Нарушение динамики мыслительной деятельности

Содержание:

Нарушение памяти

На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  • проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  • вопрос о динамике мнестического процесса;
  • вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.

Нарушение мнестической деятельности

Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.

Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Нарушение опосредованной памяти

Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.

Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.

Почему это вообще происходит

Мышление как высшая познавательная функция мозга формируется у детей в дошкольном возрасте, оно является основой интеллекта. Этот процесс взаимосвязан с развитием речи, моторики рук, памяти и внимания. Ближе к школьному возрасту оно начинает дифференцироваться на разные типы — логическое, творческое, критическое. В процессе обучения, становления личности и обретения нового опыта мышление постоянно развивается. Воспитание и социальное окружения ребенка непосредственно влияют на правильность формирования функций мозга. И какие-либо травмирующие события — физические или психологические — могут стать причиной нарушения мышления. От этого не застрахованы и взрослые. Стресс может оказывать настолько сильное воздействие, что способен вызвать как психические, так и когнитивные расстройства.

Профилактика и коррекция

Большинство нарушений выявляется в детстве или диагностируется при первых проявлениях после травмирующих событий. Диагностику и коррекцию проводят специалисты — неврологи, психиатры и психотерапевты

В качестве профилактики возрастных изменений нарушений нейропсихологи рекомендуют регулярно тренировать основные психические функции головного мозга, причем комплексно — внимание, память и мышление одновременно. На основе многочисленных исследований российских и зарубежных психологов были созданы методики тренировки мозга

Викиум собрал 19 таких методик и на их основе разработал игровые тренажеры для развития мозга. Запатентованная программа развития выстраивается персонально для пользователя на основе его уровня и корректирует план занятий в зависимости от прогресса. В результате ежедневных занятий наращиваются и укрепляются нейронные связи, которые обеспечивают высокую работоспособность мозга, а также умение адаптироваться к изменениям. Будьте в тонусе вместе с Викиум!

Причины невозможности сосредоточить взгляд

На картинке Вы должны увидеть панду

Какие же причины становятся виновниками такой патологии как невозможность сосредоточить взгляд и нарушают нормальное, четкое зрение?

Во-первых, это аномалии аккомодации (способности глаза быстро регулировать изображение при переводе взгляда, например, с близкого на далекий предмет и наоборот).

Острая расфокусировка встречается при таких болезнях глаз, как отслойка сетчатки, вывих хрусталика, при травмах или кровоизлияниях в стекловидное тело.

Во-вторых, болезни, с которыми глазной врач направляет пациента к другим узким специалистам: неврологу, онкологу, инфекционисту.

Причины расфокусировки взгляда и проявлении невозможности сосредоточить взгляд бывают следующие:

  • патология зрительного нерва;
  • опухоли головного мозга (в том числе и зрительного нерва);
  • метастазирование из других органов;
  • инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, ангина, тиф);
  • болезни крови;
  • почечные недуги;
  • энцефалиты;
  • сосудистая патология;
  • нарушение обмена веществ;
  • отравления;
  • прием некоторых медикаментов;
  • воспаление пазух носа;
  • различные психические расстройства (неврозы и др.).

Симптоматика при невозможности сосредоточить взгляд

В норме аккомодация зависит от эластичности хрусталика. В детстве эластичность высокая, а с возрастом появляются различные нарушения. Близорукость развивается иногда уже у школьников, когда ученик не может сконцентрировать взгляд на далеком предмете.

Дальнозоркость обычно появляется после 40 лет, она еще называется «возрастной». В данном случае расплываются близко расположенные предметы.

В 70 лет эластичность хрусталика настолько мала, что нормальная фокусировка без очковой коррекции почти невозможна.

У молодых людей чаще встречается спазм аккомодации, в основном из-за перенапряжения, когда они слишком много времени проводят за компьютером или при подготовке к экзаменам (подключается и стресс, который также влияет на способность к концентрации взгляда).

Симптомы спазма аккомодации такие: пациенты жалуются на резь в глазах, жжение и покраснение. Работа вблизи доставляет болезненные ощущения. Дети быстро утомляются, почти у всех есть головные боли.

Невозможно сосредоточить взгляд на дальних предметах, ближние тоже могут «расплываться». Двоение в глазах также не редкость.

При дисфункции зрительного нерва появляются паралич или парез аккомодации. Это проявляется в невозможности рассмотреть мелкие предметы (парез) либо дальняя точка ясного видения сливается с ближней (паралич).

Клиповое мышление у детей

Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.

Андрей Курпатов о цифровой зависимости

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы

И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Понятие когнитивных искажений

В основе ошибок в поведении лежат именно когнитивные искажения, которые формируются из-за внутренних установок, субъективных убеждений и различных стереотипов. Чем дольше человек не осознает ошибочность своих предрассудков, тем сильнее они закрепляются в его подсознании.

Например, вам нужно сделать доклад, на подготовку к которому есть две недели, но вы решаете приступать к нему за три дня до дедлайна, расчитывая, что хватит сил и времени, но в итоге ничего не успеваете, и приходится выбирать между сном и достойным выступлением. Знакомая ситуация? Это одно из распространенных когнитивных искажений – ошибка планирования, суть которого в недооценивании необходимого времени и длительности выполнения задач. «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете” – гласит один из законов Мёрфи.

Само понятие когнитивных искажений ввели психологи из Израиля Даниэль Канеман и Амос Тверски. Существует целый список отклонений мышления – их выделяют больше сотни, но откуда возникают эти иррациональные шаблоны?

Виды когнитивных искажений

Систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, возникающие на основе дисфункциональных убеждений – предмет изучения когнитивной науки. Условно можно выделить такие виды когнитивных искажений:

1) Переизбыток информации

Когда в мозг поступает слишком много информации, он просто физически не в состоянии её качественно обработать, поэтому мы: охотнее замечаем то, что уже встречали ранее; отчетливее видим чужие изъяны, но не свои; нас привлекает то, что подтверждает уже существующие факты; странные и необычные вещи приковывают к себе все внимание, когда обыденные остаются в стороне

2) Сложность понимания

Мир слишком большой для человека, мы видим только его маленький кусочек и только со своей точки зрения. Наш разум никогда не сможет полностью понять все процессы в мире. Когда нам не хватает смысла, мы обнаруживаем закономерности даже там, где их нет, и дополняем недостающую информацию признаками из стереотипов и прошлого опыта. Мы думаем, что знаем чужие мотивы, и проецируем наш текущий образ мыслей в будущее и прошлое.

3) Быстрая реакция

Когда нужно действовать немедля, люди обычно предпочитают простые варианты выбора более сложным, фокусируются на немедленных результатах и, вообще, стремятся к стабильности на подсознательном уровне – всё перечисленное кажется нормальным, но, на самом деле, это разные виды когнитивных искажений.

4) Соотношение запоминаемого и забываемого

Во вселенной слишком много информации. Мы можем позволить себе только обозначить все, что, скорее всего, окажется полезным в будущем. Нам нужно делать постоянные ставки и приходить к компромиссам вокруг того, что мы пытаемся запомнить, и того, что мы забываем. Мы склонны редактировать и усиливать воспоминания после случившихся событий, по-разному храним воспоминания в зависимости от ситуации, упрощаем события и списки до ключевых моментов и любим обобщать. Так можно ли доверять самому себе, если собственный мозг постоянно нас обманывает?

Чтобы справиться со всеми трудностями и замечать у себя искажения когнитивного мышления, нужно знать с чем имеешь дело.

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Как работают специалисты Центра «АКМЕ»

В нашей клиники работают опытные специалисты, которые знают, как эффективно подойти к решению данных проблем

С пациентом проводят тренинги, после которых укрепляется память, внимание и улучшается мышление. Современные тесты направлены на повторение слов; составление единого рисунка из нескольких абстрактных понятий; анализа текстов; решение задач «на смекалку»

При необходимости специалистами будет подобран комплекс витаминов и лекарственных препаратов, необходимых для устранения проблемы, которые подбираются в индивидуальном порядке, в зависимости от причины и стадии проявления нарушений.

Цель работы наших специалистов – разработка комплекса мер по восстановлению жизненно-важных функций. Мы стремимся полностью изменить образ жизни пациента, сделав его наиболее благоприятным для выздоровления.

Диагностика болезни

Для эффективного лечения, нужно как можно раньше обратиться к психиатру. Именно специалист может определить, какие из перечисленных нарушений мышления свойственны шизофрении. Очень часто обыватели путают банальный нервоз, возникший из-за стресса, переутомления с психическими патологиями. Для определения типа болезни, ее классификации, стадии и формы врач проводит тщательное обследование, в которое входит:

  • сбор анамнеза;
  • беседа с близкими больного человека;
  • общение с пациентом;
  • исследование анализов на наличие заболеваний, провоцирующих нарушение работы головного мозга.

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

Основные симптомы и опасности

Нарушение памяти

Под нарушением памяти подразумевается невозможность сохранения и корректной обработки информации. Человек может перестать запоминать важные даты, события, лица близких людей и перестать ориентироваться в знакомом пространстве. Это явление может иметь как кратковременный, так и постоянный характер. При первых симптомах требуется обратиться к опытному неврологу, т.к в противном случае, неврологическое расстройство может перерасти в хроническую форму и негативно сказаться на качестве жизни.

Нарушение внимания

Под вниманием подразумевается возможность личности сосредоточиться на определенных факторах. О нарушении этой функции сигнализируют несколько симптомов:. · Человек становится рассеянным

Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи

· Человек становится рассеянным. Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи.

· Внимание быстро переключается с одного объекта на другой или, напротив, человек не в состоянии переключить свое внимание в течение длительного времени. Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию

Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию.

Нарушение мышления

Под мышлением подразумевается способность мозга обрабатывать информацию. Самыми очевидными признаками нарушения являются:

· бессвязная и скачкообразная речь;

· потеря ориентации в пространстве;

· пониженный уровень мышления.

Негативное последствие заключается в том, что человек не может самостоятельно существовать в обществе без поддержки других людей.

При появлении первичных симптомов нарушения памяти, мышления и внимания следует обратиться к неврологу. Он поможет выявить причину появления отклонения и подобрать комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление важных функций.

Встречаются случаи одновременного нарушения памяти, мышления и внимания. Это очень опасная симптоматика, которая может стать предвестником нарушения мозгового кровообращения, в связи с чем рекомендуется внимательно отнестись к своему здоровью. При появлении первичных симптомов неврологического расстройства требуется обратиться к опытному специалисту.

В чём опасность клипового мышления

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии  через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.

Лечение

Чтобы улучшить физическое, психологическое состояние пациента, применяется комплексная методика. Она состоит из нескольких видов терапии:

  1. Психокоррекция — многочисленные занятия с психологом, цель которых — восстановление утраченных функций мыслительных процессов. Практикуются когнитивные упражнения, тренинги.
  2. Фармакотерапия — врачи подбирают индивидуальный курс лекарственных препаратов для улучшения физического состояния пациента. Это могут быть нейролептики, ноотропы, противосудорожные препараты.
  3. Семейное консультирование. Проводятся беседы с близкими родственниками, друзьями пациента, которые должны ухаживать за больным, обеспечивать его положительными эмоциями.

При лечении пациент должен регулярно наблюдаться у психолога.

Почему именно Центр «АКМЕ»

Неврологическое отклонение – тонкая граница разума, при нарушении которой требуется незамедлительно принять меры по её восстановлению. Стоит обратиться именно к нам по нескольким причинам:

· У наших специалистов опыт изучения подобных проблем и положительные результаты их решения.

· Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный подход, который позволяет эффективно лечить появившийся недуг.

· Наши методы диагностики позволяют выявить проблему даже на ранних стадиях ее развития.

· Мы несем ответственность за своих пациентов, и стремимся принять все возможные меры для оказания медицинской помощи.

Когнитивная сфера при шизофрении

Прежде всего шизофрения отражается на восприятии окружающей действительности. Изменения в этой сфере могут свидетельствовать о начале развития психопатологического процесса, который впоследствии отразится на мышлении и эмоциональности человека. Он начинает воспринимать мир слишком субъективно, что приводит к ограниченности суждений, нереалистичности или фантастичности представлений.

Изменения восприятия оцениваются с помощью теста Роршаха, который состоит из демонстрации пациенту картинок с необычными изображениями. Испытуемый должен сказать, что именно он видит на карточках. Как правило, ему показывают три вида образов:

  • дефицитарные — «человек без головы»;
  • диссоциативные — «расплющенная кошка»;
  • символические — «наказание зла».

Анализ теста достаточно сложный. Его можно пройти в интернете, однако делать какие-либо выводы не стоит. Нормальную оценку может дать только специалист.

Внимание тоже имеет свои отличительные особенности при шизофрении. Оно нарушается даже при сохранении памяти и высоком интеллектуальном уровне пациента

Исследуется данный показатель при помощи теста Шульте, или «счета с переключением», в ходе которого определяется, насколько быстро человек произвольно или непроизвольно переключается с одного объекта на другой. Обычно при шизофрении больше страдает произвольное внимание. При этом на указываемых ошибках испытуемый не задерживается, а на реакции экспериментатора практически не реагирует.

Память при шизофрении может пострадать при снижении мотивации. Но данный феномен тоже является достаточно сложным. У одних пациентов она сохраняется в полном объеме, у других — пропадает частично или полностью. Иногда больной не может точно сказать, происходило то или иное событие или нет.

Также существует такой признак шизофрении, как конфабуляция, когда мозг заполняется ложными воспоминаниями. Текущая способность к запоминанию, то есть кратковременная память, проверяется с помощью тестов, в том числе методики «пиктограмма».

Шизофрения может развиваться годами. До первого приступа человек почти всегда не понимает о том, что болен. Когда его доставляют в клинику, что происходит во время обострения заболевания, наблюдается уже комплекс симптомов. Часть из них связана с формальными расстройствами мышления, в том числе содержательностью, гибкостью и критичностью. Степень поражения мозга определяется видом шизофрении и интенсивностью ее развития.

Нарушение мышления при шизофрении

Когда человек перестает взаимодействовать с окружающим миром на уровне объективного восприятия и адекватного реагирования, тогда он становится больным шизофренией. Данное заболевание многогранное и проявляется по-разному. Здесь прослеживается нарушение связи между волей и чувствами, нарушение памяти и мышления, потеря способности адекватно приспосабливаться к окружающему миру, а также наличие галлюцинаций, бреда и неадекватного поведения.

Шизофрения носит наследственный характер и обладает прогрессирующей природой. Обычно люди воспринимают шизофрению как появление галлюцинаций и бреда. Однако данные функции при правильном лечении можно устранить. А вот эмоциональную сферу и функции мышления уже необратимы.

Также шизофреники могут заниматься придумыванием фраз и слов, которые не существуют в людской речи. Они постоянно мудрствуют, говорят ни о чем, не имеют цели в разговоре, а также принимают чужие слова, как собственные, то есть перенимают идеи других людей и делают их своими.

Мышление у пациентов с шизофренией является расплывчатым, туманным, несвязным и бессмысленным. Также шизофреники лучше распознают раздражители, которые не имеют существенного воздействия на человека, в то время как здоровые люди замечают раздражители, которые на них непосредственно воздействуют, не замечая менее значительных факторов.

Конечно, выявлять шизофрению лишь по нарушению мышления невозможно. Важны все признаки, которые проявляются у индивида, поскольку под шизофренией может скрываться другое заболевание, которое по своим симптомам похоже на рассматриваемое.

перейти наверх

Причины когнитивных искажений

Одной из главных причин является перегруженность мозга. Он делает около тысячи базовых процессов в секунду, тогда сколько работы выполняется за 24 часа? Мозг всегда стремится минимизировать расход энергии – он упрощает информацию, сжимает её, особенно, если решение нужно принимать быстро. Это указывает на адаптивную функцию, потому что способствует более эффективному выполнению действий за меньшие сроки.

Некоторые причины когнитивных искажений заключаются в отсутствии определенных навыков мышления или их несвоевременного применения. Также большое влияние оказывает так называемый ментальный шум – постоянный поток мыслей, внутренний диалог, который вы никак не прекратите. Люди иногда даже не осознают этого, потому что эта привычка стала неотъемлемой частью жизни и укоренилась глубоко в подсознании.
Это очень вредит адекватному мышлению, так как мозг постоянно находится в напряжении, поэтому и случаются нарушения.

Социальные, моральные и эмоциональные факторы, определенные физические ограничения и особенности строения головного мозга приводят к сбоям в обработке информации
. Но как распознать в себе эти нарушения и начать исправлять неровности своего сознания?

Причины

Основой нарушения мыслительных процессов являются биологические факторы. Причины:

  1. Психозы. Инфекции, интоксикации часто сопровождаются бессвязными мыслями, бредом. Для людей, которые страдают от шизофрении характерны разноплановые поступки, резонерство.
  2. Биохимические изменения, происходящие в головном мозге. На функционирование ЦНС влияют дисметаболические заболевания, интоксикации, нарушения кровообращения.
  3. Эпилепсия. Выраженность расстройств зависит от тяжести протекания заболевания. У людей, которые страдают от эпилепсии мышление становится обстоятельным, инертным.
  4. Черепно-мозговые травмы. Структурные повреждения, сдвиги головного мозга изменяют процессы мышления.
  5. Дегенеративные заболевания ЦНС. Мыслительные процессы могут измениться под воздействием атрофии, деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, заболевания Пика.
  6. Неврозы, стрессы. Депрессии, эмоциональные напряжения, тревоги, потрясения, изменяют скорость мыслительных процессов. Внутренние переживания занимают центральную роль, на которую направлены все мысли.
  7. Опухоли головного мозга. Новообразование, которое увеличивается в размерах, оказывает губительное воздействие на нервные центры.
  8. Воспаление ЦНС. Воспалительным процессам подвергаются мозговые оболочки. Внутричерепное давление повышается, из-за чего замедляются мыслительные процессы.

Прежде чем начинать лечение нарушений мышления, специалисты должны выявить причину их развития, чтобы улучшить состояние пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector