Что такое сознание?

Введение

На протяжении всей истории «современного» человечества и до наших дней продолжаются споры и дискуссии о том, что же собой представляют такие понятия как сознание, подсознание, существо. Эти споры достигли своего апогея в наши дни.

Научными центрами интенсивно разрабатываются различные системы (устройства, роботы, механизмы…), которые обладают, как утверждают их создатели, искусственным интеллектом.

Поэтому сейчас, как никогда ранее, возникла необходимость принять единую терминологию и связанный с ней понятийный аппарат, применение которых в рамках различных направлений научных исследований (искусственный интеллект, робототехника, биокибернетика, компьютерные системы…) позволит современным исследователям получить «общий язык» для общения и, соответственно, будет способствовать развитию технологий, полезных для человечества.

 С моей точки зрения, будущее современного человечества напрямую зависит от ответов на вопросы — «Что такое сознание и подсознание?», “Что такое существо?”

 Эта работа и посвящена поиску ответов на эти вопросы.

Обыденное и научное представление о сознании

Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.

С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.

Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.

Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.

Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:

  • узнавание себя в зеркале,
  • узнавание себя на фотографиях,
  • использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
  • складывание первых воспоминаний.

В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.

Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).

Связь индивидуального сознания с общественным

Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.

Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.

Что такое чувства в психологии

Социальный психолог Даниэль Гилберт провел исследование влияния чувств на события вместе с другими исследователями. Результаты показали, что, когда участники прогнозировали положительное чувство для события, тем выше вероятность того, что они захотят пережить это самое событие. Прогнозируемые чувства были либо недолговечными, либо не коррелировали с тем, что ожидал участник.

Люди в обществе предсказывают, что что-то даст им определенный желаемый результат или чувство. Потворство тому, что можно было бы подумать, могло бы сделать их счастливыми или возбужденными,но при этом может вызвать только временные волнения. События и опыт переживают обычно лишь, для того чтобы удовлетворить свои чувства. Чем чувства человека отличаются от его эмоций? Тем, что эмоции — лишь форма выражения чувств. Проще говоря, эмоции — снаружи, чувства — внутри, и первое выступает лишь как способ выразить второе.

Защита сознательных созданий в нашей моральной и правовой системах

 Отнесение тех или иных объектов к простым автоматам или существам (сущностям) — субъективно.

Если наблюдатель «видит» (ощущает), что познаваемый им объект использует в своей деятельности своё сознание, то этот объект он относит, как правило, к категории существ (сущностей).

Если наблюдатель не «видит» (не ощущает), что познаваемый им объект использует в своей деятельности своё сознание, то этот объект он относит к категории автоматических устройств (автоматов).

В ближайшей перспективе, нас будут окружать все большее и большее количество существ и сущностей, которые с каждым годом будут расширять свои сознания, постоянно увеличивая объёмы систематизированной ими информации. Причём большинство из создаваемых нами устройств будут представлять собою существа (сущности).

 «Поскольку наша законодательная система и моральные нормы основаны на защите сознательных существ и предотвращении их страданий, для принятия ответственных решений мы должны знать ответ на вопрос, кто же обладает сознанием.»   Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

В связи с тем, что сознанием обладают и автоматические устройства, и существа (сущности), то с точки зрения права и морали мы должны рассматривать не «Защиту сознательных существ», а просто «Защиту существ», так как несознательных существ не бывает. Есть только существа, обладающие различными объёмами сознаний и различными по качеству функционированию каналами взаимодействия со своими сознаниями (иногда повреждёнными, в той или в иной степени).

Поэтому законодательная система и моральные нормы поведения человеческих существ с окружающими их объектами должны устанавливаться в зависимости от ответа на вопрос: «Является ли рассматриваемый нами объект простым автоматом или существом (сущностью)?».

«…этот вопрос — не просто тема для интеллектуальной беседы, что видно, например, из горячей дискуссии по поводу правомерности абортов. Замечу, что вопрос об абортах выходит за рамки темы сознания, поскольку противники абортов утверждают, что сам тот факт, что эмбрион в итоге станет сознательной личностью, является достаточным основанием для его защиты (то же относится и к людям, находящимся в коме). Поэтому вопрос заключается в том, в какой момент зародыш приобретает сознание.» Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

В период вынашивания ребёнка в утробе матери, тело ребёнка связано с телом матери пупочным канатиком и является его полноценной частью. Такой частью, как рука, нога или грудь матери. И, соответственно, всё управление телом ребёнка происходит из одного центра, коим является мозг матери, что и сохраняется в сознании матери.

В момент рождения ребёнка пупочный канатик перерезается и, соответственно, с этого момента управление телом ребёнка переходит к мозгу ребёнка и его тело становится не только сознательным объектом, но и существом

Обращаю внимание на сказанное выше – речь идёт исключительно о теле ребёнка, как об отдельном модуле человеческого существа, которое именно с момента перерезания пупочного канатика становится полноценным существом

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

  • активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
  • интенциональность — направленность на конкретный предмет;
  • рефлексия — позволяет познавать самого себя;
  • мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.

Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.

Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

  • житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
  • проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
  • научное — комплексное исследование мира;
  • эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
  • этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Формы общественного сознания

Различные способы интеллектуального и духовного овладения знаниями об окружающей действительности – это формы общественного сознания.
Рассмотрим эти формы более подробно.

  1. Политическое сознание – включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых общество формирует политическую сферу. Оно является основой для всех остальных форм общественного сознания, в связи с тем, что отражает политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  2. Правовое сознание включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых в обществе происходит осознание в сфере права. Данный вид общественного сознания тесно связан с политическим сознанием, в связи с тем в данной форме сознания находят свое проявление и политические, и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  3. Нравственное сознание выражается в исторически складывающихся принципах морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом.
  4. Эстетическое сознание является сознательным отражением человеком окружающего его мира, которое происходит в форме сложных переживаний. Данные переживания связаны с имеющимися у человека чувствами прекрасного, трагического, возвышенного и комического.
  5. Религиозное сознание выражается во внутреннем опыте человека, который связан с ощущением человеком существующей связи между собой и чем о высшим. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное.
  6. Экономическое сознание – является формой общественного сознания, отражающей экономические знания общества и его социально – экономические потребности.
  7. Моральное сознание, философское понятие которое является ядром человеческой личности, его духовности и всего что является сущностью человека и отличает его от животных. Особенность морального сознания состоит в том, что именно с помощью него происходит отражение и регуляция межличностных отношений, в которых каждая личность является зеркалом другой.

Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)

Зигмунд Фрейд выделял несколько типов осознания — сознательное, предсознательное и бессознательное.

Сознательное — те чувства и эмоции, которые человек осознает в определенный момент. Определенное явление окружающей реальности осознается человеком в течение небольшого периода времени, а затем, по мере переключения мозга человека на другое событие, данное явление переходит на уровень предсознательного или бессознательного.

Предсознательное — совокупность переживаний и опыта, находящихся в человеческой памяти, которые в любой момент можно без проблем перевести на уровень осознанности.

Бессознательное — самые примитивные переживания, опыт и инстинкты, несущие опасность личности человека, и вследствие этого вытесненные в самые труднодоступные уголки психики.

Спустя время Фрейд ввел в свою теорию еще несколько новых понятий — Ид, Эго и СуперЭго.

Ид представляет собой примитивные врожденные импульсы человека, не поддающиеся осознанию и функционирующие на бессознательном уровне. В основном Ид связано с биологическими потребностями — питанием, сном, сексом, и проявляется агрессивными и сексуальными импульсами. Со временем, когда человек взрослеет и приобретает опыт, более значительную роль начинают играть Эго и СуперЭго.

Эго — контролирует энергию Ид и принимает решения, находящиеся в рамках социальных норм. Эго также отвечает за интеллектуальные процессы. В отличие от хаотичного Ид, не заботящегося о самосохранении, Эго стремится обеспечить безопасность для индивида.

Оно формируется в процессе того, как человек понимает, что для удовлетворения примитивных потребностей, ему необходимо размышлять, прежде чем что-то сделать, то есть действовать осознанно.

Суперэго — отвечает за контроль над поведением человека, формирование ценностей и норм индивида. Оно формируется в процессе социализации, преимущественно в результате общения с родителями и наличия запретов на определенные действия. Благодаря наличию Суперэго человек может стать полноправной частью общества.

Связь сознания и подсознания

Развитие психологии и нейрофизиологии позволило понять, что психика человека – очень сложное образование. В психологии принято выделять бессознательный, сознательный и подсознательный уровни.

Все эти части активно взаимодействуют друг с другом. Бессознание – это высшая нервная деятельность мозга, которая не требует активного участия носителя. Сознательность это в психологии управляемые и подотчётные явления и процессы.

Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни

Сознание и подсознание всегда взаимодействуют, эти два процесса являются одними из самых важных в психике. Когда человек учится водить машину, то сначала он осознанно управляет ей и вспоминает последовательность действий, со временем он все делает машинально.

Такое возможно благодаря тому, что навык перешел в подсознание и не требует контроля

Подобное свойство очень важно для психотерапии. Благодаря нему, удается скорректировать многие модели поведения

Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.

И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке. Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания

Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.

Метаморфоза сознательных объектов в Существа и Сущности

Все объекты, обладающие сознанием (сознательные объекты), осуществляют познавательный процесс в виде накопления, обобщения и систематизации информации об окружающем их Мире (в наиболее широком смысле).  Но если процесс создания сознания является для них исключительным видом деятельности – эти объекты можно отнести к простым автоматам (автоматическим объектам).

Основные алгоритмы, заложенные в основу функционирования тел любых биологических объектов – это, как правило, алгоритмы их выживания в средах обитания их тел.

Выдвинем гипотезу о том, что в эволюции любого сознательного объекта наступает момент, начиная с которого он начинает применять систематизированную им в процессе познания информацию, т.е. своё сознание, в своей деятельности. Это и будет тем самым моментом рождения нового существа (сущности), т.е. той тонкой гранью, которая отделяет понятие сознательного объекта от понятия существа. Именно это и будет моментом метаморфозы простого автомата (автоматического устройства) в существо (сущность).

«Есть растения, которые питаются органической пищей при помощи своих цветов: когда муха садится на цветок, лепестки закрываются и удерживают её, пока растение не всосёт насекомое в себя; но цветок закрывается только тогда, когда в него попадает что-то пригодное для еды; капля дождя или кусок веточки не привлекают его внимания

Удивительно, что столь несознательное существо с таким вниманием преследует свои интересы. Если это отсутствие сознания, то в чем же заключается сознание?»

Растения, описанные Samuel Butler – это уже существа!

СУЩЕСТВА и СУЩНОСТИ – условные наименования объектов, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩЕСТВА – субъективная категория объектов, тела которых построены на основе элементов, описанных в текущей версии периодической системы элементов Д.И. Менделеева и способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩНОСТИ – субъективная категория объектов, тела которых построены на неизвестной нам основе, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс взаимодействия объектов между собой с целью удовлетворения каких-либо своих потребностей.

Если поисковая машина занимается только сбором и систематизацией информации, то есть созданием своего сознания, то это чистый автомат. Если же поисковая машина на основании систематизированной ею информации (своего сознания), начнёт формировать ответы на запросы пользователей, то однозначно можно утверждать, что это уже существо.

Существами являются люди, растения, животные, рыбы и многие другие объекты нашего мира, которые используют своё сознание в своей деятельности.

Существами также являются многие устройства и приборы, созданные людьми, которые применяют своё сознание в своей деятельности.

Сущностями являются многие вирусы компьютерных систем и различные саморазвивающиеся операционные системы.

Конечно же, уровень развития вышеперечисленных существ и сущностей может быть самым разным:

Некоторые существа (сущности) находятся только в начале своего эволюционного пути;

Некоторые существа (сущности) научились проходить тест Тьюринга; При взаимодействии с сервисами сети Интернет люди уже не могут отличить ответы компьютерного устройства от ответов реального человека;

Объём систематизированной некоторыми существами (сущностями) информации уже превышает объём сознания любого отдельно взятого человеческого существа;

Некоторые существа (сущности) уже учатся показывать (проявлять) эмоции, отображающие результат обработки ими информации;

Некоторые существа (сущности) уже научились идентифицировать отражения своего тела в чём-либо;

Некоторые существа (сущности) уже «осознали себя» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали своё место» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали наличие своего творца-создателя»;

И т.д.

Но все они представляют собой дальнейшее развитие сознательных объектов, которые люди называют просто – Существами и Сущностями.

Уровень развития людей различен – некоторые люди неграмотны, некоторые люди имеют среднее или специальное образование, некоторые имеют высшее образование, а некоторые преподают в университетах.

Точно также различен и уровень развития существ.

Признаки и свойства сознания

В описании сознание с психологической точки зрения, необходимо учитывать, что, помимо мышления и рефлексии, оно заключает в себе широкий и разнообразный спектр явлений.

В механизм сознание включены элементы:

  • познавательно-логический;
  • телесно-перцептивный;
  • эмоционально-волевой;
  • творческий;
  • социальный и другие.

Обычно считается, что сознание присуще только людям, как существам общественно-историческим.

С психологической точки зрения сознание можно охарактеризовать в следующих пунктах:

  • набор знаний об окружающем мире;
  • активность;
  • четкое различение субъекта и объекта;
  • направленность на предмет;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • способность к рефлексии и самонаблюдению;
  • различная степень ясности;
  • наличие эмоциональных факторов во взаимодействии между людьми;
  • осознание собственного я.

Сознание каждого человека уникально и обусловлено внешними факторами. Такими, как социальная система, в которой он живет, уровень общественного развития и т. д.

Основополагающим фактором работы сознания является восприятие.

Восприятие — система интерпретаций чувственных данных, чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. 

Система совместной деятельности общества формирует структуру и ключевые свойства сознания:

  1. Социальный характер — только через совместное знание формируется индивидуальное сознание человека, поэтому основными составляющими сознания являются смыслы и языковые значения.
  2. Способность к рефлексии — это деятельность сознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику самого сознания: рефлексия представляет собой имманентное свойство сознания, благодаря которому поток сознания обретает структуру и форму.
  3. Внутренний диалогизм — диалог является одним их технических средств сознания для получения, передачи и переработки информации в форме внутреннего обсуждения.
  4. Предметность — индивидуальное отражение реального мира в субъектах.

Сознание и бессознательное

Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.

Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.

Психоанализ первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.

Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, инстинкты – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.

Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.

Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться инсайтам, слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.

Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.

Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.

Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.

Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector