Что такое межличностное общение?

Типы межличностного общения

Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

  1. Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию. Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

    В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  2. Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Люди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  3. Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  4. Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности. При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).
  5. Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  6. Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  7. Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.
  2. Бытовые межличностные отношения.
  3. Формальные межличностные отношения.
  4. Неформальные межличностные отношения.

Что такое межличностное общение?

Межличностным общением называется неизбежный и обязательный вид контакта одного индивида с другим индивидом. Причем подобный контакт осуществляется абсолютно у всех людей. Данный вид контакта выработан людьми в процессе эволюции и прогрессирования своей жизни. Навряд ли можно было бы многого добиться обычным мычанием или угуканьем. Поэтому человечество придумало речь со своими законами и правилами, которая позволяет в полном объеме выразить свои мысли.

Межличностное общение является обязательным в жизни каждого человека. Однако каждый человек должен не только научиться говорить и понимать значение слов, которые он использует, но и выражать свои мысли, подбирать такие слова, которые будут понятны окружающим. Здесь участие принимают эмоции, которые влияют на интонацию и ударение на определенном слове в предложении.

Кстати, немаловажную роль общение занимается в деловой сфере, где человек желает преуспеть. Как правильно вести переговоры, чтобы достигать максимального успеха? Как общаться с другими людьми, чтобы они на вас реагировали соответствующим образом? Как переубеждать собеседников и умело с ними договариваться? Абсолютно в любой сфере жизни человек сталкивается с необходимостью общаться с другими людьми. Не только на работе или в бизнесе людям приходится коммуницировать друг с другом, но и в семье, на улице, в транспорте и т. д. Везде, где могут встретиться два человека, возникает коммуникация. Поэтому умение человека общаться с другими людьми значительно влияет на его жизнь, настроение, самооценку и пр.

Почему у многих людей не получается достигать поставленных целей на переговорах, не удается переубедить собеседника и получить от него желаемое? Даже опытный переговорщик не всегда достигает именно той цели, которую он себе поставил. Не забываем про многозначительный факт того, что в общении участвуют как минимум два человека. А это значит, что на 50% итог общения двух людей будет зависеть не от вас, а от вашего собеседника. Вы не всегда сможете предугадать его реакцию на ваши слова, его ответные реплики, не сможете контролировать его эмоции и желания. Поэтому общение тем и сложно, что люди не могут контролировать друг друга. Но они могут контролировать себя.

Вторые 50% того результата, который вы получите по итогам общения с другим человеком, зависит именно от вас. А это значит, что нужно хотя бы понимать самого себя, контролировать свои реакции, эмоции, тщательно и быстро подбирать такие слова, которые помогут вам достичь положительного результата. Даже приходится говорить о том, что вы должны иметь четко поставленную цель перед собой – какой результат вы желаете получить по итогам общения с конкретным человеком? Ведь люди очень редко понимают, чего они хотят получить от других.

Если немаловажным является то, что вы делаете и говорите, какие аргументы приводите и как реагируете на реплики своего оппонента, то значительную роль играют ваши убеждения. С какими убеждениями вы подходите к людям, от которых желаете что-то получить? К примеру, вы хотите познакомиться с девушкой. Вы верите в себя, что достойны той девушки, с которой хотите познакомиться? Вы поддерживаете себя в мысли о том, что вы – ее принц, которого она так долго ждала? Дело в том, что ваши попытки познакомиться с девушкой могут дать негативный результат, если вы постоянно прокручиваете подобного рода мысли: «Я – неудачник… Мне девушки могут отказать… Не каждая на меня посмотрит…» и т. д.

Если вы сами в себе не уверены, если у вас есть убеждения, которые противоречат той цели, которую вы хотите достичь по итогам общения с другим человеком, то вам будет сложнее достичь желаемого. Вы должны быть уверены в том, что: «Девушка хочет со мной познакомиться… Я могу собой заинтересовать… Она ждет, когда я к ней подойду…» и т. д. Вы должны быть сами убеждены в том, что человек или люди, с которыми вы хотите пообщаться и получить от них некое согласие (положительный результат), уже хотят, готовы, намерены его дать. Ваши убеждения непосредственно влияют на ваше поведение, манеру общения, постановку голоса и подбор слов. А ведь именно это слышит и видит ваш собеседник, который реагирует соответствующим образом. И если вы уверены в том, что вы оба хотите достичь того результата, который вы перед собой поставили, то сможете в этом убедить и своего оппонента. А если вы не уверены в общности ваших желаний, то ваша неуверенность будет транслироваться на вашего собеседника, который сможет вам отказать, потому что вы дали ему такое право.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст – это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Трудности и дефекты

Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:

  • объективные (очевидны для собеседников и проявляются непосредственно во время общения и приносят чувство неудовлетворения, привязанное к процессу и результатам контакта);
  • субъективные (не очевидны для участников взаимодействия и могут проявляться в виде отсутствия инициативы, неуверенности и застенчивости индивида).

Также трудности делятся на первичные и вторичные.

Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.

Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.

Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.

Что такое межличностное общение?

Человек неизбежно сталкивается с необходимостью поддерживать межличностное общение, которое предполагает словесный контакт с другими людьми. Живя в обществе, человек сталкивается с окружающими, с которыми ведет короткие или длительные диалоги. Однако если человек периодически сталкивается с конкретным индивидом, желает с ним продолжать общение и контактировать, иметь общую деятельность, тогда возникают отношения.

Под межличностными отношениями понимается взаимодействие людей, направленное на достижение определенных целей. В группе тоже возникают межличностные отношения. Если на уровне всего коллектива люди негласно достигают общей цели, то на уровне каждого человека имеется своя цель, которую он ставит перед собой, из-за чего и контактирует с окружающими.

Межличностные отношения играют важную роль в становлении всего общества. Если бы люди не объединялись и не контактировали, тогда не существовало бы цивилизованного общества. Возможно, и людей давно бы не существовало, если бы ни один человек не испытывал потребности нравиться, общаться, сближаться и контактировать с другими людьми.

Межличностные отношения становятся самыми главными в изучении социальной психологии. Причиной тому становится то, что в процессе контакта люди взаимодействуют, совершают поступки, достигают определенных целей. В данном процессе существует очень много нюансов. А также все люди знакомы с такими явлениями, как скандалы, предательство, проблемы, что также происходит на уровне двух и более лиц.

  • Скандал, ссора, спор – это столкновение двух и более мнений, которые противоречат друг другу, не согласуются.
  • Предательство – это использование ресурсов или доверия другого человека ради достижения своей цели, которая, скорее всего, не одобряется тем, кого используют.
  • Проблемы – это разногласия, недомолвки, ситуации, которые предполагают недовольство и неодобрение тех лиц, которые в ней участвуют.

Существует очень много вариантов того, как люди будут взаимодействовать. Если видов отношений не так много, то характер каждых отношений будет уникальным. Отношения строятся двумя людьми, которые привносят в процесс свои желания, интересы, потребности, привычки, взгляды и пр. Таким образом, в некоторой степени отношения могут быть похожи, однако решение проблем и суть конфликтов будут отличаться в каждом конкретном случае.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Сущность межличностных коммуникаций в организации

Межличностное взаимодействие предполагает организацию прямого межличностного обмена информаций, в процессе чего используются преимущественно устные речевые каналы. В совокупности с большим количеством коммуникационных методов, практически все время руководителей занято прямым межличностным обменом информацией. Исследование межличностной коммуникации позволит управлять ими, что имеет высокий уровень значимости. 

В процессе межличностных коммуникаций значимым является процесс передачи информации от одних лиц другим, что отражено в таблице, представленной ниже: 

С позиции организации С позиции личности
Устанавливать общие взгляды на внешние события Проверять и расширять картину мира и кругозор
Побуждать новых работников к выполнению определенных ролей, а также соблюдению обычаев и норм Приобретать навыки, которые необходимы для организации нормальной общественной жизни
Предоставлять работникам возможность развлечений с целью отвлечения их от неблагоприятных ситуаций и событий Получать удовольствие от работы, избегать реальных жизненных проблем
Добиваться общественной согласованности и единодушия, приобретать последователей и сторонников, реализовывать контроль за поведением работников На основе полученной информации предпринимать соответствующие действия, а также намечать предпочтительные поведенческие стратегии

В межличностных коммуникациях наблюдается ряд специфических особенностей, учет которых в профессиональной деятельности менеджеров является обязательным. 

Прежде всего, межличностное взаимодействие практически всегда является более оперативным и может достигнуть адресатов при минимальных помехах. 

Также, межличностное взаимодействие является избирательным, поскольку межличностные каналы оперативно формируются в наиболее подходящие для передачи информации моменты, также они могут выходить на нужных респондентов. 

Межличностное взаимодействие является более свободным от строгих формальных рамок, которые регламентируют стиль и форму сообщений, что делает ее более доходчивой и доступной. 

Замечание 1

Вместе с тем, в рамках личного общения, эффекты восприятия могут быть усилены благодаря обаянию говорящего, а также благодаря особенностям тембра его голоса, мимики, интонации и жестов, которые ориентированы исключительно на конкретных собеседников. 

В рамках межличностного взаимодействия, в межличностных коммуникациях раскрываются существенные и неограниченные возможности для использования обратной связи. 

Значимость обратной связи сложно переоценить, так как именно от нее зависит эффективность межличностного взаимодействия. Организация правильных последующих действий и обратной связи требуют наличие соответствующих неформальных и формальных механизмов, благодаря которых передатчики могут проверять, насколько правильно они интерпретировали полученные сообщения. Успешная деятельность благодаря межличностным коммуникациям может быть определена за счет эффективной, либо неэффективной обратной связи. 

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

Полезные советы

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Ошибки при общении

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов – паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Молодежная среда и межличностное общение

Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.

Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.

Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.

Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.

Отличия межличностных отношений от социальных

По сути, все виды человеческих отношений можно разделить на две категории: межличностные и социальные. Если межличностные отношения – это непосредственное взаимодействие между собой конкретных индивидов, то социальные подразумевают различные формы взаимодействия в рамках общественной жизни. По сути, социальные отношения – это отношения между социальными ролями индивидов (между врачом и пациентом, таксистом и пассажиром).

Важное отличие социальных отношений от межличностных заключается в том, что они регламентированы и подчиняются определённым правилам, зависящим от социальных ролей участвующих в них индивидов. Это подразумевает, что сами индивиды обезличиваются, а рассматриваются только их функции в обществе или в рамках конкретной социальной группы (руководитель и подчинённый, таксист и пассажир, родители и ребёнок)

Межличностные отношения всегда подразумевают взаимодействие между собой конкретных личностей с учетом всех их индивидуальных особенностей. Социальные роли при этом тоже могут учитываться, но не обязательно. В качестве наиболее характерных отличий можно назвать следующие особенности межличностного взаимодействия:

  • существенную роль играют чувства, переживания и эмоциональные оценки участников;
  • они формируются и развиваются довольно медленно (тогда как социальные отношения возникают сразу, например, при приёме на работу);
  • они постоянно развиваются и меняются (тогда как социальные обычно статичны и меняются только под влиянием внешних факторов, например, при повышении в должности).

Несмотря на наличие вполне очевидной разницы, четкой границы между социальными и межличностными отношениями провести нельзя, поскольку они пересекаются между собой. Так коллеги часто становятся друзьями, между ними нередко возникают служебные романы. Супружество совмещает в себе оба вида отношений, поскольку изначально основывается на любви, но при этом подразумевает формализацию и определённые социальные роли.

Темы для обсуждения и докладов по межличностной коммуникации

  1. Типы межличностной коммуникации (МЛК).
  2. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.
  3. Искусство убеждения.
  4. Суггестивное воздействие в МЛК.
  5. Информирование, убеждение, внушение, побуждение как цели МЛК и способы их достижения.
  6. Манипуляция в межличностном общении.
  7. Ритуальные коммуникации. 
  8. Убеждающая коммуникация.
  9. Техника аргументации.
  10. Суггестивная коммуникация. 
  11. Факторы и методы эффективной межличностной коммуникации.
  12. Типы коммуникативной личности.
  13. Как правильно критиковать, говорить комплименты, вести светские беседы и дискуссию.
  14. Взаимовосприятие людьми друг друга в процессе межличностной коммуникации.

13

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Осознание личной ценности

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector