Суть и принципы методики марии монтессори

Стандарты АМПР для Монтессори групп 3 — 6

Ассоциация Монтессори-педагогов России существует с 1997 года как общественная некоммерческая организация. Она не является ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ и поэтому ни прямо, ни косвенно не представляет интересы каких-либо зарубежных организаций в России. АМПР открыта для диалога и сотрудничества с коллегами из других стран – нашими гостями были педагоги из Германии, США. Голландии, Японии, Кореи, Литвы, Италии, Франции… Но 20 лет мы работаем в России  и  исключительно ради российских детей. При создании СТАНДАРТОВ АМПР для групп 3-6 мы исходили из работ Марии Монтессори и успешного опыта работы российских Монтессори-педагогов. 

СТАНДАРТ АМПР

1. Разновозрастность. В группе одновременно находятся дети в возрасте от 3 до 6,5 лет. ()

2. Количество детей, одновременно  стабильно  посещающих группу,   от 15 до 25 человек, ()

3. Специально подготовленная среда  оборудуется Монтессори-материалом. ()

Она включает в себя следующие разделы:

  — Упражнения в практической жизни.()

  — Сенсорика. ()

  — Математика. ()

  — Русский язык. ()

  — Космос. ()

4. Основной формой деятельности детей в группе является СВОБОДНАЯ РАБОТА. Её продолжительность – не менее 1,5 – 2 часов в день с предоставлением детям  права выбора всех материалов в течение всего учебного года. ()

5. Во время свободной работы в группе находятся 2 Монтессори-педагога.

6. Квалификация Монтессори-педагога предполагает широкий кругозор, подготовку в соответствии с содержанием курсов АМПР (), умение  работать с детьми индивидуально – проводить ПРЕЗЕНТАЦИИ Монтессори-материала () и трехступенчатые уроки (). А также использовать работу в маленьких группах – УПРАЖНЕНИЯ и коллективные формы общения с детьми на кругу. ()

7. Ежедневные наблюдения  во время Свободной работы фиксируются педагогами и регулярно обобщаются индивидуально для каждого ребенка. ()

8. Полное взаимодействие с родителями по всем вопросам жизни групп и воспитания детей.

9. В группах полного дня детям в свободное время обеспечивается пространство для игр и активного движения.

10. Главным критерием успешности работы Монтессори-группы является нормализация поведения и  гармонизация внутреннего состояния детей в группе. ()

Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.

В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

В Монтессори-педагогике существует разделение детей на 3 возрастные категории:

  1. Дети от рождения до 6 лет. Этот возрастной период называют строительным, ребенок способен на развитие всех функций.
  2. Возраст ребят 6-12 лет. Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.
  3. Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.

В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.

Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

Мария Монтессори и ее методика

Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Игрушки Монтессори

Для обучения и воспитания изначально разрабатывались специальные материалы. Мария Монтессори настаивала на том, что бы игрушки назывались материалами, а слово «играть» было заменено на «заниматься».

История появления методики

Изначально система Монтессори разрабатывалась только для обучения детей с задержкой развития, чтобы помочь им адаптироваться к внешнему миру Во время работы с ними Мария создавала особые условия, которые позволяли воспитанникам развивать навыки самообслуживания. Это было реализовано благодаря играм, способствующим развитию у воспитанников тактильной чувствительности.

Мария Монтессори

Целью воспитания при помощи Монтессори педагогики было не повышение уровня интеллектуального развития, а адаптация к жизни в обществе. Но результаты удивили даже основательницу системы, так как в процессе обучения умственные показатели улучшались.

Обратите внимание! После года обучения по этой методике воспитанники с задержкой в развитии догнали своих сверстников, а некоторые из них показали даже лучшие результаты. На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори

После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников

На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори. После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников.

Обратите внимание! Получить ответ на вопрос «школа Марии Монтессори — что это такое?» можно только при детальном рассмотрении принципов ее методики. Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье

Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии

Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье. Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии.

Мария Монтессори с ребенком

История системы

Автором данной системы стала психолог Мария Монтессори, которая создала ее для развития детей с особенностями. В дальнейшем эта система начала применяться к остальным детям и приобретать популярность по всему миру. Уже в 1914 году начали появляться первые детские сады, которые отдавали предпочтение этой системе, однако, когда у власти оказалась большевики, педагогика Марии Монтессори была забыта.

Система Монтессори вернулась в учебные заведения лишь в 1992 году. Сама же Мария пришла к выводу о том, что в большей степени образование является естественным процессом развития ребенка.

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Игры Монтессори для детей 1,5-2 года

Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает  разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей — найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его. 

Распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.

Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребёнку различать предметы по размерам.

Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям «земля», воздух» и «вода». Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на карточки с изображением транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.

Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме. 

Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры — правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.

Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом приучить ребенка к мытью. 

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.

Игра по принципу «матрешки». Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу «матрешки», так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой — собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика. 

Рисование пальчиками. Игры с рисованием пальчиками развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске — это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.

Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша — пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.

Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях. 

Что входит в программу обучения

Программа обучения варьируется в зависимости от возможностей и политики учебной организации. В целом стандартный курс включает в себя:

  • Теорию научного метода.
  • Теорию и навыки включённого наблюдения как фундаментального навыка взаимодействия с детьми.
  • Навыки организации и подготовки обучающей среды.
  • Отработку презентаций каждого из материалов среды.
  • Подготовку альбома или письменной работы.
  • Аттестационный экзамен.

Кроме того, подготовка Монтессори-педагога должна включать в себя не менее 90 часов наблюдений в работающих группах. Иногда организаторы предоставляют студентам площадки для наблюдений, иногда их приходится искать самостоятельно.

Монтессори-педагогика  — это не только метод обучения, это философия жизни

И чтобы стать настоящим Монтессори-учителем, важно пропустить идеи Монтессори через себя и проделать много внутренней работы. Этот процесс ещё называют трансформацией сознания

Важно изменить взгляд на природу ребёнка, найти в себе мудрость не вмешиваться в его работу, совершенствовать себя, не учить, но быть образцом.

Нельзя сказать о подготовленном педагоге лучше, чем это сделала сама Мария Монтессори: «Начиная работать в нашей школе, учительница должна обладать своего рода верой в то, что ребёнок раскроет себя в работе. Она должна освободиться от всех предвзятых представлений о том уровне, на котором может находиться ребёнок. Её не должно беспокоить большое разнообразие детских типов (то есть с отклонениями в той или иной степени). В своём воображении она видит тот единственный нормализованный тип, который живёт в духовном мире. Учительница должна верить, что, найдя привлекательную для него работу, ребёнок раскроет свою истинную природу».

С чего начинается Монтессори?

Занятия по методу Монтессори не похожи на традиционные, к которым привыкли мы. Заковырка кроется в таком важнейшем элементе, как так называемая «подготовленная среда», без которой весь процесс бессмысленный. Такая материальная основа воспитания предоставляет детям возможность день за днём выходить из-под взрослой опеки и становиться самостоятельными. Иначе теряется весь смысл обучения.

Итак, у методики Монтессори есть некоторые изюминки, помогающие развиваться независимой личностью.

Зонирование

  • зона для повседневной жизни – там расположены материалы, которые научат следить за собой и своими вещами, проще говоря – обучат гигиене и порядку,
  • сенсорная зона – здесь размещены дидактические материалы для развития чувств, изучения величин, понятий размеров и форм, цвета и веса,
  • зона математики – в этом месте сложено всё, что помогает научиться считать, познакомит с цифрами, даёт понятие математических действий,
  • языковая зона – присутствующие в этом месте дидактические материалы расширяют словарный запас, знакомят с буквами, обучают фонетике,
  • естественнонаучная зона – она собрала всё, что может познакомить с окружающим миром, помочь понять роль человека, даёт основы географии, физики и астрономии.

Пространство

В классе должно быть много места, позволяющего свободно передвигать ребёнку на его усмотрение столы со стульями, расстилать коврики, где хочется, тем самым выбирая место для занятий. Основной принцип – не мешать другим.

Интерьер класса

Интерьер монтессоровского класса подбирается в спокойных пастельных тонах, с хорошей освещённостью и обязательным присутствием комнатных растений, приучающих детей за ними ухаживать

При этом немаловажное значение имеют эстетичность и даже элегантность обстановки

Так, Монтессори советует пользоваться вещами из хрупких материалов, например, стекла и фарфора, чтобы научить детей осознавать ценность и не бояться брать в руки хрупкие предметы, осознавая свою уверенность в пользовании.

Дидактические материалы

Все дидактические материалы расположены на уровне глаз, обычно не выше метра от пола, чтобы побуждать к действию ими пользоваться. Причём каждый лишь в единственном экземпляре, чтобы ребёнок мог иметь альтернативу: заняться чем-то другим или подождать, когда освободится то, что хотелось. Таким методом в детях воспитываются правила социального поведения в обществе.

Право на ошибку

Все обучающие материалы охватывают разные направления развития и разработаны так, чтобы максимально исключить помощь взрослых – ребёнку доступно видеть свою ошибку и легко её устранить. Тем самым обеспечивается право на ошибку и поиск решений для её исправления.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Суть методики Монтессори

Под методикой Монтессори подразумевается уникальная система, помогающая развиваться малышу. Приоритетной задачей в данной системе является развитие мелкой моторики, чувств, обучение самостоятельности.

Начиная монтессорить, малыш вправе заниматься тем, чем хочет, так как в данной системе нет единой программы. Таким образом он очень хорошо усваивает материал, будто бы соревнуясь с самим собой. Чтобы чадо могло спокойно обучаться, задача взрослого — выявить интересы и обеспечить необходимую среду для обучения. Благодаря помощи взрослого ребенок учится раскрывать свои способности и развиваться самостоятельно. Те дети, которые занимались по системе Монтессори отличаются любознательностью, независимостью и умением найти свое место в жизни.

Основные положения в системе Монтессори

  1. Ребенок должен проявлять  активность, а взрослый выступает только в качестве помощника, а не учителя.
  2. Главной особенностью является полная свобода действий малыша.
  3. Младшие дети обучаются чему-либо у старших.
  4. Все решения принимаются исключительно ребенком.
  5. Подобное обучение должно проходить в специально оборудованных местах.
  6. Согласно педагогике Монтессори, крики и запреты полностью запрещены.
  7. Ребенок может ошибаться, и ничего страшного в этом нет.
  8. Все, что необходимо сделать взрослому, — заинтересовать малыша.

Сущность данной системы заключается лишь в том, что воспитатель должен уметь заинтересовать малыша, а тот начинает самостоятельную работу, способствующую развитию потенциала к самообучению.

Отношение к обществу и сами себе

Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир».

Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит.

Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори — педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей — заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных «методов интеллектуального развития ребенка», корректирующая «Монтессори — педагогика» превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а «всего — навсего» на сто лет:

«Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями, выходя в этот бурлящий современный мир.» – в этом абзаце руководитель Московского Монтессори – центра вполне исчерпывающе раскрывает планы Монтессори — экспансии.

Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?

Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два.

Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей:

Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.»

Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей.

Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector