Метод сократа: что это такое и как его применяют в психологии

Кто такой Сократ?

Сократ жил в Древней Греции в 469–399 г. до н. э. Он мало соответствовал традиционному представлению о философе. Проживал в Афинах, свою концепцию нигде не описывал, предпочитая живое общение с людьми. Его часто можно было встретить на площади, беседующим со всяким, кто проявлял интерес к обсуждению какой-либо темы. О его философии потомкам, и нам в том числе, стало известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта.

В 399 году до н. э. Сократ был подвергнут суду. Ему вменялись в вину смущение умов юношества и популяризация новых божеств, за что и был вынесен смертный приговор. Сократ не пожелал спастись бегством, отдав предпочтение яду. Так завершилась жизнь народного мудреца, никогда не стремившегося к лаврам философа.

Метод Сократа

Сократовский метод — это метод ведения беседы, который использовал Сократ. Разбираясь в предмете диалога вместе с собеседником, задавая ему по ходу разговора доброжелательно настроенные вопросы, Сократ подводил собеседника к более обширному и глубокому пониманию природы вещей. Благодаря чему тот находил неожиданные решения ранее нерешаемых для себя проблем.

Метод положительных ответов Сократа

Суть метода Сократа состоит в том, что для достижения своих целей вам необходимо при любых обстоятельствах начинать беседу с человеком с тех тем, в которых ваши мнения сходятся. Это своего рода управление разговором и в тоже время манипуляция вашим оппонентом.

Если вы хотите всегда добиваться своего при помощи простой беседы, то вам необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

  1. Расположите к себе собеседника. Как уже говорилось ранее начинать необходимо «с далека» сначала необходимо завоевать симпатию беседующего с вам человека, а уже затем переходить в наступление.
  2. Обсуждение интересующего вас вопроса или темы. Когда вы уже перешли к обсуждений интересующей вас темы и собеседник по-прежнему расходиться с вами во мнениях, необходимо задать ему следующие вопросы: «..простите, возможно я не совсем точно сформировал вопрос, но действительно ли согласны ли вы с тем что..?» а ни как иначе. Вопросы формы: «А почему вы не согласны, обоснуйте своё мнение?» задавать крайне не рекомендуется.
  3. Утвердительные ответы. Сразу побуждайте собеседника к утвердительным ответам тогда скорее всего он согласиться с вами, ведь с психологической точки зрения согласиться намного легче чем отказаться.

Метод Сократа это приём который позволяет управлять ходом диалога

Особое внимание следует уделить именно тому, что только диалог Сократ считал полноценным видом передачи информации, поэтому пытаясь добиться своего, контролируйте, чтобы разговор не превратился в ваш монолог

Метод познания Сократа

Фраза Сократа « я знаю, что я ничего не знаю» как можно более точно отображает его воззрение на вселенскую мудрость. Истинное познание доступно лишь некоторым избранным мудрецам и мыслителям.

В чём заключается метод Сократа? В двойственном взгляде на знания.

  1. Уничижительно скромный. Касательно обращения к божественной истине.
  2. Иронично – критичный. Касательно человеческих знаний.

В подтверждение вышесказанного нелишним будет привести к вашему вниманию тезисные высказывания относительно данного метода.

  1. Знание божественно, поэтому человек ним обладающий возвышает себя к богам.
  2. Сократ был убеждён, что большинство людей попросту чураются знаний, поскольку не осознают их значения.
  3. Даже мудрые люди к голосу разума прислушиваются намного реже, нежели к зову сердца.
  4. Разум повсеместно стоит во главе общества и каждого человека по-отдельности.
  5. Естественный путь человека состоит в том, чтобы понять божественную истину.

Умение применять основной метод Сократа в жизни, можно выработать в себе самостоятельно.

Для этого вам необходимо:

  1. Продумать структуру фразы. Допустим, вы хотите донести до собеседника очень важную для вас мысль, но не можете этого сделать, поскольку не уверенны до конца в том, что человек, которому она будет адресована поймёт вас правильно. В таком случае вам необходимо записать её на бумаге. Выделите в записях основополагающие тезисы.
  2. Сформируйте тезисы в виде вопросов. После того как вы выложили все свои помысли, задайте собеседнику тезисные вопросы для того чтобы убедится том, что он действительно понял ход ваших мыслей.

Не расстраивайтесь если у вас ничего не получиться с первого же раза, продолжайте упражняться и вы увидите как через какое — то время вам станет просто и приятно делиться своими мыслями с окружающими и находить себе единомышленников.

Суть метода Сократа

Сократический диалог в психотерапии — это такой способ построения разговора, при котором собеседник в итоге соглашается с тем, что вы говорите. Действовать нужно так: главный вопрос поставить на третье место, на первые два выдвинуть вопросы, на которые человек точно ответит «да»

Важно, чтобы они были короткими, не загружали и не отнимали время

Как видно из названия, метод Сократа создан известным греческим философом. Он не только любил вести споры. В беседах он всегда задавал оппонентам вопросы, на которые можно было давать исключительно утвердительные ответы. Так Сократ помогал увидеть полную картину, сделать выводы, которые в начале диалога были не заметны.

Сейчас сократов метод выглядит так: вы делите мысль, которую хотите донести, на 3 части. Каждую из них подаете собеседнику в виде вопроса, на который нужно дать короткий ответ. Зачастую он предсказуем. Получается, что своими действиями вы перехватываете инициативу, побуждаете человека ответить так, как нужно вам.

Главное преимущество такого способа построения диалога — предотвращение споров. А они неминуемы, если человек не понимает, что вы хотите сказать

Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что вы ведете беседу

Если начнете монолог, достичь цели не получится. Убедить собеседника с помощью монолога можно. Но этот способ отличается крайне низкой эффективностью.

Основные принципы сократического диалога

Ведение разговора по методу Сократа базируется на нескольких принципах:

У собеседника должно быть достаточно информации для того, чтобы ответить на ваш вопрос. Будьте предельно конкретными

Не спрашивайте о том, что выходит за пределы знаний.
Направляйте внимание на те детали, которые человек мог упустить из виду. Дайте ему возможность рассмотреть разные точки зрения

Не настаивайте на каком-то одном варианте.
Используйте принцип песочных часов. Переходите от абстрактных вещей к более конкретным и наоборот.

В конце сократовской беседы человек увидит полную картину сложившейся ситуации. Он не только сделает правильные выводы, но и самостоятельно сможет дать ответы на заданные вами вопросы. Причем ответит так, как нужно вам.

Примечания [ править ]

  1. Платон и Сократ, Отношения между Сократом и Платоном, www.umkc.edu
  2. Смит, Николас; Кирпичный дом, Томас (2002). Испытание и казнь Сократа: источники и противоречия . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. п.  . ISBN .
  3. Хорошо, Гейл (2011). Оксфордский справочник Платона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 76,77. ISBN .
  4. Диоген Лаэртиус , Жизни и мнения выдающихся философов , ii.123
  5. Диоген Лаэртий Жизни выдающихся философов Книга II Глава 8 Раздел 83 http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0258%3Abook%3D2%3Achapter%3D8
  6. МакМахон, Роберт. «Признания Августина и философия Фегелина» . Первые вещи . Проверено 5 декабря 2012 года .
  7. Барфилд, Оуэн. Worlds Apart .
  8. Жид, Андре. Коридон .
  9. Малхерн, Фрэнсис Дж. (1995). «Обзор систем выживания: диалог о моральных основах торговли и политики» . Журнал маркетинга . 59 (1): 110–112. DOI10.2307 / 1252020 . ISSN 0022-2429 .
  10. Крифт, Питер. Между раем и адом .
  11. Крифт, Питер. Сократическая логика: логический текст с использованием метода Сократа, платоновских вопросов и принципов Аристотеля .
  12. Бюлер, Кейт. «Sola Scriptura: диалог» . Независимая публикация CreateSpace . Проверено 5 декабря 2012 года .
  13. Мэлоун, Ян Томас. «Пять диалогов колледжа» .
  14. Салливан, Джейн (2 ноября 2018 г.). «Перелистывая страницы: литературная жизнь Монти Пайтона» . Сидней Морнинг Геральд . Сидней Морнинг Геральд . Дата обращения 6 мая 2019 .
  15. Скайнер, Робин. « ». RSA Journal Vol. 141, No. 5440 (июнь 1993 г.), стр. 461-471

Ссылки [ править ]

  1. Джаррат, Сьюзен С. Перечитывая софистов: переделанная классическая риторика . Карбондейл и Эдвардсвилл: издательство Южного Иллинойского университета, 1991, стр. 83.
  2. , p. 5.
  3. Лидделл, Скотт и Джонс, Греко-английский лексикон , 9-е издание.
  4. Словарь Вебстера New World College , 4-е издание; Оксфордский словарь английского языка .
  5. Грегори Властос, « Сократический Эленх », Oxford Studies in Ancient Philosophy I , Oxford 1983, 27–58.
  6. Майкл Фреде, «Аргументы Платона и форма диалога», Oxford Studies in Ancient Philosophy , Supplementary Volume 1992, Oxford 1992, 201–19.
  7. Стивен Салкевер, «Методы интерпретации Платона и его диалогов» ( Bryn Mawr Classical Review )
  8. WKC Guthrie (1968) Греческие философы от Фалеса до Аристотеля , стр. 74, Лондон: Рутледж.
  9. ^ Copeland, Матовый (2010). Сократические круги: поощрение критического и творческого мышления в средней и старшей школе . Портленд, Мэн: Стенхаус.
  10. ^ «Сократический круг» . Проверено 17 июля 2012 года .
  11. ^ «Фурман: Сократический семинар» . Проверено 17 июля 2012 .
  12. Ting Chowning, Жанна (октябрь 2009). «Сократические семинары в научном классе». Учитель естествознания . Национальная ассоциация учителей естественных наук . 76 (7): 38.
  13. Gose, Майкл (январь 2009). «Когда сократический диалог затухает: вопросы и стратегии для вовлечения студентов». Обучение в колледже . 57 (1): 46. DOI10,3200 / CTCH.57.1.45-50 . S2CID .
  14. ^ «Семинар Paideia: активное мышление через диалоговый центр. 3.4 Шаг планирования 3: Выберите текст» . Проверено 16 июля 2012 года .
  15. ^ Хорземпа, Барбара; Лапидус, Лори (январь 2009 г.). «Чтобы найти себя, подумайте сами». Обучение выдающихся детей . 41 (3): 54–59. DOI10.1177 / 004005990904100306 . S2CID .
  16. ^ Манграм, Дженнифер (апрель 2010 г.). «Обмен практикой через сократические семинары». Каппан . 91 (7): 40–43. DOI10.1177 / 003172171009100708 . S2CID .
  17. ^ «Столкнувшись с историей и самим собой: сократический семинар» . Проверено 16 июля 2012 года .
  18. Гозе, Майкл (2009). «Когда сократический диалог затухает; вопросы и стратегии для вовлечения студентов». Обучение в колледже . 57 (1): 45–50. DOI10,3200 / CTCH.57.1.45-50 . S2CID .
  19. Lukas, Элизабет, Логотерапия Учебник, 2000, стр. 86
  20. , стр. 75–85.
  21. , стр. 286-293.
  22. , стр. 283-292.
  23. Делич, Бечирович, Харис, Сенад (ноябрь 2016 г.). «Сократический метод как подход к обучению» . Европейский исследователь из Российской Федерации — через researchgate.net.
  24. Делич, Бечирович, Харис, Сенад (ноябрь 2016 г.). «Сократический метод как подход к обучению» . Российская Федерация, европейский исследователь . 111 : 511–517 — через researchgate.net.

Три этапа сократического диалога

Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:

Согласие. Собеседник уже не хочет противоречить вам.
Сомнение

Осторожно говорите о том, что думаете по теме разговора.
Аргументация
Принимая во внимание аргументы оппонента, вы предлагаете решение ситуации.

Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.

Согласие

На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.

Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.

Сомнение

Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.

Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.

На этом этапе важно помнить 2 момента. Во-первых, не стоит доказывать оппоненту, что он в корне не прав

Сделайте так, чтобы он сам пришел к этому умозаключению. Во-вторых, пытайтесь смотреть на ситуацию со стороны другого человека. Ищите не то, что вызывает сомнение у вас. Подумайте, в чем может сомневаться собеседник.

Аргументация

Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.

Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.

Происхождение: маевтика

Происхождение метода Сократа найдено в фигура того, кто берет имя: Сократ, греческий философ Этот автор разработал диалектический метод с целью помочь найти свою правду или даже защитить позиции меньшинства.

Процесс был относительно прост для объяснения, хотя его реализация сложнее, чем кажется: сначала использовалась ирония, чтобы завязать диалог со студентом или человеком, задавшим ряд вопросов о значение предпосылки, ранее выбранной так, чтобы постепенно начать сомневаться в этом и даже в конечном итоге признать невежество о предмете и даже превратить его в абсурд.

После этого была использована маевтика или сам метод Сократа: следователь продолжал вести мыслительный процесс собеседника через диалог и реализация относительно простых вопросов, предложение и использование ресурсов субъекта для генерации новой истины или мнения, более специфичного для индивида по отношению к рассматриваемой предпосылке, нового знания того, что действительно известно.

К истине через диалог

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.

Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Метод обучения Сократа 490 руб.
  • Реферат Метод обучения Сократа 260 руб.
  • Контрольная работа Метод обучения Сократа 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.

Основной педагогики Сократа являются диалоги.

Определение 2

Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.

Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.

Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.

Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.

Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика)

Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину»

Замечание 2

Ведущий принцип обучения Сократа гласил:

«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»

Методы Сократа в учении

Подробно о педагогике » Педагогика Сократа » Методы Сократа в учении

Страница 1

Мышление людей формируется в процессе познания. «Познание — процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении». В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими.

Вопрос в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально организовать, т.е. сделать значительно эффективнее.

Процесс обучения связан со взаимной деятельностью преподавателя и ученика, первый передает второму накопленный опыт старших поколений. Вся история познания представляет историю преодоления познавательных затруднений. Соответственно мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений, которые теперь принято называть проблемной ситуацией. Уже 30 лет в нашей стране существует теория проблемного обучения. Она рекомендует относительно самостоятельное решение познавательных задач учащимися под общим руководством учителя. Такое обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие учащихся, т.к. соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей «открывать источники и выводить оттуда различные ручейки» писал в «Великой дидактике» Ян Амос Коменский.

При этом стираются привычные грани между такими общепринятыми понятиями как лекция и семинар, самостоятельная работа и консультация

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Центральным звеном развития сократического метода обучения явилось представление о таком процессе в обучении, который имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.

Страницы: 1

Информация о ообразовании:

Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо …

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента Контрольный эксперимент. Цель: выявить эффективность разработанной системы развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников. В контрольном эксперименте приняла участие та же группа детей, которая ранее (в сентябре 2011г.) принимала участие в констатирующем эксперименте и затем (в период …

Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента Цель данного исследования: выявить взаимосвязь между уровнем сформированности функционального базиса письма и проявлениями аграмматизма в письменной речи учащихся с нарушениями интеллектуального развития с использованием игровых приемов. На этом этапе исследования перед нами стояли следующие задачи …

Что такое метод Сократа, и из чего он состоит

Метод Сократа, как и все его учения, основан на том, чтобы поставить под сомнение убеждения собеседника, допустить его невежество и найти истину во время дискуссии. 

Фото автора Zack Jarosz: Pexels

Ты же помнишь, что она рождается в споре? Сократический диалог направлен на устранение доксы (мнения) и достижение эпистемы (знания). По мнению философа, правда может появиться только после того, как будет устранена ложь. Таким образом, его метод состоит из двух компонентов:

Ирония.

Первая часть сократического диалога носит отрицательный характер, поскольку предполагает отказ от предвзятых мнений и убеждений. А кому понравится провокация?

Ирония предполагает определённые вопросы, которые дают понять собеседнику, что знания, которые он считал аксиомой, были ничем иным, как мнением обывателя или частичной интерпретацией реальности. Для Сократа незнание было предпочтительнее предрассудков. При этом вопросы должны быть такими, чтобы собеседник осознал собственное невежество, но не прекратил обсуждение.

Майевтика, в переводе с греческого — «роды».

Эта часть диалога была вдохновлена семьёй Сократа. Его мать была акушеркой, и её деятельность философ посчитал схожей со своей: она помогала рожать детей, а он помогал «рожать» идеи. Сократ говорил о том, что все ответы уже заложены внутри человеческой души, а правильные вопросы могут вытолкнуть их наружу. Майевтика основана на плавном переходе от простейших размышлений к более сложным.

Метод Сократа

Метод Сократа поощряет саморефлексию и направлен на развитие независимого мышления. Он не «учит» в общепринятом смысле этого слова. Вместо того чтобы искать новые знания, собеседник, запутавшись в противоречиях, берёт на себя роль наивного слушателя и с помощью вопросов приходит к той точке зрения, которая актуальна именно для него.

Применение метода Сократа в педагогике

Прежде чем рассматривать использование сократовского метода в педагогике, нужно заметить, что Сократ практически не использовал собственный метод философствования в качестве метода для развития теорий. В эпоху Сократа сознание и мышление все же пребывало в рамках мифологического мироощущения.

В частности, в Пармениде показывается, как Парменид использует сократический метод, чтобы выявить недостатки в теории форм Платона, представляемую Сократом. Вместо того, чтобы получать ответы, метод используется, чтобы опровергать существующие теории, за пределами аксиом и постулатов, которые нам свойственно рассматривать как не требующие доказательств.

В первую очередь, рассмотрим такую технику работы, как круг Сократа.

Круг Сократа (данную технику также называют сократическим семинаром) – речь идет о педагогическом подходе, который базируется на методе Сократа и используется для того, чтобы более эффективно усваивать информацию.

В рамках данной методики информация исследуется посредством дискуссии, она основана на том, что ученик обладает какими-либо знаниями по теме дискуссии, новые знания приобретаются благодаря участию в дискуссии, научном диспуте.

Эта активность направлена на достижение следующей педагогической цели: все участники обсуждения, посредством высказывания своих мнений, должны прийти к единому ответу, здесь нет места победе одного человека или группы в споре (речь идет о подтверждении превосходства своей теории над другими)14.

Преимущество этого педагогического метода заключается в том, что у участников обсуждения появляется возможность получения более глубоких знаний о предмете при вдумчивых рассуждениях, чем при обычном традиционном ознакомлении с педагогическим материалом.

Сократические семинары и диспуты могут иметь разную структуру, однако чаще всего они представлены следующим составом: материалом, с которым ученикам необходимо ознакомиться заранее, и двумя концентрическими кругами студентов: внутренним и внешним кругами. Внутренний круг предполагает анализ материала через метод Сократа, то есть, это последовательные вопросы и ответы. В это время участники внешнего круга наблюдают за дискуссией внутреннего круга, но не вступают в неё.

При завершении обсуждения во внутреннем круге, участники внешнего круга начинают высказывать собственное мнение. Что касается продолжительности этой стадии, то здесь все зависит от такого аспекта, как тема дискуссии. У преподавателя есть возможность смены группы местами по собственному усмотрению, или же группы могут чередоваться после каждой дискуссии. Разница между таким способом обучения и обычным методом обучения заключается в роли преподавателя. Роль преподавателя в «сократическом» круге заключается лишь в том, что им только лишь направляется дискуссия в нужное русло посредством наводящих вопросов, при этом он не выступает как полноценный участник дискуссии.

Позднейшие диалоги

  • Оуэн Барфилд — «Миры врозь» — это диалог в сократической традиции, анализирующий проблему специализации в современном обществе и университетах.
  • Андре Жид — «Коридон» — это серия из 4-х сократических диалогов, цель которой — убедить читателя в нормальности и полезности гомосексуализма в обществе.
  • Джейн Джейкобс — «Системы выживания» — это диалог о двух фундаментальных и различных этических системах (или синдромах, как она их называет): о Страже и о коммерции. Она утверждает, что эти системы обеспечивают направление поведения человеческой жизни в обществе; и понимание взаимосвязи и антагонизма между ними может помочь нам в государственной политике и личном выборе.
  • Питер Крифт — этот ученый философ опубликовал серию сократических диалогов, в которых Сократ задаёт вопросы знаменитым мыслителям далёкого и близкого прошлого. Его первым диалогом был «Между небом и адом» — диалог между К. С. Льюисом, Олдосом Хаксли и Джоном Ф. Кеннеди. Крифт также является автором книги по сократической логике «He also authored a book of Socratic logic».
  • Кит Бюлер — академический философ, опубликовавший сократический диалог, в котором Серафим (Роуз) играет сократического вопрошающего. Он беседует с группой студентов-богословов о протестантской доктрине Sola scriptura.
  • Герд Ахенбах (философское консультирование) — обновил сократовскую традицию своей собственной смесью философских советов. Так же поступил и Мишель Вебер со своим Центром хроматики в Бельгии.
  • Робин Скиннер и Джон Клиз — в 1980-х и 1990-х годах британский психолог и известный комик — сотрудничали над двумя книгами «Семьи и как их пережить» (1984) и «Жизнь и как её пережить» (1993), в которых они используют сократический диалогический подход к вопросам семьи и жизни.

Другие древние авторы[править | править код]

авторы сохранившихся диалогов
  • Афиней — автор «Пира мудрецов»
  • Цицерон — автор нескольких диалогов, в том числе: «О государстве», «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе», «Академики» и ныне утраченного «Гортензия».
  • Ксенофонт — автор нескольких диалогов, в том числе «Апология», «Воспоминания о Сократе», «Домострой» и «Пир».
авторы утраченных диалогов
  • Симон-кожевник — согласно Диогену Лаэртскому он был первым автором сократического диалога.
  • Алексамен из Теоса — согласно фрагменту Аристотеля, он был первым автором сократического диалога, более о нём ничего не известно: появился ли Сократ в его произведениях, и насколько точен был Аристотель в своём антагонистическом суждении о нём.
  • Эсхин из Сфетта
  • Антисфен
  • Аристипп
  • Аристотель
  • Федон из Элиды
  • Евклид из Мегары
  • Фаворин
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector