стр., 5083 слов

Развитие прав человека в 20 в начале 21 века

… и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в Конституции Австрии — … реализацию идей правового государства. Из вышеизложенного следует, что становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных …

Представители античной натурфилософиирассматривали сознание в соответствии с общими космологическими представлениями. Космос – это живое целое, поэтому они наделяли душой любое материальное тело. Такая позиция получила названиегилозоизм(философское учение, признающее одушевленность всего мира, приписывающее способность ощущения и мышления всем материальным телам).

Гилозоизм характерен и для некоторых представителей более поздних эпох:Возрождения(Дж. Бруно),Новое время(Спиноза, Дидро).

Упрощенно трактовали сознание представители вульгарного материализма(например, нем. философыXIXв. Бюхнер, Фохт, Молешотт).

Согласно их взглядам, мышление есть сугубо физиологический процесс: мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Они утверждали, что содержание сознания определяется, прежде всего, химическим составом продуктов питания и игнорировали социальную природу сознания.

Диалектический материализм акцентирует внимание на социальной сущности сознания, рассматривает сознание как продукт общественной практики и социальных отношений. С позиций диалектического материализма, сознание – это свойственная только человеку функция мозга, это высшая форма отражения действительности.сознание объективно по своему содержанию и субъективно по форме проявления, т.е

различные состояния сознания (мысли, чувства, переживания и т.д.) несут в себе информацию об объективной действительности. Иными словами, сознание – это субъективный образ объективного мира (Ленин).

Аргумент зомби

Как доказать, что сознание — это не мозг? Часто для этого используют примеры внетелесного опыта. Проблема в том, что все подобные случаи не выдержали проверки. Попытки верифицировать феномен реинкарнации тоже провалились. Так что аргументом в пользу нематериальной природы сознания может быть только мысленный эксперимент. Один из них — так называемый аргумент зомби (philosophical zombie). Если все, что существует, объясняется лишь физическими проявлениями, то любой мир, тождественный нашему во всех физических отношениях, тождественен ему и во всех остальных. Представим мир, тождественный нашему, но в котором нет сознания и обитают зомби — существа, функционирующие только согласно физическим закономерностям. Если такие существа возможны, значит, человеческий организм может существовать без сознания.

Один из главных теоретиков материализма Дэниел Деннет считает, что мы и есть зомби. А защитники аргумента зомби считают как Дэвид Чалмерс: чтобы расположить сознание внутри физического мира и не объявлять его физическим, нужно изменить само понятие о таком мире, расширить его границы и показать, что наряду с фундаментальными физическими свойствами существуют еще и свойства протосознательные. Тогда сознание будет инкорпорировано в физическую реальность, но полностью физическим все-таки не будет.

Что такое чувства в психологии

Социальный психолог Даниэль Гилберт провел исследование влияния чувств на события вместе с другими исследователями. Результаты показали, что, когда участники прогнозировали положительное чувство для события, тем выше вероятность того, что они захотят пережить это самое событие. Прогнозируемые чувства были либо недолговечными, либо не коррелировали с тем, что ожидал участник.

Люди в обществе предсказывают, что что-то даст им определенный желаемый результат или чувство. Потворство тому, что можно было бы подумать, могло бы сделать их счастливыми или возбужденными,но при этом может вызвать только временные волнения. События и опыт переживают обычно лишь, для того чтобы удовлетворить свои чувства. Чем чувства человека отличаются от его эмоций? Тем, что эмоции — лишь форма выражения чувств. Проще говоря, эмоции — снаружи, чувства — внутри, и первое выступает лишь как способ выразить второе.

Общее понятие о сознании

Сознание является многоуровневой системой восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе нормам и видеть окружающие его вещи именно такими какие они есть, например:

  1. Человек, у которого здоровое сознание осознает, что он находится в помещении один, в случае если человек страдает психическими расстройствами с искажением сознания, ему кажется, что в помещении присутствует кто-то еще.
  2. Человек со здоровым сознанием смотря на стену понимает, что она не движется, человек же с нарушениями сознания видит движение статических предметов.
  3. Личность, обладающая здоровым самосознанием, осознает, что окружающий мир может скрывать опасности, но при этом понимает, что э уверен в том, что весь мир стремится навредить ему.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Формы сознания 480 руб.
  • Реферат Формы сознания 280 руб.
  • Контрольная работа Формы сознания 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Сознание человека это отражение окружающей его реальности. Сознательными являются те мотивы, мысли и поступки, которые осознаются и контролируются человеком. Неосознаваемые мотивы поведения также находят свое проявление в поведении человека, но контролировать и понимать их человеку гораздо сложнее.

Выводы

Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:

  • ребенок рождается с набором инстинктов, необходимых для физического выживания;
  • по мере получения сигналов из окружающей среды он учится на них реагировать;
  • затем с развитием моторики учится оперировать предметами и включается в коммуникации со взрослыми, которые побуждают его к действиям;
  • с развитием речи начинает выражать свои мысли, а также побуждать к действиям сам себя;
  • с освоением систем знаков учится оперировать не только предметами, но и их обозначениями, способен к волевым усилиям, обратной связи, включается в культурно-историческую среду.

Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  1. Леонтьев А. Н. «Деятельность, Сознание, Личность», — М., МГУ, 1975 г.
  2. Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций», М., 1960 г.
  3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
  4. Жданова Л. Г. «Развитие сознания в онтогенезе». — Самара, 2015 г.
  5. Ушаков Г. К. «Очерк онтогенеза уровней сознания». — «Психология сознания». Составитель Куликов Л.В. — С.-Пб., 2001 г.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector