Что такое социальные нормы

Безнравственность

Безнравственность

— составная частьнравственности субъекта в целом, представляющая собой по существу:

  • во-первых, неопределённость нравственных мерил, обусловленная отсутствием каких-то из них или множественностью нравственных мерил, применение которых возможно в одной и той же ситуации;
  • во-вторых, разного рода неопределённости в иерархической упорядоченности по значимости нраственных мерил.
  1. А.С.Пушкин, “Моцарт и Сальери”.
  2. В том числе и тех чувств, что ныне относятся к «экстрасенсорике».
  3. Тема Различения как способности. Но в Коране говорится и о следствии — обойдённости нравственно порочных субъектов Различением (Коран, 7:182).

Что такое мораль?

Мораль бытует во все времена. Отличаются лишь нравы, которые считаются хорошими и плохими в те или иные времена, в том или ином месте. Таким образом, мораль в интернет-журнале psytheater.com – это обычаи и нравы, которые приняты в определенном обществе, группе или компании людей в конкретное время. Мораль, ее свод правил и норм, может меняться как со временем, так и внутри общества (группы, коллектива), в котором она сформирована.

Мораль – это социальная единица, которая является продуктом мыслительной деятельности людей или отдельного человека. Она не является абсолютной. Она не является результатом тех законов, по которым существует природа или Вселенная. Мораль – это выводы, сделанные людьми или человеком в определенное время или ситуации, которые показывают, что считается добром или злом. То есть мораль – это регулятор поведения человека, который должен вести себя правильно, хорошо и избегать поведения, которое считается неправильным, плохим.

Мораль является сводом правил, которые придумывает общество, чтобы рассказать каждому отдельному ее человеку, как нужно себя вести, что считается приемлемым и правильным, как достигать уважения и поощрения. Соответственно, иное поведение является неприемлемым, наказывается, отвергается или побуждает общество отворачиваться от человека.

Поскольку мораль может быть индивидуальной, она формируется исключительно человеком, который лично для себя определяет, как нужно себя вести. Человек усваивает не только общественные нормы, но и сам для себя определяет, какое поведение для него приемлемое, а какое – нет.

Вспомните хоть одну ситуацию, когда вам было хорошо и вы вдруг говорили о морали и обязанностях. Ярким примером того, что люди вспоминают о справедливости только тогда, когда им плохо, являются ситуации, когда они упорно трудятся, но мало зарабатывают. Кто-то мало работает и может позволить себе купить все, что захочет, а они работают днями и ночами, но не могут позволить себе все радости жизни. «Где здесь справедливость?» — возмущаются они. Хотя если бы они мало работали и много зарабатывали, то ни о какой справедливости бы не думали, считая, что все и так справедливо.

Мораль и обязанности вспоминаются тогда, когда человеку плохо.

  • Справедливость никого не интересует до тех пор, пока человека все устраивает. Но как только он видит, что кого-то хвалят за те же заслуги, за которые не хвалят его, то человек чувствует себя плохо и начинает вспоминать о справедливости.
  • Мораль вспоминается часто и тогда, когда другой человек поступает не так, как того от него требовалось. Кто-то кому-то изменяет: тот, кому изменили, вдруг вспоминает о моральной стороне ситуации, хотя если бы он сам изменял, то не думал бы об этом.
  • Об обязанностях люди тоже очень часто вспоминают тогда, когда они выполняют больше дел, чем другой человек. Сотрудник работает больше, чем сам человек, муж (или жена) не помогает по хозяйству. И тот, кто считает себя ущемленным и обиженным, начинает вспоминать об обязанностях другого человека. Хотя если бы он сам ничего не делал, а всю его работу выполняли окружающие, тогда речи об обязанностях не шло.

Выходит, что мораль, обязанности и справедливость, как и все прочие аспекты этики и правил, о которых не упоминалось, нужны лишь тогда, когда человеку плохо. Пока сам человек кого-то обворовывает, он не думает о законе, но когда грабят его, тогда закон ему становится нужным. Когда сам человек ведет себя неприлично, его не волнует мнение окружающих, но если его отдыху мешают другие неприличные люди, тогда он вспоминает о культуре и этике. Человека не волнует мораль и обязанности, пока его все устраивает. Но как только желаемое достается другим людям, тогда он вспоминает обо всем, чего сам не придерживался.

Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Как развить нравственность?

Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.

Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.

1. Личный пример

В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.

Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.

2. Дружеская беседа

Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.

3. Дискуссия с совместным поиском истины

Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии

Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами

4. Развивающие игры

Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

5. Чтение

Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели

Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности

В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Духовная культура общества
  • 3. Роль образования в жизни человека, аргументы

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль Нравственность
Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам. Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.
Проявляйте уважение к старшим. Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.
Не воруйте. Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).

В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.

Похожие термины:

система нравственных ценностей, соблюдение которых жизненно важно на всех уровнях жизни – отдельным индивидом, властью, организацией, обществом, государством, земным сообществом в целом. В основ

совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность

качество личности, проявляющееся как гармоничное нерасторжимое единство нравственных знаний и поведения. Человек, владеющий знанием нравственных категорий, в жизни поступает в соответствии с ни

В сфере природного существования – овладение человеком процессами собственного поведения. Человек определяет себя в отношении к окружающему миру и в отношении к собственной природе. Свое отноше

Для образования истинного нравственного характера требуется гармония добродетелей. Нравственный характер есть характер гармоничный. Само понятие характера предполагает РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И НАСТОЙ

предписания, требования общества в форме правил, образцов поведения людей в определенных, часто повторяющихся ситуациях, соблюдение которых (добровольное или по принуждению извне) необходимо для

заключена в признании нравственного закона со стороны человеческой свободной воли. Как отмечал по этому поводу в своей работе «Свобода воли» выдающийся русский философ и моралист Н.О. Лосский, «суд

доказывается фактом стремительной экономической, политической и духовной деградации любого общества, отказавшегося от его соблюдения.

обусловлена требованиями совести, побуждающей выполнять нравственные принципы: ненанесение ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса духовных и материальных устремлений и дейс

нравственное воспитание школьников путем приобщения их к помощи престарелым и больным, актам милосердия. Раз в неделю после уроков дети небольшими группами ходят в дом престарелых или центр реаб

теория, объясняющая нравственное мышление и поведение человека в выборе «правнеправ», изменяющаяся с возрастом (предложена – Лоуренсом Кольбергом). Выделяются шесть фаз, или уровней, нравственно

христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (по

1)Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и

освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.

особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.

осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному со

осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе; совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чу

процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

постоянное эмоциональное ощущение, переживание, реальные нравственные отношения и взаимодействия; необходимый компонент моральной деятельности; результат сознательного отношения к нормам, при

процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Характеристика нравственности

Можно ли одной точной формулировкой охарактеризовать понятие «нравственность»? Если и есть такой термин, но обязательно стоит выделить его ключевые качества, позволяющие описать слово. В категорию нравственных качеств заносят: честность, доброту, искренность, порядочность, вежливость и самое главное – сострадание. Каждый человек может отыскать в этом ряду качества, которыми он обладает. Не забывайте о том, что существует ещё и любовь, с уважением и взаимопонимание. Как гласит одна народная мудрость, что не существует настоящей любви без взаимного уважения. Прямо сейчас можно рассмотреть данный термин на примере отдельных профессий, и можно отметить, что судья – это справедливость, солдат – смелость, а для врача самое главное качество это сострадание. Есть ли возможность с помощью каких-то рычагов добиться проявления этих качеств у взрослого человека или же у ребёнка? Благодаря воспитанию вы можете это сделать, только вот нравственное воспитание можно назвать сложным и в то же время необычайно целенаправленным процессом,  в котором не разрешается допускать какие-либо паузы. Вы либо воспитываете человека каждый день, либо же не воспитываете его совсем. Это и есть тесное взаимодействие между воспитанником и человеком, который называет себя воспитателем.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой»

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

↑ Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

↑ Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Почему мораль, нравственность и ханжество необходимо различать

Для начала нужно разобраться в понятиях. Например, определить, чем мораль отличается от нравственности. Часто эти термины считают Нравственность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. 1999 синонимами, но это не совсем Апресян Р. Г. Мораль. Новая философская энциклопедия. М. 2010 верно, хотя оба понятия философы изучают Гусейнов А. А. Этика. Новая философская энциклопедия. М. 2010 в рамках специальной дисциплины — этики.

Моральные законы устанавливаются обществом, они как бы очерчивают круг того, что человеку как члену социума позволено, а что — нет. Мораль включает в себя представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, разрешённом и запрещённом, приличном и неприличном и так далее.

Мораль меняется вместе с обществом. Она может быть как всеобщей, так и присущей только определённой группе людей: христианская и светская, городская и сельская, мораль раба и мораль рабовладельца.

Есть ли какие‑то общие принципы морали для всех? Антропологи из Оксфордского университета, которые провели сравнение 60 культур со всего света, считают Curry O. S., Mullins D. A., Whitehouse H. Is It Good to Cooperate? Testing the Theory of Morality‑as‑Cooperation in 60 Societies. Current Anthropology , что есть.

  • Помощь родным (семейные ценности).
  • Помощь своей социальной группе (групповые ценности).
  • Взаимовыручка.
  • Храбрость.
  • Подчинение вышестоящим (уважение к авторитетам, старшим).
  • Справедливое разделение спорных ресурсов.
  • Уважение к собственности (имущественные права).

Впрочем, вопрос о всеобщности моральных принципов и вообще необходимости их существования до сих пор вызывает дискуссии. Некоторые, например австралийский философ Джон Мэки Mackie J. L. Ethics: Inventing Right and Wrong. Penguin UK. 1990 , считают, что от морали следует отказаться совсем. Потому что, согласно Мэки, это искусственная, созданная людьми абстракция, с помощью которой власть имущие манипулируют сознанием большинства.

В отличие от моральных принципов, нравственные нормы человек формирует Мораль. Толковый словарь Ожегова онлайн в себе самостоятельно. Это могут быть как собственные взгляды, так и установки, усвоенные из окружающей действительности (как связанные с моралью, так и не зависящие от неё).

Можно не соответствовать общественным представлениям о морали, но при этом оставаться нравственным человеком. Но наоборот это уже не работает. Человек не может считаться высокоморальной личностью, если внутри себя (на нравственном уровне) не разделяет ценности общества. Такое двоемыслие как раз характерно для ханжей.

Ханжой называют человека Ханжа. Толковый словарь Ожегова онлайн , который лицемерно прикрывается показной добродетельностью. Синонимами здесь можно Ханжество. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. 1999 назвать двуличность, двоемыслие, лицемерие и фарисейство.

Хотя моральные и нравственные принципы относительны, к ханжеству они имеют лишь опосредованное отношение. Ханжа, в отличие от нравственного человека, использует нормы для достижения своих целей, требует их исполнения от других, но считает Краснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие. Культура. Духовность. Общество необязательными для себя. Он непоследователен и ограничен, плодит ложь, затуманивает истину, манипулирует людьми и осуждает непохожих на него, скрыто презирая всех, кроме себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector