Как заставить ребенка учиться: топ-10 способов

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку расставить приоритеты. Девочка или мальчик в тринадцать – шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Как быть, если подросток не хочет учиться

Если у юношей и девушек пропадает стремление заниматься каким-либо делом, то это является одной из основных причин семейных конфликтов, которые в большинстве случаев заканчиваются эмоциональным ослаблением, а также взаимными обидами и претензиями между детьми и родителями.

Для того чтобы подросток не начал негативно реагировать на какие-то просьбы или советы, нельзя применять к нему физическую силу, различные запреты и ограничивать его свободу.

С ребенком школьного возраста просто необходимо начинать вести разговор на равных, потому как он уже стал довольно самостоятельным и здравомыслящим человеком. Первым делом нужно попытаться выяснить, что стало причиной такой апатии, а уже потом приводить личные примеры, дабы справиться с возникшими трудностями с оптимизмом.

Если же родители не могут найти общий язык со своим ребенком, то необходимо в срочном порядке обращаться к детскому психологу, чтобы тот помог безболезненно и, самое главное, своевременно решить данную проблему.

Советы родителям подростка

Если ваш ребенок-подросток не хочет учиться, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Родитель должен понимать ценность образования (а не говорить ребенку, что он должен учиться потому, что без учебы он попадет в армию), а также интересоваться содержанием учебы.
  2. Не следует демонстрировать подростку, что отдых — это просмотр телевизора или компьютерные игры. Необходимо показать, что это смена деятельности.
  3. Стоит интересоваться не оценками ребенка, а содержанием заданий.
  4. При посещении школы необходимо показать подростку, что вы находитесь на его стороне, а не на стороне учителей.
  5. Встречайтесь с учителями в школе без ребенка, чтобы иметь возможность люфта в поведении.
  6. Всем своим поведением показывайте подростку, что он важен для вас как личность. Если возникают проблемы в учебе, старайтесь их решать самостоятельно и только в случае крайней необходимости нанимайте репетиторов.

Статья прочитана 1 935 раз(a).

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика

Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так

Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Возможно ли принуждение к учебе?

Подросток не хочет учиться, хамит и откровенно ленится? Заставить его – непросто, да и психолог может дать совет не прибегать к жесткому принуждению, но… Бывают же вот те самые случаи, когда ребенок просто нагло отлынивает. При этом отлынивает он, играя в игры, «залипая» в развлекательные видео и т.д., совсем не планируя свое будущее.

Первый аспект строгого контроля – проверка онлайн-дневника и домашних заданий. Тут, кстати, помогут «дистанционка» и нелюбимые многими родителями школьников родительские чаты – узнавать о заданиях, присутствии дитяти на уроках и прочих школьных подробностях вполне реально.

Второй аспект – санкции в случае невыполнения. Эффективнее всего экономические – вплоть до полного лишения всяких покупок и денег на руки. Учитывая, что подростки обычно ожидают от родителей модных шмоток, гаджетов и т.д., остаться со стареньким телефоном, курткой старшей сестры и кастрюлей супа в холодильнике им не захочется.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

интерес к познанию нового.

Конечно мотивировать ребёнка нужно начинать ещё задолго до его поступления в школу, в более раннем возрасте, когда он начинает задавать кучу вопросов-“почему?” Главное не упустить тот момент, когда его многое интересует и увлекает. Не отталкивайте своего малыша, даже если вы очень заняты, поощряйте его попытки к познанию нового. Покупайте красочные энциклопедии и интересные книги. Смотрите вместе познавательные фильмы на тему, которая его привлекает.

Не забывайте применять игры на развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики. После школы интересуйтесь, как прошли занятия, что нового он узнал, какие темы изучали.

2. Научите ребёнка с первого класса соблюдать правильный режим дня.

Обговорите с ним, когда лучше делать домашние задания, когда играть и гулять, кушать. Приучайте его вовремя ложиться спать. Главное-соблюдать правильный баланс между учёбой и отдыхом.

3. Приучайте к самостоятельности.

Старайтесь, чтобы ребёнок сам выполнял домашние задания. Помогайте только в том случае, если он попросит об этом. Но ни в коем случае не делайте что-то за него, а просто объясните, в каком направлении нужно двигаться.

4. Индивидуальный подход

Некоторые родители предъявляют завышенные требования без учёта индивидуальных особенностей своего ребёнка.

Все дети разные, у каждого свой характер, темперамент, способности и наклонности. Одним учёба даётся легко, другим тяжело. Не каждый может учиться на отличные и хорошие отметки. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Не пытайтесь подогнать его под какие-то общепринятые стандарты и рамки.

5. Меньше критикуйте

Не ругайте за плохие отметки, а лучше выясните, какие ошибки малыш допустил, какую тему не понял, чем вы можете помочь. Постоянная критика и нравоучения только усугубит ситуацию. Лучше поговорите со своим сыном или дочкой по душам, ненавязчиво выясните причины неудачи, и вместе найдите выход из сложившейся ситуации.

6. Уважайте интересы и увлечения ребёнка

Не навязывайте своё мнение, каким видом деятельности заниматься во внеурочное время, в какой кружок или секцию записаться. Вы можете порекомендовать, а решать он должен сам, что больше нравиться.

7. Хвалите за успехи

Почаще хвалите ребёнка, не только за отличные отметки, а за любые, даже самые незначительные достижения, за те вещи, которые получаются у него лучше всего. Вселяйте веру, что у него обязательно получится, нужно только приложить некоторые усилия.

8. Поддерживайте связь с учителем.

Периодически посещайте школу и интересуйтесь как обстоят дела у вашего ребёнка с учёбой и поведением. Если существуют какие-то проблемы, спрашивайте совета и рекомендаций.

9. Интересуйтесь окружением своего чада. С кем он дружит, общается.

10. Личный пример.

Рассказывайте ребёнку об интересных событиях из вашей школьной жизни. Чем вы в детстве интересовались, как добивались поставленных целей.

 Ещё некоторые советы психолога

Детский и семейный психолог Екатерина Кес рекомендует родителям обращать внимание на свою речь в разговорах с детьми. Некоторые фразы могут сформировать у малыша огромную неприязнь к учебной деятельности

Например “Ты никогда не стараешься”, “У тебя вечно в тетрадях грязь”, “У тебя никогда ничего не получается”, “Ты всегда всё забываешь”, Ты всегда невнимательно слушаешь”

Некоторые фразы могут сформировать у малыша огромную неприязнь к учебной деятельности. Например “Ты никогда не стараешься”, “У тебя вечно в тетрадях грязь”, “У тебя никогда ничего не получается”, “Ты всегда всё забываешь”, Ты всегда невнимательно слушаешь”.

Сами того не ведая, взрослые подобными фразами программируют ребёнка на неудачу. Эти фразы действуют как негативные внушения.

Особенно обороты “ты всегда”, “ты постоянно”, “ты никогда” создают ощущение безысходности, невозможности что-либо изменить.

То, что мы постоянно говорим ребёнку о нём самом, постепенно становится его мнением о себе.

Если вы использовали такие фразы, срочно заменяйте их на положительные, вселяющие веру и надежду: “У тебя всё получится”, “Тебе нужно сейчас постараться”, “У тебя получается всё лучше и лучше”, “Я знаю, ты сможешь это выучить”, “Даже если не получилось с первого раза, не надо сдаваться”.

Надеюсь, советы как мотивировать ребёнка на учёбу будут вам полезны.

Главное, чтобы сын или дочь чувствовали вашу любовь, поддержку и желание в трудную минуту прийти на помощь.

Что такое мотивация учебной деятельности?

Слово «мотив» французского происхождения.

В психологии используется для описания истоков импульсов, подталкивающих человека к каким-то действиям.

В тоже время к мотивам относят и осознаваемые индивидом личные потребности, заставляющие его предпринимать определенные действия.

Если упрощенно, то это «топливо», благодаря которому человек продолжает обучение, несмотря на возникающие в процессе сложности.

К последним можно отнести как большой объем материала и продолжительность учебного периода, необходимого для усвоения информации, так и систематически возникающие соблазны.

Другими словами, мотивация к учебе это психофизический процесс, помогающий человеку находить в себе силы оставаться сконцентрированным на познавательном процессе даже при не самых благоприятных для этого условиях.

Мотивация и демотивация

Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки? Ну кто из родителей не задавал себе подобный вопрос? Проблема монетизации хороших отметок в школе стоит на данный момент очень остро во многих семьях. Одни родители считают, что это – отличный выход из ситуации, поясняя свою точку зрения тем, что ребенок, желая получить больше карманных денег, будет хорошо учиться. Другим кажется такое воздействие однобоким, мол, что взять со школьника, если он недостаточно хорошо старается? Ведь просто не давать ему денег – это не достаточно эффективная мера наказания.

Хорош ли данный мотивационный способ вообще, и что делать, если он уже не действует? Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психологов на этот счет вполне однозначны – покупать оценки ребенка изначально не имеет смысла. Это не воспитает в нем здорового честолюбия, напротив, посеет в его душе нездоровый интерес к деньгам, а получение нормального образования он будет воспринимать не как средство достижения будущих жизненных целей и планов, а как обязанность, за которую ему должны платить. А что будет, когда родители не смогут выделить из собственного бюджета нужную сумму на такую «зарплату»?

Коротко о мотивации

В психологии под мотивацией понимается то, что побуждает человека к действию. Мотивация определяется мотивом. В его качестве может выступать как материальный объект, так и идеальный.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, отрицательную и положительную.

Внешняя мотивация определяется внешними, не связанными с мотивом факторами. Внутренняя – связанна именно с мотивом.

Если стимул определяющий мотивацию положительный, то речь идет о положительной мотивации. А если наоборот, то об отрицательной.

Все дети любознательны от природы, и родителям важно поддерживать эту любознательность

Для дошкольников и учащихся младших классов игровая форма познания идеально подойдет. Но, к сожалению, наша система образования так устроена, что в ней практически нет места для креатива, задача увлечь ученика предметом стоит не на первом месте

Именно поэтому важно, чтобы родители поддерживали интерес к знаниям у ребенка, совместным просмотром познавательных программ или чтением детских энциклопедий

Как изменить отношение ребенка к учебе

Вам знакомы темы, которые проходит ваш ребенок по разным предметам? Если они не интересны вам, почему они должно быть интересны ему?

Конечно, вы можете сказать, что ваши родители никогда вас не спрашивали о том, что вы узнали, и все же вырастили вас человеком. Но если у вас все хорошо, то зачем вы тогда читаете эту книгу? Нам ведь только кажется, что у наших родителей не было с нами проблем. Кроме того, не стоит забывать, что наши родители жили в иные времена и при другой системе образования.

Известна масса примеров, когда в случае плохой учебы рядом с ребенком садился кто-то из родителей и объяснял трудный материал. Затем, почувствовав, что проблема решена, школьник осваивал и другие дисциплины.

Известно, что телевизор излучает электромагнитные волны. Когда семья, собираясь вечером вместе, включает телевизор, у ребенка вырабатывается условный рефлекс: излучение от экрана (вне зависимости от типа передач) начинает у него ассоциироваться с домашним уютом и состоянием безопасности. Оставаясь один, он включает телевизор, чтобы вернуть себе это ощущение, но при этом еще и смотрит его.

Как же заставить подростка учиться, пока его дневник не стал полностью красным от «двоек»? От телевизора можно полностью отказаться или ограничить время его просмотра. За обеденным столом необходимо общение, поэтому во время приема пищи телевизор должен быть выключен. Со временем подросток научится жить без телепередач.

Если ребенок понимает материал, который проходят в школе, он самостоятельно выполнит домашнее задание, а потом будет отдыхать. Если он не понимает новую тему или задание для него слишком сложное, то, скорее всего, он начнет с игры, увлечется и забудет обо всем. Это естественная особенность данного возраста.

Если подросток не хочет учиться, а вы не знаете, что с этим делать, просто помогите ему осознать, что есть будущее и что в этом будущем он будет либо человеком, который вызывает уважение, либо тем, кого отказываются выслушать даже близкие. Почему нужен именно испуг, а не рациональное объяснение того, что за свое будущее он отвечает сам? Дело в том, что у большинства подростков за плечами жизнь, в которой родители постоянно подчеркивали, что именно они несут за него ответственность. Этим они объясняли ребенку свое право решать, в какой детский сад он будет ходить, какие дополнительные занятия посещать и какой язык изучать в начальной школе. Именно родители решали, какому репетитору платить. Хотя, возможно, ребенку не раз говорили, что за свое будущее он отвечает сам, это будущее еще не наступило. Потом, когда-нибудь, он, конечно, возьмет ответственность на себя, но пока за все по-прежнему отвечают родители. Нужно показать, что это «когда-нибудь» уже здесь и что прямо сейчас подросток сам строит свое будущее.

Далее представлено несколько советов психологов по поводу того, как заставить подростка учиться.

Проблемы учебной мотивации в психологии

Мотивационная сфера обязательно включает осознание потребности и цели, определенные благодаря мотивам. Наиболее значима для умственного развития человека интеллектуальная потребность, заставляющая искать и изучать новое.

В случае некомпетентности педагогов или других наставников, выражающейся в незнании материала, неумении его преподносить или нежелании заинтересовывать подопечных, подавлении личности учеников и принуждении к выполнению однообразных заданий, озвученная потребность становится менее значимой для обучаемых.

Здоровый ребенок всегда активно интересуется миром. Поэтому отсутствие стремления к познанию, указывает на наличие проблемы, мешающей проявляться природной любознательности.

Тормозящими факторами могут быть:

Психическое напряжение из-за конфликта с близкими, одноклассниками, педагогами, буллинга. Постоянное ожидание стычки, высмеивания, физического насилия снижает способность усваивать новую информацию и убивает интерес к ней.

Утрата интереса к предмету, которому ранее уделялось много внимания и сил. Например, почему-то ребенок перестал интересоваться насекомыми, хотя несколько лет подряд с упоением штудировал тематические энциклопедии и стремился к расширению коллекции бабочек

Тут требуется обязательно выяснить, не стало ли причиной проблемы нелестное высказывание важного для ребенка человека по поводу энтомологии. Если это не так, то, скорее всего, маленький человек перерос свое увлечение и ищет более подходящую для себя нишу.

Перегруженность информацией

Иногда это причина возникает из-за неконтролируемого круглосуточного доступа к девайсам, а иногда в связи с неоправданной вовлеченностью в процесс обучения всему и вся.

Трудности в процессе обучения из-за внешнего фактора. Например, из-за случайного участия в уличном конфликте — ребенок стал свидетелем сильного ДТП, он стал менее внимательным на уроках. Во время прохождения сложной темы, не усвоил нужный материал, а в дальнейшем пропуск повлиял на последующее восприятие информации.

Почему дети бросают школу?

В большинстве случаев заявление подростка о том, что он хочет бросить школу, имеет под собой вполне конкретные причины. В подростковом возрасте многие дети не находят понимания среди своих ровесников или же переживают серьезные личные драмы, что и побуждает их таким странным образом решить свои проблемы – просто избавиться от них.

Если же причиной желания бросить учебу является личная драма, то таким образом подросток пытается найти выход из пока еще незнакомой и неприятной для него ситуации

Например, мальчик влюбился в свою одноклассницу, а она упорно его не замечает и встречается с другим парнем – влюбленному подростку становится просто морально трудно наблюдать за тем, как объект его любви дарит свое внимание другому. Еще хуже обстоят дела, если чувства поначалу оказались взаимными, но отношения закончились, едва успев начаться, и закончились они не по вине подростка, а потому что он оказался брошенной стороной

Первая любовь – вещь очень серьезная, неспроста же многим людям она запоминается на всю жизнь. Поэтому переживания ребенка в этом возрасте вовсе не являются надуманными, и они ничуть не менее болезненны, чем аналогичные ситуации во взрослом мире. Просто взрослые, в отличие от подростков, умеют брать свои эмоции под контроль, отвлекаться от мучительных мыслей. А дети, в силу своей неопытности, этого делать не умеют, и в итоге любая трагедия приобретает для них вселенский масштаб.

Удивительно, но иногда к желанию расстаться со школой раньше времени приводят и счастливые подростковые love-story. Если подростки испытывают первую взаимную симпатию, им хочется как можно больше времени проводить вместе. Под влиянием светлой эйфории от первого ответного чувства значимость учебы уходит на второй план, и вот уже несколько пропущенных уроков плавно превращаются в четкую уверенность, что лучше бросить учебу, найти работу и жить в свое удовольствие с объектом своей симпатии.

Порой желание бросить школу приходит к подростку под влиянием дурной компании, в которой он оказался. Если он проводит много времени среди ровесников, которые считаются «крутыми» и часто пропускают занятия, ему хочется тоже как-то проявить себя – отсюда появляются плохие отметки и пропуски уроков. А когда ребенок понимает, что для наверстывания упущенного у него просто не хватит сил и времени, он выбирает самый доступный способ решить проблему – просто бросить учебу.

Иногда дети в подростковом возрасте просто внезапно теряют интерес к учебе. Так происходит, когда у них появляется какое-то хобби, которому они хотят посвящать все свое свободное время. Уроки и отметки перестают их интересовать, а ежедневное посещение занятий превращается в настоящую пытку, когда ребенок весь школьный день сидит как на иголках и совершенно не слушает учителя, думая лишь о том, когда, наконец, прозвенит последний звонок и он займется любимым делом.

Также потеря интереса к учебе может быть связана с осознанием подростком того дела, которым он хочет заниматься в дальнейшей жизни. Например, учащийся физико-математического класса вдруг понимает, что эти дисциплины ему совсем не пригодятся, потому что он хочет быть журналистом или музыкантом.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;

Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;

Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий – это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector