Что такое ментальные карты: для чего они нужны и как их создавать

Содержание:

Как составить интеллектуальную карту

Практическое руководство по созданию интеллектуальной карты на примере структуры статьи. Начнем с создания аккаунта. Кликаем “Регистрация” в правом верхнем углу.

Соглашаемся с правилами сервиса. Там ничего страшного нет. Я читала.

Выбираем цель, с которой пришли на MindMeister. Я выбрала “Лично и Дома”. Если вы не собираетесь подключать других людей, можете сделать так же. За более крупные пакеты вроде “Малый бизнес” потребуют деньги. Об ограничениях бесплатного тарифа и возможностях платного поговорим ниже.

По шаблону

Я буду работать с шаблоном для студентов “Essay Writing Checklist”. Он подходит для написания структуры (ядра) текста.

Чтобы создать бесплатно на русском ментальную карту из заготовки, выберите “Шаблоны” в левом меню.

В списке выбираем подходящий шаблон. Если не определились с тем, какой вам подходит, можно посмотреть пример и описание каждого. Просто наведите курсор на иконку и нажмите “Предпросмотр”. На подходящей заготовке кликните “Применить”.

Мы перешли в рабочий интерфейс. Я не буду заливать, как все красиво и удобно. Это скучно и заезженно. Лучше я покажу, что делать для получения эффективной интеллект-карты.

Для начала дважды кликните на центральный овал. Это основа ментальной карты. В ней пишется основная тема, задача или проблема, которую вы собираетесь решить.

Чтобы поменять название в шаблоне или с нуля ввести его в пустой блок, дважды кликните левой кнопкой мыши на него. Потом напечатайте нужное название. Допустим, у меня это будет структура статьи “Что такое интеллектуальные карты”.

Хорошо. Дали название. Допустим, нам не хватает блоков или их просто нет. Чтобы добавить новый, кликаем сначала на тот элемент, от которого он будет отходить. Потом нажимаем на “+” или кнопку Tab.

Добавлять списки в блоки, писать с межстрочными интервалами и отступами нельзя. Только полотно текста. Чтобы не получить длинную простыню, создавайте новые ветви. Для этого кликните на блок из последней ветви и нажмите Tab.

Панель с цветовой палитрой, смайликами закрывает часть карты. Это неудобно. Чтобы закрыть, кликните на крестик в правом верхнем углу палитры оформления.

Если какой-то блок оказался лишним, кликните на него. Нажмите на перечеркнутый кружок вверху или кнопку Delete на клавиатуре.

Между блоками можно создавать связь. Эта линия, которая объединяет несколько идей по смыслу. Например, вы выписали в один блок проблемы, а в другой – причины их возникновения. Поставили стрелочку связи, и вам сразу стало понятно, где допущена ошибка.

В начале стрелки связи есть кружочек. Если кликнуть на него, можно поменять цвет, добавить метку или удалить ее.

Чтобы добавить новую связь, нужно кликнуть на согнутую вправо стрелку или воспользоваться комбинацией клавиш “Alt + C”.

Чтобы растянуть, сузить или перевести стрелку в другую сторону, зажмите кружочек и тяните.

Расположение элементов по умолчанию не всегда подходит. Чтобы это исправить, щелкните мышкой на значок справки вверху. Появится меню, где вы сможете выбрать выравнивание и тему (цвета) блоков.

Интеллект-карта закончена. Теперь надо как-то сохранить результат. Чтобы скачать, нажмите на облачко со стрелочкой в правом нижнем углу. Для распечатки кликните на иконку принтера там же.

С нуля

Хотела показать на примере карты для дошкольников. Но для маленьких детей лучше делать визуальные схемы с картинками. А их добавлять можно только по платной подписке.

Открываем MindMeister. Для создания нажимаем “Новая ментальная карта” вверху или плюс в разделе шаблонов.

Посередине находится основной блок. В него пишем заголовок, тему карты.

Добавляем новое ответвление. Для этого щелкаем мышкой на плюсик или нажимаем Tab. Вводим информацию. В случае с планированием указываем дела, которые собираетесь выполнить.

Чтобы добавить еще ответвление, кликаете мышкой на предыдущее и нажимаете Tab.

Возможности онлайн-программы позволяют работать с содержимым сколько угодно в левой панели. Можно поменять цвет и тип шрифта, вставить ссылку и смайлики, комментировать запись и поставить задачу с напоминанием. Удобная штука.

После этих простых действий у вас должно получиться примерно так.

Чтобы сохранить карту, нужно кликнуть на облачко или значок принтера для распечатки. Увы, скачивание доступно только в текстовом формате. Картинки, PDF и прочие радости открыты для платной подписки.

Экспорт в текст не самая лучшая идея. От прежней визуализации не останется ничего. Получится хорошо оформленная простыня текста. Как-то так это выглядит на практике.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

MindMeister

Этот сервис предлагает весь необходимый функционал для написания заметок, мозгового штурма, планирования, генерации идей и создания базы знаний.

Позиционирует себя как №1 и хвастается аудиторией в 1,4 млн менеджеров, студентов, маркетологов и др.

Так выглядит интерфейс MindMeister

Платформы: веб-приложение, мобильное приложение (Android, iOS).

Возможности:

  • Кастомизация фона и дизайна карт (использовать встроенные темы или редактировать элементы самостоятельно).
  • Добавление изображений, видео, иконок и файлов (из встроенной галереи, со своего устройства или из интернета). Максимум 10 ГБ.
  • Режим презентации (их можно встраивать на сайт), интеграция с MeisterTask — инструментом для управления проектами.
  • Примечания, комментарии, ссылки. Командная работа и общение в чате.
  • Сохранение истории и возврат к предыдущим версиям, резервное копирование.
  • В зависимости от тарифа можно экспортировать и импортировать карты в различных форматах (в том числе из других майндмэп-сервисов, например, XMind, FreeMind).

можно сделать три интеллект-карты, использовать режим презентации, работать со встроенной галереей значков и изображений.

Платные тарифы открывают больше возможностей для персонализации, импорта и экспорта, совместной работы. Стоимость — от 4,99 доллара в месяц: чем дороже, тем больше функций и пользователей. У платных тарифов нет ограничений по количеству создаваемых карт.

О плюсах:

  • Скорость считывания информации;

  • Видно всю “картину” шаг за шагом;

  • Удобная оценка возможных взаимосвязей;

  • Возможность моментально оценить итог по отдельно взятой категории;

  • Расположение всей нужной информации в одном месте;

  • Команда в онлайне может работать над созданием набора пула категорий для своих User Story на одной доске;

  • Название любой категории можно сделать в виде ссылки (например: ссылка на User Story в Bug Tracker. Сразу открываем и заводим баг, если что-то нашли на экране конкретной US. Или ссылка на макеты в Figma);

  • Каждой ветке можно присваивать цвета (например: при проверке, шаг за шагом отмечать, что проверено, и наоборот, если где-то баг, то сразу при входе на доску, это будет видно);

  • Для создания следующих Mind Map’ов уже готова заготовка с категориями, которые проверяются всегда, просто делаем “Ctrl-C —> Ctrl-V” (в нашем случае, мы проводим пулл определенных проверок для тестирования на мобильных девайсах).

И отдельной строкой, хотелось бы выделить особенно полезное наблюдение. Когда мы перешли к тестированию непосредственно на девайсах, в голове, благодаря построению нашей Mind Map, уже сложилась максимально четкая картина взаимодействия экранов и виденье полного флоу предполагаемой функциональности. Это значительно повлияло, с положительной точки зрения, на качество обнаруженных нами багов при верификации задачи.

Города и фракции на карте

Почти вся карта поделена между игровыми фракциями. У каждой из них есть свои правила и законы, либо же наоборот отсутствуют какие-либо порядки. Например, в определенных зонах не уважают всех, кроме людей, а в других судят окружающих исключительно по грубой силе. Поэтому знать о том, кому принадлежит определенная территория и принадлежит ли она вообще кому-либо, очень полезно.

На изображении территории фракций выделены определенным цветом:

  • Каннибалы — розовый;
  • Пустынные бандиты — желтый;
  • Святая Нация — песчаный (бледно-желтый);
  • Королевство Шеков — оранжевый;
  • Каменные крысы — черный;
  • Гильдия торговцев — синий;
  • Союзные города — голубой.

У главных сил игрового мира есть несколько городов

Знать их названия, особенности и местонахождения важно, ведь во время своего приключения можно забрести в любой населенный пункт

Места Святой Нации:

  • Плохие Зубы — город с мощными фортификациями, находящийся на горном перевале в области Гордость Окрана;
  • Стопка — обширное поселение, расположенное рядом с Западным Ульем и Хабом, и являющееся пристанищем для многих торговцев и воров;
  • Бугристый Холм — большой населенный пункт, расположенный чуть выше Плохих Зубов, и отличающийся широким выбором разнообразных магазинов.

Поселения Королевства Шеков:

  • Скуин — знаменит своими классическими магазинами и барами, а также запасами железа и меди;
  • Адмаг — столичный город, в котором есть башня Гильдии Воров, расположен в области Пустынная Стенна.

Населенные пункты Союзных городов:

  • Катун — известен магазином оружия, расположен в зоне Поля Костей;
  • Барк — поселение рядом с берегом в области Великая пустыня;
  • Шо-Баттан — находится прямо по центру Великой пустыни;
  • Груз — столичный объект, расположенный на юге Великой пустыни;
  • Выдержка Скитальца — вокруг города есть множество ферм, а находится он в локации Крюк;
  • Калунстэди — населенный пункт в Южных болотах;
  • Грань — поселение в зоне Побережье Штормгана;
  • Стоат — город, находящийся в Великой пустыне;
  • Хен — поселение с высоким уровнем фортификаций, расположено в одноименной зоне.

Города Техноохотников:

  • Ровная лагуна — расположена в месте с таким же названием;
  • Край Мира — столичный город, известный институтом Машинистов и всевозможными артефактами, находится в Руке Оркана;
  • Черная Ссадина — поселение, популярное благодаря огромной библиотеке с редкой типографией, расположено в Запределье;
  • Траур — разрушенный город, известный лишь благодаря Большой Белой Горилле, расположен в зоне Поля Костей.

Прочие крупные населенные пункты:

  • Хаб — место для изгоев и преступников, расположено в зоне Пограничье;
  • Акула — обиталище пяти разных бандитских кланов, расположено в локации Болота;
  • Черная пустыня — место, в котором можно встретить скелетов, расположено в Мертвых землях;
  • Безродный — город, отличающийся множеством магазинов с ценными вещами, находится на Туманных островах;
  • Скачок — пристанище ярых противников работорговли, расположено в зоне Авантюра Стоба.

Зная карту и местонахождение разных пунктов на ней, ориентироваться в огромном мире игры значительно проще. К тому же, названия фракций и поселений под их контролем поможет знать, какие места стоит обходить стороной, а какие интересны для посещения.

Вам будет интересно:

Блокировка интернет-ресурсов на территории Украины

Стала доступна предзагрузка обновления 1.10.1.1 WOT

Инвайт-код для WOT на сентябрь 2018

Как работает маскировка в World of Tanks

Как рисовать интеллект-карту — шаг за шагом

Глядя на пёструю диаграмму, мы не всегда сразу можем понять, что на ней нарисовано, как она сделана и как её читать. Чтобы таких трудностей не возникало, давай в деталях разберёмся с тем, как рисовать интеллект-карты и как их читать

Шаг №1. Выбираем тему

Для начала нужно выбрать тему, проблему или вопрос, который мы будем обдумывать с помощью ментальной карты.

Это может быть всё что угодно, начиная от планов на отпуск и заканчивая темой статьи или диссертации. С помощью одной интеллект-карты можно даже сделать обзор целого раздела науки.

Я не пробовал рисовать интеллект-карты по математике или другим точным наукам. Но часто использую их в естественных и гуманитарных дисциплинах. Также я на личном опыте убедился, что с помощью mind maps хорошо получается описывать управленческие задачи, особенно проектного характера.

Шаг №2. Рисуем

Допустим, я решил нарисовать ментальную карту о том, как эти карты рисовать.

Значит, моя тема следующая: «Как нарисовать ментальную карту: основные правила и принципы». И я вписываю её в квадрат в центре листа.

Когда я записал в центре листа основную идею, начинаю придумывать центральный образ. Мне нужно проассоциировать то, что написано в центре листа, с каким-то изображением и нарисовать эту картинку (хотя кто сейчас рисует — скачать с «Яндекс Картинок», of course).

Первый образ, пришедший на ум, — это образ лампочки.

Если ты рисуешь на бумаге, нарисуй в центре лампочку. Я рисую в программе Xmind, поэтому делать этого не буду.

Шаг №3. Прорабатываем пространство листа

Теперь я работаю с пространством листа. Мне нужно понять, где будет центральная область, а где — периферия.

//www.youtube.com/watch?v=ZS0e4L7ouEs

Шаг №4. Рисуем боковые ветви

Наступает момент рисовать боковые ветви.

Каждая ветвь содержит в себе одно направление мысли. Но как же заранее узнать, сколько будет ветвей и как их расположить?

Если ты рисуешь карту в электронном виде, это не проблема — ты всегда можешь изменить количество и направление ветвей.

Но важно понимать, что суть майндмэппинга не в том, чтобы быстро получить удобную карту. При всех достоинствах компьютерных программ они не дают такого глубокого погружения и возможности обдумать вопрос со всех сторон. Когда мы рисуем руками, процесс рисования совпадает с процессом мышления, и мы как бы медитируем и понимаем вопрос гораздо яснее и основательнее

Когда мы рисуем руками, процесс рисования совпадает с процессом мышления, и мы как бы медитируем и понимаем вопрос гораздо яснее и основательнее.

Поэтому я предпочитаю рисовать интеллект-карты руками.

Как же быть при ручном рисовании карты, если мы даже не знаем, сколько у нас будет ветвей?

Тони Бьюзен, автор метода, советует сначала рисовать черновик карты. Он будет сложным и запутанным. Но когда мы перерисуем его, он упростится и ветви выпрямятся

Такой подход имеет место быть, но черновая карта — это дополнительные полчаса работы. Есть компромиссный вариант. Необходимо использовать в качестве черновика радиальную диаграмму. Она станет прообразом будущей ментальной карты. Мы сможем примерно представить, сколько будет ветвей и как они будут расположены.

Шаг №5. Рисуем дополнительные ответвления

Главные ветви начинают ветвиться на более мелкие веточки. Ветви второго и третьего порядка отражают развитие идеи главной ветви и позволяют привести примеры её использования.

Например, от ветви «Принципы» отходят веточки «Ассоциации», «Эмоции», «Билатеральность», «Ощущения», «Иерархия».

От ветви «Картинки» отходят веточки «Символы», «Рисунок», «Коллаж», «Яркие», «Живые».

А последняя веточка имеет еще и веточки третьего порядка: «Динамика», «3D», «Смешные».

Шаг №6. Раскрашиваем карту и вставляем изображения

Находим картинки, связанные с идеями наших основных ветвей. Раскрашиваем дерево. И наша интеллект-карта — готова. Она должна быть такой, чтобы, глядя на неё, мы легко смогли вспомнить и рассказать основные правила и принципы.

Здорово, а что дальше?

Вооружитесь инструментами. Протестируйте ресурсы для создания ментальных карт и выберите свой для любой задачи.

1. XMind

Планируем ремонт ванной в XMind

Платформы: macOS, Windows, Linux, iOS.

Популярная и простая программа для майндмэппинга. Версия для десктопа бесплатная. Дополнительная функциональность — конвертация в PDF, Office, иконки — стоит 79 или 99 долларов в зависимости от набора фишек.

XMind: Mind Map

Разработчик:

XMind Ltd.

Цена:
Бесплатно

2. MindMeister

Продумываем схему личного сайта в MindMeister

Платформы: веб, iOS, Android.

Сервис с красочным интерфейсом. Главное достоинство — облачная технология: всегда можно поделиться ссылкой на карту с коллегами или друзьями, а ещё оставлять комментарии. Ментальные карты можно экспортировать в виде слайдов.

Программа условно-бесплатная. Бесплатно можно создать не более трёх карт, дальше — ежемесячная оплата тарифа за 6, 10 или 15 долларов.

майндмэппинг – MindMeister

Разработчик:

MeisterLabs

Цена:
Бесплатно

Карта разума и ведение заметок – MindMeister

Разработчик:

MeisterLabs

Цена:
Бесплатно

3. MindManager

Структурируем научную работу в MindManager

Платформы: macOS, Windows.

В MindManager встроено большое количество шаблонов — от минималистичных и официальных до ярких и неформальных. Здесь можно связать несколько карт с помощью ссылки. Это удобно, когда вы ведёте несколько взаимосвязанных проектов.

Первый месяц программой можно пользоваться бесплатно, потом она будет стоить 349 долларов.

4. iMindMap

Наводим порядок в жизни с iMindMap

Платформы: macOS, Windows, iOS.

Программа от автора методики интеллект-карт Тони Бьюзена. Посмотрите его видеоуроки, вдохновитесь и приступайте.

Пробный период — семь дней. Базовая версия стоит 80 долларов, расширенная — 150 долларов.

iMindMap

Разработчик:

OpenGenius Limited

Цена:
379 рублей

5. Coggle

Разрабатываем презентацию с Coggle

Платформы: веб, iOS, Android.

Ресурс удобен для работы в коллективе над общей задачей: можно комментировать изменения и получать оповещения по почте.

Сервис бесплатный. За 5 долларов можно купить расширенную личную версию.

Coggle

Разработчик:

Coggle

Цена:
Бесплатно

Coggle

Разработчик:

Coggle

Цена:
Бесплатно

Coggle – Collaborative Mind Maps

Разработчик:

coggle.it

Цена:
0

6. Conceptdraw

Устраиваем вечеринку с Conceptdraw

Платформы: macOS, Windows.

Профессиональный софт для визуального структурирования информации любой сложности.

Стоимость — 199 долларов. Бесплатный пробный период — 21 день.

7. Simplemind

Систематизируем знания о китах в Simplemind

Платформы: macOS, Windows, iOS, Android.

Такую карту вы можете редактировать на нескольких платформах сразу, и везде она будет обновляться автоматически. На мобильных устройствах можно добавлять аудиозаметки.

Десктопные версии программы стоят от 24 долларов. Мобильные приложения бесплатны в базовой версии, за расширенную придётся заплатить 6 долларов.

SimpleMind Pro – Mind Mapping

Разработчик:

xpt Software & Consulting B.V.

Цена:
699 рублей

8. iThoughts

Делаем конспект книги с iThoughts

Платформы: macOS, Windows, iOS.

Редактор с простым интерфейсом позволит быстро нарисовать картинку-схему на экране планшета или компьютера. Попробовать можно бесплатно, для дальнейшего использования — цена по запросу.

iThoughts (mindmap)

Разработчик:

toketaWare

Цена:
899 рублей

9. The Brain

Ищем пути профессионального развития с The Brain

Платформы: macOS, Windows, iOS, Android.

Инструмент для создания «цифрового мозга». Наглядно отражает связи в нашей голове. Здесь вы можете разгуляться: платформа позволяет создать бесконечную ассоциативную карту.

TheBrain Tech

Разработчик:

TheBrain

Цена:
Бесплатно

TheBrain

Разработчик:

TheBrain Technologies

Цена:
Бесплатно

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими

Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков 🙂
Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме

Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Суть технологии

Майндмэппинг имеет интересную историю создания. Студент искал материалы в университетской библиотеке и стал задумываться, как наиболее эффективно использовать особенности мозга. Ему нужно было переработать огромное количество материала, и поэтому парень хотел больше узнать о таких вещах, как восприятие, запоминание и анализ, чтобы потом эффективно использовать их в учёбе.

Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Таких книг Бьюзен так и не нашёл, и узнал, что их попросту не существует. Тогда он приступил к созданию собственного метода, который назвал «Карта мыслей». О методе написана книга «Работай головой». В ходе учебы Бьюзен получил ряд степеней в науке и искусстве и установил рекорд запоминания больших объемов информации.

Сегодня прием уже доработан практикующими психологами, но его сущность осталась неизменной. Ментальная карта – это удобная и эффективная техника визуализации мышления. Ее можно применять:

  • в обучении. Любой материал, если его зафиксировать наглядно, лучше переосмысливается и запоминается;
  • для создания новых идей. Главная цель записывается в середине, а от нее идут множество микрозадач, при выполнении которых ты легко воплотишь идею в жизнь;
  • если нужно разобраться в новой области. Например, ты делаешь проект для бизнеса по продаже минеральных удобрений. Заказчик накидывает тебе материал: схемы производства, виды удобрений, их состав и т.д. Чтобы упорядочить такой объем новой информации, просто представь ее наглядно;
  • для принятия решений и прочего.

Что такое ментальная карта?

Инструмент подходит для людей любого возраста, будь то ребенок, подросток или пожилой человек. Дело в том, что не все из нас могут работать с информацией эффективно, что создает определенные трудности и забирает массу времени. Особенно для тех людей, которые, работая над проектом ежедневно получают и обрабатывают большой объем информации.

Майндмэпинг помогает:

  • развить память;
  • улучшить наглядно-образное мышление;
  • повысить креативность;
  • увеличить эффективность;
  • повысить общий уровень интеллекта.

Карта мыслей значительно упрощает восприятие информации нашим мозгом. Это метод генерации идей путем систематизации данных, позволяющий решать разного рода задачи. По этой причине третьим названием технологии является — интеллектуальная карта.

Кстати, если ты в совершенстве овладеешь технологией майндэмппинга, то запоминание любой информации будет происходить проще. Мозг «научится» на ментальном уровне строить такие карты и весь материал будет автоматически систематизироваться при прочтении и откладываться в памяти.

Чаще всего, майндмэпинг изображается в виде диаграммы связей. На ней изображается древовидная схема, на которой в иерархическом порядке располагаются идеи и ассоциации. При планировании, систематизации и запоминании информации необходимо использовать большое количество наглядности.

Все дело в особенностях работы нашего мозга. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое – за трехмерное восприятие, воображение, мечты. Создавая карту мыслей, мы подаем мозгу информацию так, чтобы её воспринимали сразу оба полушария. Благодаря использованию цветов и рисунков процесс восприятия становится намного эффективней.


Giphy

Каждому – своя карта

Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.

Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» — «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.

Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.

Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.

На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.

Для чего нужна Mind Map?

Применяется Mind-карта в любой сфере, где необходимо структурировать информацию. Как правило, интеллектуальные карты намного упрощают восприятие, чем обычные списки. 

  • Вы можете удобно фиксировать информацию. Даже при больших объемах она будет представлена емко и доступно;
  • Это удобный способ запомнить информацию, так как она расставлена в логической последовательности. Таким образом, она будет быстрее откладываться в голове. Если при этом вы будете использовать иллюстрации, то процесс запоминания увеличится несколько раз;
  • Mind Map отлично подходит для анализа информации. Построение схемы выглядит так, что можно легко определить связь между разными деталями. Благодаря этому проще принимать решения. Кроме того, окинув всю информацию можно легко разобраться в изучаемой теме и понять ее.  

Поэтому Mind Map применяется:

  • В работе. Данный метод помогает планировать проекты, и обсуждать его детали с командой. В процесс мозгового штурма или непосредственно выполняя работу можно вносить коррективы и определять приоритетные задачи. Кроме того, их можно задействовать при проведении совещания и составления плана речи или презентации;
  • В обучении. Вы можете записывать главные мысли во время лекции или семинара. Это быстрый способ составления конспекта и упорядочивания информации. Кроме того, у вас будет всегда пространство для добавления дополнительных мыслей;
  • В повседневной жизни. Некоторое люди предпочитают планировать свои ежедневные задачи на неделю, месяц или год. Ментальные карты будут подходящим методом составления таких списков. Также его можно задействовать для планирования мероприятий, развлечения, покупок, и других дел, которые необходимо выполнить.

Данная техника очень простая в использовании, и освоить ее легко. Кроме того, этот метод экономит время, так как писать приходится не много. Хотя еще со школы многие привыкли использовать обычные линейные записи, все же такой метод конспектирования намного уступает ментальным картам, хотя и выглядит логичным и удобным. Мозг плохо воспринимает монотонные записи, но не разнообразные картинки с ключевыми мыслями. Кроме того, в таких записях сложно быстро найти интересующие данные, а глядя на карту памяти можно быстро увидеть то, что необходимо. Все элементы в ментальной карте стоят на своих местах.

Однако этот метод эффективен не всегда, и в некоторых случаях такой способ предоставления информации является неудобным и долгим, если нет опыта их применения. Например, для кого-то он может показаться сложным. Некоторые детали в ментальных картах могут обобщаться. Иногда имитируется видимость порядка, хотя на самом деле его там нет. Mind Map может создавать иллюзию понимания проблемы и упускать скрытые взаимосвязи. Так как логическое мышление отличается у разных людей, то используемые ассоциации могут казаться не логичными для кого-то другого. То, что считывает один человек, другой может не понять и пойти совсем в другую сторону.

Что почитать по теме?

Есть множество интересных книг о визуализации, умственной деятельности. Хотите узнать больше именно о ментальных картах? Начните с изучения первоисточника.

«Работай головой». Книга Тони Бьюзена

Один из первоисточников. Именно с него стоит начинать познание всех тайн методики. В этом труде автор техники mind map объяснил алгоритм работы с картами мыслей в сфере образования. Тони Бьюзен рассказывает преподавателям, как использовать в своей работе интеллект-карты, чтобы ученики лучше запоминали материал и эффективнее обрабатывали информацию любого уровня сложности.

Сергей Бехтерев. Книга «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт»

Автор учит справляться с потоком информации, быстро анализировать и принимать решения – актуальные для нашего времени сведения. Учит справляться с текущими задачами с помощью интеллект-карт. Книга о современных технологиях майнд-менеджмента. Поможет стать конкурентоспособным специалистом в своей сфере.

Джейми Наст. Книга «Эффект визуализации»

Автор учит использовать интеллектуальные возможности, применяя методику картирования идей. Это способ визуализации, позволяющий в короткий срок оптимизировать мыслительный процесс (минимизировать усилия, увеличить результаты умственной деятельности). Методика позволяет добиваться выдающихся результатов во всех сферах жизни, решать проблемы.

Тони и Барри Бьюзен. «Супермышление»

Книга рассказывает, как во всех сферах жизни применять интеллект-карты ради собственной успешности. Объясняет, как строить планы, убеждать собеседников, вести успешно переговоры, запоминать любой сложный материал. Хотите получить рекомендации по применению ментальных карт от автора, прочитайте книгу «Супермышление».

Тони Бьюзен. «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления»

Новая книга. Учить применять ментальные карты. Автор обещает: ваша жизнь измениться, если вы научитесь правильно применять инструмент mind map. Генерируйте идеи, улучшайте память, повышайте эффективность своей работы, грамотно планируйте свои дела, обрабатывайте информацию. Одним словом, научитесь реализовать свой потенциал. В книге есть практические упражнения, есть и истории людей, чья жизнь изменилась после знакомства с техникой mind map.

habr.comxmind-map.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector