Особенности русского менталитета: щедрая душа и суровый нрав

Менталитет — философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Советский Союз

Одним из постулатов жизни в Советском Союзе стало социальное равенство для всех и каждого. На деле, конечно, все продолжали жить с разным достатком, однако богатством более не кичились, а праздный образ жизни и тунеядство обществом порицались. На авансцену жизни советского гражданина вышли семейные и экзистенциальные ценности.

Об этом свидетельствует исследование доктора психологических наук Влады Пищик, начатое еще в 2010 году. Это означает, что человеческие ценности сдвинулись от чисто гедонистических и эгоистичных желаний удовлетворения собственных прихотей до почитания семейных отношений и поиска смысла жизни. Кроме того, согласно исследованиям, советские граждане были более требовательны к себе и окружающим, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет народов разных стран

Рассмотреть менталитеты всех народов мира невозможно, рассмотрим только некоторые из них.

Великобритания

Британцы отличаются неповторимым менталитетом. Они закрыты, тяжелы на подъем, очень уважают частную жизнь. Невозмутимы, холодно вежливы, горды, тщеславны, отзывчивы.

Испания

Менталитет испанцев характеризуется индивидуализмом, эмоциональностью, духовностью. Понятие о чести для них не пустой звук, они гордые, патриотичные, открытые, совсем не заботятся о времени.

США

Американцы оптимистичны, улыбчивы, энергичны,авантюрны

Менталитет американцев определяется стремлением соблюдения равенства, сохранением порядка, большим вниманием к работе, стремлением к комфорту и успеху

Италия

Итальянский менталитет характеризуется высокой театральностью, стремлением произвести хорошее впечатление, решительностью, умением получать удовольствие от жизни.

Германия

Менталитет немцев отличается, педантичностью, упорядоченностью, серьезностью, логичностью. Большинство ведет здоровый образ жизни.

Япония

Менталитет японцев пронизан загадочностью, сдержанностью, неспешностью, высокой ответственностью, традиционализмом, жертвенностью, терпением. Интересы группы для них на первом месте.

Китай

Менталитет китайцев также основан на идее неотрывности личности от общества. Особенностями менталитета китайцев является проявление уважения к старшим, коллективизм, приверженность традициям, настойчивость при этом скромность и повышенная внушаемость.

Россия

Русский менталитет характеризуется широтой души, духовностью, искренностью, душевностью, стремлением к общности, нелюбовью к дисциплине и методичности, любовью к спорам, ленью, сменой настроения.

Индия

Менталитет индийцев отличается артистичностью, общительностью, любопытством. Для народов Индии характерна любовь к красоте и искусству, религиозность, беззаботность, легкое отношение к жизни.

Менталитеты многочисленны и разнообразны. Их знание помогает лучше понимать друг друга. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще совершается культурный обмен

Важно не потерять этническую ценность и самоидентификацию

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания

Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту

По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Абсурдная искренность

Почему абсурдная? Потому что то, как мы ее выражаем, порой выходит за грани логики. Мы готовы веселиться и праздновать от души, когда на то есть повод, мы умеем радоваться и жить, как никто.

Эти бесконечные застолья, разговоры до утра, смех без предела – все это, я уверена, очень хорошо знакомо каждому. В тоже время, если что-то пошло не по плану, то виноваты будут все, включая плохую погоду и красных свет на дорогах. Порой, мы как дети в песочнице, которые не могу вспомнить, куда закопали игрушку. И виноват другой малыш, который, на свою голову, оказался в той же песочнице.

Кому знакома ситуация, когда на простой вопрос или просьбу в магазине, поликлинике или в другом общественном месте, вам отвечают грубостью? И мы внутри готовы к тому, что получим этот негатив. Так уж устроено у нас: не задался день у человека, и он не будет скрывать это. Кто-то да попадет под «горячую руку».

Отсутствие улыбки

Если вы видите на улице города человека, который улыбается всем подряд, здесь три варианта, объясняющие его странное поведение. Сумасшедший, иностранец или выиграл в лотерею (только что!) два миллиона долларов.

За границей улыбка считается обязательным атрибутом вежливости, в нашей стране такого нет. Это не значит, что в России живут только хмурые, недоброжелательные люди.

Если вы попросите о помощи, вам не откажут, но об улыбке даже не мечтайте. Улыбнуться можно близкому человеку или понравившейся девушке, но не всем подряд.

Иногда возникает ощущение, что улыбка – это самое сокровенное, что есть у россиян.

Язык как проявление нации

Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. Содержание окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру. Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии — все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор. Грамматическая система языка — статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.

Японское «чудо»

А как же Япония, которая своими темпами, успехами и чудесами робото- и компьютерной техники поражает всех, тесня Америку и Европу? Япония — это самая загадочная страна. На разгадки ее ребусов в США тратятся ежегодно миллиарды долларов. Жившие там и изучавшие ее люди говорят, что сначала кажется, что все понятно, а когда уезжаешь, то убеждаешься, что до конца Японию постичь невозможно. 

Я говорю это к тому, что всех причин японских успехов, наверное, не знает никто. Из называвшихся можно было бы долго писать об островном положении страны, избавившем ее от набегов кочевников, о более чем двухсотлетней изоляции ее от иностранцев, что в какой-то мере уберегло ее от превращения в колонию европейцев, о буржуазных преобразованиях конца XIX века, так называемой революции Мэйдзи, о помощи американцев после Второй мировой войны, о японском национальном характере, в котором особое место принадлежит трудолюбию, трудоспособности и культуре. 

Отмечу такой штрих, который много значит: популярный в стране Восходящего Солнца дзэн-буддизм учит, что мир чрезвычайно изменчив, а с изменчивостью мира несовместима идея завершенности, потому ее следует избегать. В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя. Японцы убеждены, что нельзя достигнуть полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке времени, перемен.

 

Негативизм

В России люди не умеют ценить себя. Им кажется, что нет предела совершенству. Вот только почему-то для многих собственные недостатки не являются фактором, побуждающим к действию. Да, они опустят руки, будут горевать, завидовать соседу, но предпринимать ничего не будут. К сожалению, негативизм проявляется во всех сферах жизни.

На Западе, если один человек нечаянно толкнет другого, он извинится, улыбнется и инцидент будет исчерпан. Наш соотечественник настроен воинственно, он умеет постоять за себя: «Куда прешь? Не видишь, что ли?»

Удивительно, но термин «тоска», о котором каждый россиянин знает не понаслышке, не переводится на европейские языки.

В России знакомства на улице считают неприличными, здесь не принято проявлять доброжелательность по отношению к незнакомым людям.

Антиномичность и поляризованность русской культуры

Расхождение в двух координатах — Времени и Пространстве создает постоянный накал в русской культуре. С этим связана еще одна ее особенность – антиномичность. Многие исследователи считают эту черту одной из самых отличительных. Бердяев отмечал сильную противоречивость национальной жизни и самосознания, где глубокая бездна и безграничная высота соединяются с подлостью, низменностью, нехваткой самолюбия, холопством. Он писал, что в России безграничное человеколюбие и сострадание может сосуществовать с мизантропством и изуверством, а стремление к свободе уживается с рабской безропотностью. Эти полярности в русской культуре не имеют полутонов. У других народов тоже существуют противоположности, но только в России из анархизма может родиться бюрократизм, а из свободы – рабство. Эта специфика сознания отражена в философии, искусстве, литературе. Такой дуализм как в культуре, так и в личности, лучше всего отражен  в произведениях Достоевского. Литература всегда предоставляет большую информацию для изучения ментальности. Двоичный принцип, который важен в отечественной культуре, отражается даже в произведениях российских писателей.  Вот список, подобранный Гачевым:

О большой противоречивости мышления говорят названия:

Русский менталитет с его бинарной комбинацией взаимоисключающих качеств отражает скрытую полярность русской культуры, которая присуща для всех периодов ее развития. Непрерывное трагическое напряжение проявлялось в их коллизиях:

Г.П. Федотов в своей работе «Судьба и грехи России» исследовал самобытность русской культуры и изобразил национальный менталитет, его устройство в форме эллипса с парой разнополюсных центров, которые непрерывно борются  и сотрудничают. Это вызывает постоянную неустойчивость и изменчивость в развитии нашей культуры, одновременно побуждает намерение разрешить проблему моментально, через вспышку, бросок, революцию.

«Умонепостигаемость» русской культуры

Внутренняя антиномичность культуры России порождает и ее «умонепостигаемость». Над целесообразным и осмысленным в ней всегда преобладает чувственное, душевное, алогичное. Ее своеобразие трудно проанализировать с точки зрения науки, а также передать возможностями искусства пластики. В своих работах И.В.Кондаков пишет, что наиболее созвучной национальной самобытности русской культуры является литература. В этом кроется причина глубокого уважения к книге, слову. Это особенно заметно в русской культуре средневековья. Классическая русская культура девятнадцатого века: живопись, музыка, философия, общественная мысль, отмечает он, создавалась в большей части под впечатлением литературных произведений, их героев, замыслов, фабул. Нельзя недооценивать роль воздействия литературы на сознание российского общества.

Культурная идентичность России

Русская культурная самоидентификация затруднена спецификой ментальности. Понятие культурной идентичности включает отождествление личности с культурной традицией, национальными ценностями.

У западных народов национально-культурная идентичность выражается по двум признакам: национальному (я – немец, я- итальянец и т.п.) и цивилизационному ( я – европеец). В России такой определенности нет. Это связано с тем, что культурная идентичность России зависит от:

  • многоэтнической основы культуры, где есть масса местных вариантов и субкультур;
  • промежуточной позиции между Востоком и Западом;
  • свойственного дара участливости и сопереживания;
  • неоднократных порывистых преображений культурной парадигмы.

Эта неясность, непоследовательность порождает рассуждения о ее исключительности, неповторимости. В русской культуре глубока мысль о неповторимом пути и высшем призвании народа России. Эта мысль претворилась в популярном социально-философском тезисе о русской идее.

Но в полном согласии со всем, о чем говорилось выше, наравне с осознанием национального достоинства и убежденности в собственной исключительности существует национальное отрицание, достигающее самоуничижения. Философ Вышеславцев подчеркивал, что сдержанность, самобичевание, покаяние составляет национальную черту нашего характера, что не существует народа, который так критиковал себя, разоблачал, шутил бы над собой.

Как становился менталитет европейцев

Особенно закрепилась вера в труд в протестантской этике. Протестантизм — это христианское вероисповедание, возникшее после Реформации в XVI веке и проповедовавшее идеал человека дела. Наиболее прямолинейно буржуазный дух проявился в кальвинизме, который видел и видит божественное предназначение человека в деятельности, направленной не только на благо общества, но и на приобретение и приумножение личного богатства, частной собственности. И чем успешнее человек в своем земном деле, тем он угоднее Богу. Именно влияние протестантизма сказалось в быстром капиталистическом развитии Голландии, Англии, Германии. Потом, перебравшись вместе с переселенцами за океан, он сыграл свою роль в развитии Соединенных Штатов Америки.

Помимо соревновательного или конкурентного начала, европейской цивилизации была присуща «интенция». Это стремление, направленность сознания, воли и чувства. А к чему было стремление в Европе, потом и в Америке? Интенция выражалась в идее прогресса, неустанного совершенствования человека и всего общества. Эта идея давала стимул к развитию, основу для высокой самооценки индивида. Именно она имеет громадное значение для каждого нормального человека.

 

Европеец или американец никогда не скажет: «А что, мол, я? Я — человек маленький…». Слова, которые привычны в нашей повседневности, оскорбительны для его слуха и мыслей. Если что-то было хуже, чем требовалось или было у другого, то человек прилагал огромные усилия, чтобы исправить положение в лучшую сторону. Если, к примеру, у соседа строился красивый дом, то предпринималось все, чтобы и свой дом был не хуже (а не мазали черт знает чем и не поджигали, как бывает до сих пор у нас, если завистливое озлобление не обуздать). И так было не только с домом, так было и есть во всем.

Любовь к халяве

Россиян с детства приучают любить халяву. Если вы не согласны, перечитайте еще раз несколько русских сказок. Сивка-Бурка, Золотая рыбка, Жар-птица и много других персонажей готовых помочь героям, лежащим на печи.

Иван-дурак в своей жизни не работал ни одного дня, но получил царство и прекрасную царевну в придачу.

Конечно, царство получить сейчас не представляется возможным, но можно не покупать лицензионную компьютерную программу, а воспользоваться пиратской.

Современный Иван ищет «бесплатно онлайн», тогда как во всем мире люди спокойно отдают свои деньги за фильмы и музыку. Это касается всех сфер жизни.

Каждый россиянин мечтает иметь свою долю в крупном бизнесе, при этом не работать, а жить в свое удовольствие.

Возможно, вы не согласитесь с таким описанием русского человека, но это вовсе не русофобия.

Эти черты действительно присущи многим россиянам. Если они вам не нравятся, можете повлиять на ситуацию и изменить русский народ. Для этого нужно внимательнее относиться к воспитанию детей – новых граждан РФ.

Особенности русского менталитета

Изучение русской ментальности было начато еще в  XIX веке сначала в работах славянофилов, исследования были продолжены на рубеже следующего столетия. В начале девяностых годов прошлого столетия вновь возник интерес к этому вопросу.

Большинство исследователей отмечают наиболее характерные особенности менталитета русского народа. В его основе лежат глубинные композиции сознания, которые помогают делать выбор во времени и пространстве. В контексте этого существует понятие хронотопа — т.е. связи пространственно-временных отношений в культуре.

Бесконечное движение

Ключевский,  Бердяев, Федотов отмечали в своих трудах характерное для народа России чувство Пространства. Это бескрайность равнин, их открытость, отсутствие границ. Такую модель национального Космоса отразили в своих произведениях многие поэты и писатели.

Открытость, незавершённость, вопрошание

Весомой ценностью русской культуры является ее открытость. Она может постичь другого, чуждого ей, и подвластна разным воздействиям извне. Некоторые, например, Д. Лихачев именуют это универсализмом, другие, как Блок, отмечают всепонимание, называют это, как Г. Флоровский, всеобщей отзывчивостью. Г. Гачевым было подмечено, что многие отечественные классические шедевры литературы остались незаконченными, оставляя путь к развитию. Такой является и вся культура России.

Несоответствие шага Пространства и шага Времени

Особенность российских ландшафтов и территорий предопределяет переживание Пространства. Линейность христианства и европейский темп определяет переживание Времени. Огромные территории России, бесконечные просторы предопределяют колоссальный шаг Пространства. Для Времени же используются европейские критерии, примеряются западные исторические процессы, формации.

По мнению Гачева, в России все процессы должны протекать более медленно. Психика русского человека более медленная. Разрыв между шагами Пространства и Времени порождает трагедию и является роковым для страны.

Менталитет в исторических, религиозных и научных источниках

Рассуждения о том, что у отдельных народов имеются свои специфические социально-психологические особенности, присутствуют ещё в трудах Плиния и Геродота. Дополняет картину также художественная литература того времени, в которой был очень популярен сюжет путешествий по далёким странам. В таких произведениях всегда очень подробно описывались культурные особенности разных народов (реальных и вымышленных) и недоразумения, возникающие из-за этих особенностей.

Немало информации современные исследователи черпают также из религиозных книг – Библии и Корана. Библия подробно описывает исторические сюжеты, по которым можно судить о бытовавших в разные времена обычаях, моральных и этических нормах

В Коране большое внимание уделяется ценностям, культурным и духовным принципам, которых должны придерживаться мусульмане

В 18 веке исследованием особенностей поведения, свойственных отдельным народам и нациям, занялся шведский естествоиспытатель Карл Линней (он больше известен как автор единой системы классификации животных и растений). Он стал первым, кто решил разобраться, что такое менталитет с научной точки зрения. Примерно тогда же появилась этнопсихология – новая наука, изучающая «душу народа» и «национальный характер».

Термин «менталитет» (mentality) ввёл в научный обиход французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль. Значительную часть своей научной карьеры он посвятил изучению австралийских аборигенов и папуасов, сохранявших на тот момент первобытно-общинный строй. Результаты данного исследования он изложил в книге «Первобытный менталитет», в которой описывал, какие специфические черты присущи представителям разных племён.

Но по-настоящему популярным термин стал с подачи «Школы Анналов» – французского исторического сообщества, основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром. Они определяли менталитет как черту характера, которая есть и у рядового солдата, и у короля Франции. Это определение подчеркивало, что данная черта является коллективной, но проявляется у каждой личности.

В дальнейшем тема менталитета интересовала самых выдающихся психологов 19-20 веков: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других. Сегодня данная тема также активно изучается в социальной психологии, культурологи, истории, этнологии и других науках.

Почему мы такие закрытые?

Выходя на улицу, вы тоже замечали, что люди полностью находятся в себе? Они как бы живут в своем мире, и стоит нарушить их уединение, например, наступить на ногу, можно услышать много недобрых слов в свой адрес. При этом в тяжелые жизненные моменты, вам всегда протянут руку помощи.

Такая проворачивая натура связана с принципом соборности и бывшего социализма.  Мы обладаем исключительной чуткостью и сочувствием к ближнему. Но, как это не парадоксально, всегда и во всем ищем подвох.

Акт хороших поступков, несущих добро без причины ассоциирует у нас с фальшью. Поэтому помогаем мы в крайних и тяжелых ситуациях, либо же по большому желанию, просьбе.

Известное суждение, что Россия – страна самых доброжелательных людей с щедрой душой, имеет место быть с одной оговоркой: помощь и распростертые объятия получает лишь тот, кто в них нуждается и заслуживает их.

Отличие четвертое: безопасность в свободе

У русских принято отгораживаться от мира высоким забором чтобы никто не увидел твоей личной жизни. частные дома, дошкольные и образовательные учреждения – все они спрятаны за заборами.

Также в городах России, в целях безопасности, везде проводятся полицейские досмотры, стоят металлические рамки. Во многие места, такие, как вокзалы аэропорты, метро невозможно пройти без досмотра.

Европеец же чувствовал бы себя комфортно и в поле. Многоквартирные дома не стоят за заборами, доступ во дворы всегда свободен. А частные дома либо стоят совершенно без забора, либо символически ограждены низкой оградой.

В Европе не существует металлических рамок, досмотров, а допуск на территорию вокзала, вплоть до самого перрона, совершенно свободен для каждого: любой может войти на территорию, не подвергаясь осмотрам и тщательной проверке твоего багажа.

Все вышесказанное не означает, что кто-то хороший, а кто-то дурной, автор лишь обозначил откровения, увиденные им самим. Путешествия представляют вам огромный материал для изучения человеческой натуры, такой разной в каждой местности. Несмотря на видимые различия, нужно окунуться в иную культуру, чтобы ощутить ее на себе.

Русский менталитет: его особенности

Что же такое русский менталитет? Википедия дает следующее определение: «Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности».

Во множестве социологических исследований фигурируют такие признаки русского менталитета

  • стремление поставить общественные интересы выше личных
  • чувственное восприятие реальности
  • открытость, искренность и добросердечность
  • проявления милосердия
  • отрицательное отношение к формальностям
  • предвзятое отношение к окружающим
  • нелюбовь к тем, кто «высовывается» и кому «больше всех надо»
  • тяга к спорам
  • приверженность к даровым продуктам
  • стремление решить проблемы полюбовно и в неофициальной обстановке
  • пренебрежительное отношение к здоровью

Пять характеристик ментальных моделей

1. Ментальные модели основаны на фактах, с которыми человек встретился в течение своей жизни. При этом факты могут быть как неопровержимыми, так и неполными или недостоверными

2. Ментальные модели обладают гибкостью, то есть могут меняться, корректироваться в течение жизни. Это происходит при встрече с фактами, дополняющими или опровергающими факты, на которых была построена ментальная модель (при условии, что человек готов их воспринять)

3. Ментальные модели построены на селективном, то есть избирательном восприятии человека – склонности игнорировать или быстро забывать факты, которые противоречат уже существующим убеждениями или вызывают эмоциональный дискомфорт. Люди смотрят на мир через «информационный фильтр», позволяющий не замечать противоположные точки зрения или интерпретировать их удобным для себя образом. Примером селективного восприятия может быть предвзятое отношение учителей к ученикам, позволяющее игнорировать успехи тех, кто воспринимается как «отстающий» и не обращать внимания на промахи учеников, попавших в категорию «успешных».

4. Любая ментальная модель является ограниченной по сравнению с явлением, по отношению к которому она сформирована. Так, ментальная модель карты города, в котором живет человек, является лишь ограниченной версией реальной карты местности: она включает в себя, в первую очередь, объекты и маршруты, значимые для данного конкретного человека. Это верно, даже когда речь идет об обширных научных моделях, применяемых для визуализации и моделирования определенных частей или элементов мира. Так, ментальная модель космоса, с которой работают астрономы, может быть очень сложной, однако она не учитывает бесконечного разнообразия, характерного для «реального» космоса и поэтому является ограниченной.

5. В отличие от других источников информации о различных аспектах бытия, доступ к которым может быть в разное время ограничен, ментальная модель доступна человеку в любое время и может быть использована для оценки объектов или событий, принятия решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector