Предмет, задачи и методология социальной психологии

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

  • оба понятия тождественны;
  • темперамент — это часть, ядро характера;
  • два понятия является антагонистами;
  • темперамент — это природная основа характера.

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные. Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

Темперамент как психологическая характеристика личности

Определение 2

Темперамент ‒ комплекс психодинамических свойств индивида, которые обнаруживаются в особенностях его психической активности.

Темперамент представляется природной базой проявления психологических качеств личности.

Первая типология темпераментов была сформирована древнегреческим врачом Гиппократом, который характеризовал их в зависимости от того, какая жидкость доминирует в организме человека.

  • флегматик ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является инертным;
  • сангвиник ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • холерик ‒ неуравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
  • меланхолик ‒ тип нервной системы является слабым.

К ключевым психологическим характеристикам темперамента принадлежат:

  • сензитивность (чувствительность), которая раскрывает картину того, какая наименьшая сила внешних действий вызывает реакции психики личности и какова скорость данного реагирования;
  • реактивность, демонстрирующая уровень и интенсивность непроизвольных реакций личности на внешние и внутренние раздражители (угрозу, критику и т.д.);
  • активность, определяющая уровень работоспособности, энергичности личности в деятельности, его способности преодолевать препятствия, настойчивость, целенаправленность, концентрированность на деятельности и т.д.;
  • соотношение активности и реактивности, открывающее картину того, от чего находится в зависимости деятельность личности ‒ от случайных внутренних и внешних факторов, настроений, случайных событий или от осознанно установленных целей, жизненных планов, устремлений и т.д.;
  • темп реакций, определяющий скорость движений, действий, скорость речи, быстроту умственных операций т.д.;
  • экстравертированность;
  • интровертированность;
  • пластичность, определяющая легкость приспособления человека к неожиданным и новым обстоятельствам, гибкость поведения;
  • ригидность, демонстрирующая предрасположенность индивида к косному поведению, закоренелым стереотипам и привычкам жизни, проявлениям инертности.

Замечание 2

Таким образом, темперамент принадлежит к так называемым генотипическим сторонам личности, целиком зависит от наследственных факторов и на протяжении жизни не меняется.

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характера Его характеристики
Оральный У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
Шизоидный Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
Психопатический Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
Нарциссический Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров.

Тип характера Его характеристики
Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности. Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах

Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами

Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Индивидуальная социально-психологическая характеристика

Что такое индивидуальная личность? Под этим словосочетанием понимают человека, который обладает определенной долей сознательности и активности, имеет возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни, стиль поведения, жизненный путь и его конечные цели. Чаще всего такой выбор зависит исключительно от внутренних факторов, таких как врожденные и получившие определенный приоритет личностные характеристики, а также его разнообразные психологически качества, формируемые и развивающиеся в течение всей жизни. Помимо этого, стоит отметить тот факт, что на состояние любого индивида, так или иначе влияют его персональные взаимоотношения с другими людьми, которые формируются в процессе его деятельности, производства и потребления определенных материальных благ.

Как уже говорилось, подобно коллективной индивидуальная социально-психологическая характеристика зависима от факторов вроде социальной и политической обстановки, влияния национальных.

Культурных и духовных устоев, отношения между участниками группы, в которую входит сам индивидуум и особенности его деятельности. При этом в момент контакта между двумя участниками, в процессе общения между ними, происходит эффект влияния одного индивидуума на другого, результатом которого может стать формирование некоторой общности, взаимопонимания, или же ее полное отсутствие.

Следует подчеркнуть тот факт, что несмотря на всю важность личностных и естественных качеств индивида, суть любого человека – его социальная природа. Это также подразумевает тот факт, что ни один человек не рождается уникальной и полноценной личностью, а лишь становится ею путем процесса углубленной социализации, адаптации к окружающим его людям, контактов с ними и оценки своей личной позиции. Таким образом, характеристика процесса трансформации живого человека в личность как таковую, во многом зависит от специфики окружающего его социума и ряда его свойств

Таким образом, характеристика процесса трансформации живого человека в личность как таковую, во многом зависит от специфики окружающего его социума и ряда его свойств.

В целом любые взаимоотношения в обществе, компании, группе или коллективе, независимо от количества участников, рассматривается с точки зрения психологии как игра с распределением конкретных социальных ролей. Таким образом, мы говорим о том, что толчок к формированию и дальнейшему развитию всех параметров истинной личности задает участие человека с самого рождения в этом огромном «репертуаре», где он не только сталкивается с людьми, исполняющими совершенно разнообразные социальные роли, но также примеряет некоторые из них на себя самого.

С такой позиции совершенно справедливо полагать, что любой человек тем больше приспособлен к существованию в условиях окружающего социума, чем больше различных социальных ролей он способен принять на себя. В результате мы сталкиваемся с постулатом о том, что любой процесс развития личности выступает своеобразным показателем динамики освоения этим индивидуумом определенного количества ролей в социуме.

Специалисты отмечают также некоторое разделение социальных ролей по их характеристикам. Так социальная роль может быть сугубо межличностной или же конвенциальной. Все права и обязанности, которые и формируют специфику социальной роли, при этом являясь в некотором роде стандартизированными, считаются конвенциальными. Примером такой социальной роли может служить статус отца, начальника, преподавателя.

Что касается межличностной социальной роли, то ею считается любой набор прав и обязанностей, специфика которых зависима не от сложившихся в социуме определенных рамок, но он личностных характеристик того, кто принимает на себя эту роль. Таким образом, на специфику формирования и всестороннего развития личности любого индивидуума влияют как личные, так и деловые отношения, при этом социальный статус личности в большей степени определяется его позицией, принятыми социальными правами и обязанностями.

Черты и свойства личности

Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).

Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента

В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:

к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)

Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.

Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).

Эмоции

Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе. Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть

Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.

Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.

Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.

Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.

Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психические свойства темперамента личности

Сегодня в психологии, несмотря на то, что темперамент один из древнейших терминов, его четкого определения не существует. Поэтому в зависимости от теорий, диагностики свойств темперамента, различных исследований, психологи в разное время давали абсолютно разнообразные определения.

Если психика – это определенное свойство нервной системы, то индивидуальные (персональные) свойства личности, включающие в себя свойства темперамента, определены индивидуальными (персональными) свойствами нервной системы. О них можно судить только по субъективным особенностям нервной деятельности.

Согласно Павлову субъективные особенности разнообразных фазических (временных) условных рефлексов являются показателями определенных свойств нервной системы. Он охарактеризовал общую типологию нервной системы согласно определенным комбинациям этих свойств. Поэтому корреляция индивидуальных психических свойств с субъективными особенностями фазических (временных) рефлексов является одним из надежнейших отличительных примет свойств темперамента. Однако это не означает, что корреляция психических свойств с любыми другими субъективными особенностями нервной деятельности, не относится к психическим свойствам темперамента личности.

Сейчас обнаружена взаимосвязь субъективных психических свойств не только с фазическими условными рефлексами, но и с условными тоническими рефлексами. В таких особенностях также проявляются субъективные свойства нервной системы, и поэтому взаимодействующие с ними психические свойства личности также определяют свойства темперамента.

Так как, свойства любой системы зависят от всех свойств организма человека в целом, то логично предположить, что и свойства темперамента зависят от всех свойств человеческого организма. Однако такая зависимость имеет более опосредствованный, косвенный характер, а зависимость темперамента непосредственно от свойств нервной системы – прямая.

Одинаковые подвижные особенности деятельности психики зависят от воли и эмоций. Именно поэтому они в конечном итоге обуславливаются соотношением волевых и эмоциональных особенностей личности. Именно такое соотношение и лежит в основе характерных признаков понятия темперамент. Следовательно, можно сделать вывод, что субъективные особенности эмоционально-волевой сферы выражают свойства темперамента.

Вследствие того, что темперамент определяется общей типологией нервной системы, его психологическими признаками могут быть только субъективные особенности эмоционально-волевой области, которые отличаются устойчивостью, постоянством и сохраняются на протяжении продолжительной части жизни. Именно индивидуальные особенности, динамично протекающие в эмоциональных и волевых процессах с раннего детства и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, относятся к психическим свойствам темперамента. Например, тревожные состояния, которые впервые выявлены в раннем детстве, могут сохраняться и в дальнейшей жизни, вплоть до взросления.

Основные свойства темперамента могут не только определять динамичность психической деятельности, но и определять динамичность отдельных процессов психики. Например, устойчивость и сила эмоций охарактеризовывают динамичность эмоциональных процессов, а экстраверсия и интроверсия определяют не только динамичность эмоциональных процессов, но и динамичность интеллектуальных процессов. Черты характера, мотивы и отношения, хоть и обуславливают динамичность деятельности психики в целом, однако определяют не динамичность свойств отдельных процессов психики, а поведение и поступки человека в зависимости от ситуации.

Экспериментальное исследование свойств темперамента показало, что формальные критерии, например сенсорные пороги восприятия, быстрота формирования условного рефлекса, точность и быстрота выполнения, являются основными характеристиками, по которым экстраверты отличаются от интровертов.

Профессиональные качества личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.


Способности человека

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;


Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная (психодинамическая)

Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:

  • «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
  • «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
  • «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.

Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Поведенческие теории

Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:

  • Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
  • Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.

Когнитивные теории

За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).

Что такое черты личности

Определение

Черты личности — совокупность свойств, характеристик, качеств человека, являющихся его индивидуально-психологическими глубинными особенностями.

Набор этих базовых особенностей является уникальным и неповторимым, индивидуальным для каждой личности. Часть из них имеют биологическую природу, являются врожденными чертами (в основном те, что связаны с темпераментом).

Другие приобретаются в течение жизни и имеют социальную природу происхождения. Эти внутренние индивидуальные особенности личности характеризуется устойчивостью, и стабильно проявляются в его поведении, поступках при долговременных контактах с ним.

В психологии существует огромное количество разнообразных черт личности, из которых можно составить психологический портрет человека. Психолог Раймонд Бернард Кеттел при попытке получить их полный список, обнаружил около 4500 различных описаний свойств личности. После удаления всех синонимов в списке осталась 171 характеристика.

Основные черты

К основным чертам личности, большей частью сформированные социумом, относятся те, которые выражают его отношение:

К самому себе. Это могут быть и отрицательные, и положительные качества: самоуверенность, адекватная самооценка, самолюбие, гордыня, самостоятельность, наглость, обидчивость, скромность, тщеславие, самокритичность, хвастливость, гордость, застенчивость, внутреннее достоинство, самоуважение, честь.

К окружающим людям. Эти качества составляют основу социальных взаимоотношений: чуткость, добросердечие, заботливость, презрение, надменность, вежливость, грубость, хамство, тактичность, неуважение, порядочность, черствость, уважительность, коммуникативность, равнодушие, пренебрежение, доброта, отзывчивость, замкнутость.

К труду, ко всем видам деятельности. Это лень, трудолюбие, исполнительность, безалаберность, усердие, суетливость, ответственность, необязательность, добросовестность, пунктуальность, активность, безынициативность и т.д.

К материальным ценностям

Это рачительность, аккуратность, бережливость, скупость, неряшливость, жадность, щедрость, осторожность, небрежность. Причем эти качества частично могут пересекаться

Например, жадность может быть как показателем отношения к другим людям, так и отношения к вещам. Равнодушие может быть выражением отношения к людям и к трудовой деятельности, а также к вещам и даже самому себе

Причем эти качества частично могут пересекаться. Например, жадность может быть как показателем отношения к другим людям, так и отношения к вещам. Равнодушие может быть выражением отношения к людям и к трудовой деятельности, а также к вещам и даже самому себе.

Что не относится к чертам личности

Далеко не все особенности личности являются ее чертами. Нельзя отнести следующие качества и характеристики человека:

  1. Относящиеся к его временному, сиюминутному состоянию и настроению (рассерженный, довольный, расстроенный, радостный, расслабленный), то есть те, которые могут легко поменяться на противоположные или альтернативные при смене ситуации. Черты личности же являются неизменными, к ним можно приспосабливаться, учитывать, пытаться преодолеть, совершенствовать, воспользоваться их положительной стороной.
  2. Те, которые присвоены обществом (ударник труда, чемпион, благочестивый, мудрый, способный, бездарный, опытный).
  3. Описывающие физические качества (симпатичный, высокий, сильный).
  4. Выражающие субъективную оценку человека (странный, приятный, непривлекательный).

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества

Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector