Обществознание

Содержание:

TheDifference.ru определил, что разница между индивидом и личностью заключается в следующем:

Взаимодействие с социумом. Чтобы оставаться индивидом, человеку достаточно просто быть собой. А вот личностью он может стать лишь через социальное взаимодействие, которое проявляется либо в сотрудничестве, либо в противостоянии.
Достаточность. Всякий человек рождается индивидом, а вот личностью он становится только в процессе сознательной жизни.
Количество. Индивидов в мире – около 7 миллиардов, а личностей, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких десятков миллионов.
Признание. Каждый человек является равным в правах с другими людьми, то есть его право на индивидуальность – неотъемлемо. Однако личности выражают себя несколько ярче, получая определённые социальные привилегии (авторитет, власть, признание).
Осознанность. Чтобы оставаться индивидом, достаточно просто жить, вписываясь в рамки социума либо изолировавшись от него. Путь к становлению личности – это осознанное действие, доступное лишь избранным.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род.

Человечество отличается от всех иных общностей природного мира только ему свойственным способом жизнедеятельности. Благодаря этой особенности человек на всех этапах исторического развития во всех точках земного шара сохраняет свой определенный онтологический статус.

Человечество — это абстрактный философско-соци- альный образ, состоящий из конкретных своих представителей — людей. Отдельный представитель человечества обозначается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. п. Поэтому понятие «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», не учитывая при этом его биологические и социальные особенности, такие как возраст, пол, социальный статус, образовательный и культурный уровень и т. п.

Однако для того чтобы отразить все вышеперечисленные социальные достоинства человека, в которых отражен его социальный статус, чаще всего используется термин «личность». С точки зрения социальной философии личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт общественных отноше-
ний, результат исторического развит ия. Главной особенностью личности выступает наличие в ней автономности, выражающейся в некоторой степени независимости от общества, способности отстаивать в нем своп идеалы. Личность владеет собой, что становится свидетельством ее высокой внутренней самоорганизации, возникшей благодаря рассудительности, адекватной самооценке и самоконтролю. Высокая самоорганизация личности возникает благодаря ее самосознанию, которое трансформируется в жизненную позицию. Последняя представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.

Определение понятия «личность» в психологии

Однозначного определения понятия «личность» с позиции психологии пока не существует, поскольку термин этот сложный и многогранный. Наиболее популярна следующая трактовка: личность — это отдельный человек со своим уникальным набором психологических свойств. 

Существуют и разные другие определения личности в психологии. Например, специалисты по социальной психологии дают определение личности, как субъекту с теми или иными знаниями, опытом, привычками, то есть, рассматривают ее не отдельно, а в контексте. 

Кроме того, личность — это то определение, которое в психологии тесно переплетается с двумя смежными терминами: индивид и индивидуальность. Похожесть этих понятий, с одной стороны, делает проблему четкого определения личности в психологии еще более острой. А с другого ракурса, позволяет рассматривать человека сразу с нескольких позиций и сформировать о нем наиболее полное и подробное представление.

Свойства личности

В свойства личности входят некоторые явления, которые определяют жизнедеятельность человека и раскрывают его социально-психологические качества. Психологи относят к свойствам личности такие понятия, как темперамент, характер, способности, воля, мотивация и эмоции. 

Способности, по мнению психологов, редко связаны со знаниями и навыками, но качественно влияют на все процессы обучения и развития. Выделяют некоторые виды способностей:

  • элементарные или простейшие, которые связаны с органами чувств, движения и являются врожденными;
  • сложные или социально обусловленные, которые связаны с отдельными направлениями: музыка, искусство, математика;
  • общие (двигательные, умственные) – те, которые, в принципе, есть у всех людей, но уровень их развития у каждого индивидуален. Этот вид способности влияет на уровень достижений человека в области спорта, научных олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях;
  • специальные способности, развитие которых требует специальной наклонности – художественной, музыкальной, математической, актерской. Это объясняет факт, почему, например, некоторые ученики в художественных школах рисуют лучше других (имеющиеся задатки к искусству позволяют навыкам быстрее развиваться);
  • теоретические и практические, позволяющие правильно ставить задачи, цели и совершать порядок действий для их достижения;
  • учебные – способствующие достижению успехов в обучении; творческие, позволяющие создавать произведения в области искусства и духовной культуры;
  • коммуникативные. Они связаны с умением устанавливать контакты и взаимодействовать в социуме, развивать межличностные отношения;
  • предметно-деятельностные, касающиеся взаимодействия человека и неодушевленного предмета.

Меланхолики, к примеру, имеют повышенный уровень тревожности и болезненно реагируют на критику, склонны к апатии и депрессии.

Холерики – вспыльчивы и импульсивны, способны быстро выходить из себя и также быстро успокаиваться.

Флегматики – спокойны и уравновешенны, умеют хорошо и качественно выполнять работу, но сложно привыкают ко всему новому.

Сангвиники (в большинстве своем) – сильные и оптимистичные люди, умеющие видеть положительные качества во всем. 

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его. Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия

Именно поэтому важно контролировать свои переживания

Личность продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:

  • Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
  • Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
  • Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
  • Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
  • Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Что такое расстройство личности?

Психология личности человека была бы не полной, если бы затрагивалась только его полноценное, гармоничное развитие. В силу ряда причин происходит отклонение от нормы, рассматриваемое психиатрами как расстройство или психопатология. Иногда понятия нормы и патологии размыты. Расстройство личности приводит к социальной дезинтеграции и разрушением личностной структуры.

Что такое раздвоение личности

Диссоциативное расстройство или множественная личность – психопатология, при которой в теле человека сосуществует сразу несколько личностей. Примером может служить небезызвестный Билли Миллиган, который «обладал» 24 личностями, две из которых вели себя антисоциально. Что такое раздвоение личности – симптомы:

  • существование двух и более личностей внутри индивида;
  • каждая личность имеет свои особенности, память и не знает о наличии другой, этим объясняются провалы в памяти при «захвате» и контроле одной из личностей;
  • с возрастом количество личностей увеличивается.

Что такое деградация личности?

Способности личности в психологии предполагают ее развитие, соответствующее заложенным природным особенностям и талантам. Полноценная личность всегда в процессе развития. Что такое личность в процессе деградирования? Деградация – патологический процесс регресса навыков, умений, функций, оскудение эмоций и чувств. Развивается медленно, конечной стадией деградации является маразм. Причины:

  • алкоголизм, наркомания;
  • психические заболевания;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • патологические возрастные изменения.

Как определить уровень развития личности

То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов. Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

Сильная личность: примеры всемирно известных людей

Сильная личность: какие известны примеры? История знает множество людей, перевернувших ход развития стран, повлиявших на развитие социально –экономических и культурных процессов. 

  • Чингисхан. Человек железной хватки и строжайшей дисциплины. Только благодаря личностным качествам сумел завоевать множество государств и создать могущественную империю.
  • Наполеон Бонапарт. Человек, не имеющий выдающихся внешних данных, но упорством и целенаправленными действиями добившийся упрочения Франции на мировой арене и завоевания многих государств.
  • Петр I. Российский император, сумевший внедрить в России множество новшеств. Трудолюбие, дисциплина, принципиальность в государственных вопросах и делах позволили Петру Алексеевичу сделать Россию сильной мировой державой, завоевать стратегические выходы к морям и подчинить ряд иностранных приграничных городов. При Петре Первом русские армия и флот получили мировое признание.
  • Екатерина II. Немецкая принцесса, сумевшая не просто занять трон императрицы, но и вывести Россию вперед в экономическом плане на мировом уровне. Полюбив чужую страну и народ, Екатерина Алексеевна вошла в историю России как Великая императрица.
  • Ник Вуйчич —  человек со сложнейшим заболеванием, не имеющий конечностей, но сумевший добиться многого в жизни. Ник – автор книг по самосовершенствованию, прекрасный оратор и бизнес-тренер, занимающий высшие строки рейтинга успешных людей современности.
  • Владимир Путин – один из сильнейших деятелей мировой политики.

Дисциплина, самоанализ и саморазвитие – главные качества, влияющие на формирование личности. Сильные личности способны изменить свою жизнь к лучшему, они знают, чего хотят и планомерно действуют на пути к цели.

Концепции личности

На протяжении развития истории философии и гуманитарной мысли постоянно разрабатывались новые концепции личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность изучают в качестве совокупности психических свойств, отношений, процессов, которые отличают одного человека от другого. При этом природные особенности и свойства индивида выступают как социально-обусловленные элементы в личности. Ввиду того, что приобретенные и врожденные качества людей индивидуальны, для психолога различен и потенциал каждого отдельно взятого человека. Индивидуальность позволяет отобразить уникальность биологических, психических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо общности или группы. То, что индивид способен изменять мир в процессе совместной деятельности с другими индивидами и таким образом преобразовывать себя, становясь личностью, обусловливает возникновение в психологии личности как системного качества. Личность изучается в единстве (но не в тождестве) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. В рамках идеалистической психологии личность рассматривается как особая и неизменная духовная сущность, «целиком психическое существо». В психоанализе, «гармонической психологии» личность трактуется как совокупность иррациональных бессознательных влечений. В парадигме бихевиоральной психологии проблемы личности не существовало вовсе, т.к. ей не оставалось места в механической схеме «стимул – реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи используют понятие «личность», социальный субъект для того, чтобы описать социальную суть и социальные качества человека в процессе совместной деятельности. В рамках современной социологии личность в качестве субъекта – это активное социальное начало, конкретный тип способности к деятельности. Если социолог проводит исследование, то его интересуют в первую очередь не индивидуальные человеческие особенности, а социальная среда, социальный институт, социальная организация, в которую человек включен и в которой он выполняет конкретные социальные функции. В связи с этим именно в социологии получила развитие ролевая концепция личности, несмотря на то, что ее зарождению способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Сущность данной концепции заключается в том, что люди в процессе жизнедеятельности осуществляют разные функции, выполняют различные социальные роли. Существуют первичные функции, отражающие статусную позицию человека, которая определяется его профессиональной деятельностью и должностью, которую он занимает. И существуют вторичные функции, которые человек выполняет благодаря разным факторам бытия, обусловленным его способностями и потребностями. Основная особенность заключается в том, что человека в рамках общества включают в большое количество социальных образований – семью, вуз, школу, фирму, предприятие, спортивную секцию, товарищество садоводов, клуб любителей домашних животных, сообщество филателистов и т.д. В каждом из них он играет определенную социальную роль и обладает своими интересами. Социальной ролью называют способ поведения людей в зависимости от их позиции и статуса в обществе. Личностью в данном случае называют ролевой субстрат конкретного социального института со свойственными ему разными функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Проблема человека в психологии

Многие науки – физиология, биология, анатомия – занимаются изучением человека, его физических данных, параметров и рассматривают человека как органическое существо. Социология рассматривает человека как единицу социума. Психологическая наука в психике выделяла такие образования, как личность, индивид, индивидуальность, субъект, они объясняют человека, но в определенных границах, потому что человек значительно больше, чем определение в свете этих психических образований.

В человеке П.Д. Успенский различает две основные подструктуры – сущность и личность:

Сущность человека – это врожденные духовные и наследственные устойчивые природные свойства человека. Они не могут быть утрачены. Центры простейших психических функций – эмоциональных, половых, интеллектуальных, двигательных, инстинктивных – определяются сущностными природными свойствами. Духовные сущностные свойства определяют развитие сознания, высших эмоциональных и интеллектуальных функций

Внимание к проблеме сущности человека было привлечено в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном;. Личность

Личность

В узком смысле слова это качество индивида, формирующееся в деятельности и совместном общении. В широком смысле – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. П.Д. Успенский относит к личности те свойства, которые приобретаются человеком и выражают его отношение к другим людям. Эти свойства, по мнению ученого, могут изменяться и даже утрачиваться, но в жизни человека играют огромную роль. После сущности, считает он, личность в структуре психики занимает второе место. Человеку необходима как личность, так и его сущность и развиваться они должны равномерно, не подавляя друг друга.

Субъект является носителем активности, т.е. активным началом, которое заложено в человеке. Социально значимые отличия человека от других людей являются его индивидуальностью и представляют человека в плане личности и психики как неповторимого. Наличие у человека индивидуальных, только ему присущих свойств, отражают неделимость и целостность субъекта.

Замечание 2

Таким образом, понятие индивид включает понятие субъект и индивидуальность, а в итоге субъективно характеризует черты человека.

Уникальный и сложный внутренний ключ человека – это личность. Она как орудие, или инструмент оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Понятие индивидуальности наиболее полно было разработано Б.Г. Ананьевым, а его основная идея заключалась в том, что индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому. Индивидуальность является свойством любой части этого целого, поэтому необходимо изучать разные виды связи для сохранения системной целостности человека на биологическом, психологическом, социальном уровне.
Основываясь на системном подходе, В.С. Мерлин интегральную индивидуальность определяет как целостную систему индивидуальных свойств человека, имеющую три уровня:

  1. Система индивидных свойств организма – биохимические, нейродинамические, общесоматические свойства;
  2. Система индивидуальных психических свойств;
  3. Система социально-психологических свойств – социальная роль в группе, коллективе и др.

Рассматривая индивидуальность человека как систему многомерных и многоуровневых связей, В.М. Русалов выделяет две совокупности свойств: биологические и психологические. Биологической системе соответствует иерархическое строение, высшим уровнем которого являются структурные и функциональные свойства нервной системы.

Формальные свойства разбиты на два класса: формально-динамические, формально-программные. В этом намечается главное противоречие – наличие связей между индивидуальными особенностями, с одной стороны и с другой стороны – в понятии индивидуальности человек воспроизводится во всем многообразии его реальных форм во взаимодействии с другими явлениями.

Социальное начало человека контролирует биологическое. В превращении биологического индивида в социально-биологическую личность, большое значение имеет практика, труд. Занимаясь каким-либо делом, полезным для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть грани своей личности. Индивидом рождаются.

Что такое личность?

Что же такое личность? Как понимание собственной личности помогает нам лучше понять свои эмоции и действия?

Личность – это совокупность наших уникальных качеств, которая делает нас тем, кто мы есть, влияет на всю нашу жизнь. Она включает в себя характерный образ мышления, чувств и поведения, а также охватывает настроение, установки и мнения, которые наиболее ярко выражаются во взаимодействии с другими людьми.

Понятие личности охватывает поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого.

На то, кем мы являемся сегодня, включая нашу генетику, наше воспитание и наш жизненный опыт влияет множество факторов. Поэтому единого согласованного определения личности не существует. Её часто считают чем-то, что возникает внутри индивида и остается достаточно последовательным на протяжении всей жизни.

Понимание личности позволяет психологам предсказывать, как люди будут реагировать на определенные ситуации, и какие вещи они предпочитают и ценят.

Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, важно начать с изучения некоторых наиболее влиятельных теорий личности

Развитие личности – психология

Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества. В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер. Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.

Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:

  • окружающая среда (школа бихевиоризма);
  • бессознательное (школа психоанализа);
  • врожденные тенденции (гуманистическая психология);
  • деятельность (деятельностная теория);
  • личностные кризисы (теория Э. Эриксона).

Самосознание личности в психологии

Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке. Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом. Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.

Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:

  1. Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
  2. Осознание себя частью группы.
  3. Осознание себя уникальной неповторимой личностью.

Волевые качества личности – психология

Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность. Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять. Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.

Самооценка личности в психологии

Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест. Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности. Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.

Психология саморазвития личности

Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга. Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации. Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.

Психология самореализации личности

Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:

  • самореализация личности в обществе;
  • самореализация в творчестве или спорте;
  • самореализация в профессиональной сфере.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector