Произвольное внимание

Условия возникновения

Человек не может жить без познания чего-либо нового и занимательного. Познать мир людям помогает интерес. Без данного фактора запомнить значимые детали, которые происходят вокруг любого из нас, невозможно. К тому же защитные и ориентировочные рефлексы заставляют наше сознание молниеносно реагировать на непонятные звуки или яркий свет. Порой такие проявления спасают жизнь человеку в экстремальной ситуации. Например, когда на него движется автомобиль с включёнными фарами и гудящим клаксоном. Кроме того, мгновенная реакция на вновь возникшие обстоятельства заставят любого из нас принять правильное решение при проявлениях проблем со стороны окружающего мира. Благодаря рассматриваемому вниманию мы можем выделить из общей картинки возникшую угрозу и выстроить своё поведение так, чтобы оставаться в полной безопасности.

Механизм непроизвольного внимания формировался вместе с эволюционным развитием человечества. Нашим предкам приходилось добывать еду не в супермаркетах, а в дикой природе, где они постоянно встречали хищников. Поэтому работа вышеуказанного механизма у каждого разумного человека происходит автоматически и работает независимо от сознания. Реакции такого плана могут возникать тогда, когда происходит:

  • движение какого-либо объекта (любое движение может быть потенциально опасным);
  • при появлении нового и необъяснимого явления (то, что неизвестно, может быть опасно);
  • при очень громком или сильном воздействии (внезапный звук или яркий свет могут говорить об опасности).

Любая активность человека должна вызывать интерес. Деятельность даёт любому из нас возможность полноценно жить и созидать. Интерес как раз и выполняет роль того локомотива, что движет нашу жизнь вперёд

Рассмотрим, при каких условиях возникает непроизвольное внимание

Если слышится какой-либо звук

Любое повышение или понижение тона может также привлекать внимание людей. Пауза

При её возникновении человек начинает проявлять интерес

Пауза. При её возникновении человек начинает проявлять интерес

Например, если музыка громко играла и вдруг затихла, человек ищет причины возникновения данной проблемы, и так проявляется его непосредственный интерес.

Яркие цвета и свет. Если происходит неожиданное включение лампы, то человек невольно проявляет любопытство к этому событию. Яркие оттенки полевых цветов могут вызвать восторг и интерес со стороны индивида.

Любое движение, которое начинает происходить вокруг нас, также пробуждает интерес. Внезапный порыв ветра может всколыхнуть волосы или одежду

Это движение природы привлекает невольное внимание

Эмоциональный всплеск. При виде какого-либо яркого события, интерес человека обязательно активируется

Например, если он увидит нелицеприятное происшествие, то это событие вызовет эмоции и заострит внимание на проблеме

Юмор также может вызывать интерес. Мы всегда с любопытством смотрим на различные картинки, привлекающие своим ненавязчивым остроумием.

https://youtube.com/watch?v=-4GgpaYVMho

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией

Но есть и обратный процесс,деконцентрация, алертность , когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием

Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие. Как можно прокачать внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

Плюсы: дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится

Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя

Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием. Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым

Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание. Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет

Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет.

Таким образом, разрозненные практики, идеология и эзотерика, а также культурные ограничения могут в целом замедлить массовую работу с вниманием. Для ее масштабирования требуется особая инженерная методика, которая имела бы научную подоплеку и доказала свою эффективность на крупных проектах

Волевые методики

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.

Слово «воля» напрямую связано с вниманием, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно заняв волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «Я хочу»

В качестве примера можно привести кейс Натальи Молчановой, рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью волевых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция подразумевает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Произвольное внимание

Произвольное внимание – это сознательная концентрация внимания на том или ином объекте. В основном такое внимание зависит от уровня мотивации человека. Чем значимее для него объект, тем больше он будет уделять ему внимание

Чем значимее для него объект, тем больше он будет уделять ему внимание. Главными атрибутами, сопровождающими произвольное внимание, будут усидчивость и устойчивость

Чтобы добиться желаемых результатов, человеку потребуется включить свою психическую и умственную активность, осуществить волевое усилие и заставить себя сфокусироваться на деле

Главными атрибутами, сопровождающими произвольное внимание, будут усидчивость и устойчивость. Чтобы добиться желаемых результатов, человеку потребуется включить свою психическую и умственную активность, осуществить волевое усилие и заставить себя сфокусироваться на деле. Приведем в пример среднестатистического студента ВУЗа, который очень хочет закрыть сессию без долгов

Возможно ему не очень хочется, но он должен взять себя в руки и выучить всю нужную для этого информацию

Приведем в пример среднестатистического студента ВУЗа, который очень хочет закрыть сессию без долгов. Возможно ему не очень хочется, но он должен взять себя в руки и выучить всю нужную для этого информацию.

В таком случае студент будет сознательно себя фокусировать на решении данной задачи. Закрыть сессию будет являться для него мотивацией и мощным стимулом

Так возникает произвольное внимание

Если человеку нужно отвлечься от интеллектуальной деятельности, то лучше сделать именно такие перерывы. Не следует переключаться с одной информации на другую. Так чтение книги не только не поможет расслабиться, но и еще больше утомит.

В этом видео вы узнаете, как концентрировать внимание:

Причины возникновения произвольного внимания

Как не обращать внимание на чужое мнение — можно ли побороть страх

Произвольность внимания обычно сопровождается большим или малым усилием воли для того, чтобы сконцентрироваться на неком объекте, явлении

Чаще всего человек «подстегивает» себя самостоятельно, либо кто-то обращает его внимание к себе намеренно. Например, преподаватели учебных заведений часто окликают учеников, которые, очевидно, утратили интерес к происходящему

Отмечают поведение молодых водителей, которые пристально следят за дорогой, движением, сигналами знаков и т. д., чтобы не допустить нарушения правил. Даже посетители магазинов, музеев и т. п

вынуждены пользоваться произвольным вниманием, чтобы не пропустить что-то важное, отвлекаясь на разговоры или собственные мысли, пока может длиться экскурсия

Чем обусловлено

Произвольность внимания это фактор, который можно обусловить несколькими параметрами. Среди них выделяют следующие:

  1. Объем. Это умение человека фокусироваться на нескольких объектах или явлениях одновременно. Суть заключается в том, какое количество способен охватить индивид. Зависит как от генетической предрасположенности, так и от физической тренировки, получения жизненного опыта и т. д. Для статистики можно отметить, что взрослый человек способен одновременно объять 4-6 объектов, а маленький ребенок – 2-3 объекта.


Многозадачность повышает достижение положительного результата

  1. Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Считается, что концентрация увеличивается, если вокруг мало раздражителей, что обеспечит качественное усвоение информации.
  2. Распределение – умение одновременно выполнять несколько заданий. При вождении автомобиля человек может просматривать карту, беседовать по телефону, следить при этом за дорогой, либо женщины, особенно матери, свободно выполняют несколько функций, хоть и неосознанно.
  3. Устойчивость, т. е. направленность внимания в процессе некой деятельности. Это не глубокая концентрация, но темперамент, мотивация по отношению к выполняемой задаче.
  4. Отвлекаемость – антоним устойчивости, т. е. внешнее торможение из-за одного или нескольких раздражителей.
  5. Колебание, наблюдаемое даже при высокой концентрации, поначалу проходит незаметно. Это смена торможения и возбудимости коры головного мозга. Однако по истечении получаса напряженной работы подобные колебания становятся очевидными.
  6. Переключение – умение переходить от одного дела к другому. Отличают произвольное и непроизвольное переключение, т. е. человек заставляет себя взяться за другое дело либо плавно сменяет одну деятельность на другую.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг)

Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации

То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности

Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Метод 2: Перезагрузка

Перезагрузка внимания — это один из приемов по подготовке сознания к формированию уверенности и полной включенности в процесс. Его называют медитацией.

Достаточно лечь на спину с закрытыми глазами найти позу максимального расслабления. Далее следует сосредоточиться на ощущении постепенного нарастания расслабленности и отключения тела. Руки и ноги кажутся невесомыми, органы чувств отключаются от внешнего мира. Появляется легкость и отрешенность сознания от происходящего вокруг. В таком состоянии желательно находиться около двух часов, включая возможный сон. После выхода из него надо представить себя пустым сосудом и заполнить его интересом к предстоящему рабочему процессу, желанием плодотворно потрудиться, выполнить задание.

Переключение сознания на расслабление и отключение от внешнего мира дает полноценную перезагрузку психике, позволяет максимально сосредоточиться и включиться в рабочий процесс. 

Произвольное

Сущность произвольного внимания заключается в полном всестороннем контроле той или иной ситуации либо конкретного объекта. Деятельность головного мозга в таком случае целенаправленна и часто поддерживается второй сигнальной системой.

Примечание

Именно благодаря такому свойству, у ребенка закладываются навыки поведения из устных указаний родителей.

Такой вид внимания исторически связан с ролью труда в появлении вида «человек разумный». С современной точки зрения, его главная функция — регулировать процессы, происходящие в психике человека.

Постановка задачи

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью и осознанностью. Осуществление задуманных планов начинается с определения задач и способов их решения. При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели

При этом с помощью анализа определяются оптимальные пути и варианты достижения цели.

Постановка задачи является обязательным условием произвольного внимания. В дальнейшем, характеристика процесса подразумевает конкретную направленность действий, которая, по собственной оценке, обязательно приведет к решению задачи. Такой механизм управляемый, но эмоционально и физически строгий. Поэтому часто требует много сил и ведет к утомлению.

Ставя перед собой задачу, человек начинает действовать организованно, координирует свои умственные и физические усилия

Поэтому организованность считается второй отличительной чертой действий, которыми руководит произвольное внимание

Достижение поставленной цели требует достаточного времени. Поэтому такой вид внимания не может исчезнуть внезапно, как непроизвольный.

Направленность

Признаки, характеризующие произвольное внимание, могут привести к позитивным и негативным последствиям. Так, направленная концентрация внимания в определенном направлении ведет к уверенному достижению цели, изысканию наиболее выгодных и оперативных способов решения поставленных задач. В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал

Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой

В то же время такая форма психической деятельности требует большого волевого усилия, истощающего психический потенциал

Длительное напряженное внимание ведет к переутомлению и, в конечном итоге, недовольству выполненной работой

По направленности умственного напряжения разделяют:

собственно осознанное внимание для получения намеченного результата; волевое напряжение для изоляции сознания от отвлекающих факторов и концентрации внимания на основной цели; внимание, проявляющееся в ожидании. Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели

Направленность внимания — селективный характер познания, выделяющий из существующих факторов предпочтительные для достижения поставленной цели.

Направленность произвольного внимания может иметь непосредственный характер или выражаться в опосредованном воздействии на объект

В первом случае это внимание, направленное непосредственно на поставленную цель. Во втором — желаемый результат достигается путем опосредованного воздействия на различного рода дополнительные средства. К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки)

К ним можно отнести слово, мимику, знаки (например, стрелки).

Большое значение в направленности сознания имеют эмоциональные составляющие. Под ними подразумеваются мотивирующие стимулы и желание сохранить событие в памяти.

Механизм действия

Классификация формирования сознания предполагает различные механизмы его развития. Для управляемой формы установлено, что ведущая роль отводится второй сигнальной системе, выражаемой словами или речью. Описание механизма развития произвольного внимания у детей приводят в своих работах Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По их мнению, способы организации внимания ребенка побуждает определить взрослый человек. Делает это он с использованием слов, жестов, привлечением внимания ребенка к факторам окружающей среды.

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях.

Основные проявления:

  • сужается количество объектов, которое человек может воспринимать единовременно;
  • страдает устойчивость, то есть при наблюдении возникает переключение концентрации на что-то другое – непроизвольное.

Какие бывают нарушения внимания.

Рассеянность. Проявляется в неспособности концентрироваться на объекте длительное время. Бывает мнимое состояние, когда оно вызвано чрезмерной заботой об одном конкретном предмете

Подлинное же характеризуется тем, что отсутствует возможность переключаться и удерживать произвольное внимание из-за малокровия, патологий нервной системы, травм. Также выделяют еще два дополнительных вида рассеянности: ученая и старческая. Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил

Вторая – возрастная.
Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами.
Инертность – малая подвижность.
Апрозексия. Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители.

Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил. Вторая – возрастная.
Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами.
Инертность – малая подвижность.
Апрозексия

Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители.

Формирование произвольного внимания

Процесс тренировки произвольного внимания нужно начинать с младшего возраста, причем эта задача ложится на педагогику. Однако следует отметить, что хорошей концентрации способствуют некоторые условия:

  • стабильное психическое и физическое здоровье индивида;
  • воссоздание благоприятной атмосферы;
  • постановка определенной цели;
  • сочетание физических и умственных действий (проверка теории на практике);
  • чередование деятельности (метод «помидора», когда человек сосредотачивается на работе примерно полчаса, затем 5 минут отдыхает и повторяет цикл, пока ни сделает работу).


Чтобы все успеть, нужно правильно распределить время и усилия

Существует ряд методик, которые научат фокусировке, а заодно покажут имеющийся уровень ее развития:

Нужно посмотреть на некую картинку в течение 5 секунд, затем перечислить запомнившиеся детали

Если индивид запомнил меньше 5 объектов, внимание нужно тренировать, если он назвал до 9 деталей, концентрация хорошая, а больше 9 – произвольное внимание на высоте.
Перед работающим телевизором или компьютером, вещающим любимую программу, фильм или телесериал, нужно поставить будильник с циферблатом. В течение 2 минут необходимо пристально наблюдать за секундной стрелкой, не отвлекаясь на тв или монитор.
Один знаменитый способ проверить и натренировать внимание работает и на взрослых, и на детях

Берется книга, газета или журнал. В тексте (статье) нужно искать что-то определенное, например, выделить все буквы «м» (или любую другую) либо подчеркнуть имена людей, названия городов, животных и т. д.

Произвольное внимание это необходимый инструмент современного общества, когда вокруг столько раздражителей. Статистика показывает, что люди стали рассеяннее ввиду того, что легко отвлекаются

Это можно исправить, главное, чтобы была цель.

В каком возрасте начинает складываться?

Произвольное внимание начинает проявляться уже тогда, когда мы младенцу показываем на игрушку и даем ее потрогать. Данный процесс можно назвать простейшей формой

В течение 3-х лет этот процесс совершенствуется, и уже к 4-5 годам ребенок способен выполнять некоторые сложные указания, которые дает ему взрослый человек. К 6 годам у дошкольников вырабатывается направленное внимание. Зачастую оно основывается на «указаниях» самому себе.

В познавательной сфере непроизвольное внимание также играет важное значение. Внимание маленьких детей, как мы уже знаем, направлено на яркие моменты и звуки. В этом случае особых волевых усилий не требуется

Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь

В этом случае особых волевых усилий не требуется. Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь.

Именно произвольное внимание помогает выработать у дошкольников определенные навыки и привычки, которые не всегда им интересны. Такая мозговая деятельность развивается не в один миг

У детей младшего и школьного возраста этот процесс может занять достаточно долгое время. Чем взрослее становится ребенок, тем все больше возникают факторы, влияющие на выработку произвольного внимания.

Сказать, что у ребенка развилось произвольное внимание, можно в том случае, когда:

  • он легко воспринимает словесную инструкцию;
  • он использует алгоритм, который показали ему взрослые, и этот процесс будет зафиксирован на довольно долгое время;
  • может взять под контроль свои действия или по крайней мере попытается это сделать.

Запомните: речь играет немаловажную роль в развитии внимания. Именно поэтому ребенок должен как можно раньше овладеть хорошей речью.

Поведем итог: способности, которые позволяют ребенку концентрировать свое внимание на чем-либо, развиваются постепенно. Поэтому со временем дети начинают меньше отвлекаться на незначительные вещи

Опираясь на данные факты и на различные исследования, можно отметить, что в возрасте 3 лет ребенок может отвлекаться от направленной деятельности примерно 4 раза (если эта деятельность продолжается в течение 10 минут). А уже в 6 лет этот же ребенок отвлекается в течение 10-минутного занятия только 1 раз.

Учтите также, что к 6-летнему возрасту у детей вырабатывается произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте дети способны усилием воли направить свое внимание на нужную информацию и даже удерживать его в течение 40-45 минут

Формирование произвольного внимания

Процесс тренировки произвольного внимания нужно начинать с младшего возраста, причем эта задача ложится на педагогику. Однако следует отметить, что хорошей концентрации способствуют некоторые условия:

  • стабильное психическое и физическое здоровье индивида;
  • воссоздание благоприятной атмосферы;
  • постановка определенной цели;
  • сочетание физических и умственных действий (проверка теории на практике);
  • чередование деятельности (метод «помидора», когда человек сосредотачивается на работе примерно полчаса, затем 5 минут отдыхает и повторяет цикл, пока ни сделает работу).


Чтобы все успеть, нужно правильно распределить время и усилия

Существует ряд методик, которые научат фокусировке, а заодно покажут имеющийся уровень ее развития:

Нужно посмотреть на некую картинку в течение 5 секунд, затем перечислить запомнившиеся детали

Если индивид запомнил меньше 5 объектов, внимание нужно тренировать, если он назвал до 9 деталей, концентрация хорошая, а больше 9 – произвольное внимание на высоте.
Перед работающим телевизором или компьютером, вещающим любимую программу, фильм или телесериал, нужно поставить будильник с циферблатом. В течение 2 минут необходимо пристально наблюдать за секундной стрелкой, не отвлекаясь на тв или монитор.
Один знаменитый способ проверить и натренировать внимание работает и на взрослых, и на детях

Берется книга, газета или журнал. В тексте (статье) нужно искать что-то определенное, например, выделить все буквы «м» (или любую другую) либо подчеркнуть имена людей, названия городов, животных и т. д.

Произвольное внимание это необходимый инструмент современного общества, когда вокруг столько раздражителей. Статистика показывает, что люди стали рассеяннее ввиду того, что легко отвлекаются

Это можно исправить, главное, чтобы была цель.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector