Компьютерная зависимость у подростков: вы узнаете как ее лечить

Содержание:

Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?

Если вы читали статью о компьютерной зависимости, то знаете, что , не всегда будет верным ориентиром. Признаки компьютерной зависимости у детей и взрослых не отличаются, но могут проявляться разным образом.

Чем больше играет ребенок или подросток, тем вероятнее, что он играет слишком много. Крайние случаи зависимости от компьютерных игр у детей очевидны: некоторые тратят на видеоигры более 60 часов в неделю.

Учитывая возможность наличия ограничений на использование компьютера, на компьютерную зависимость у детей и подростков укажет не то, сколько времени они проводят в играх, а то, насколько компьютерные игры важны для них.

Родители обычно начинают беспокоиться, когда ребенок начинает играет от 15 до 30 часов в неделю. Это зависимость?

Выясните, как увлечение видеоиграми влияет на другие сферы жизни молодого человека.

Страдает ли учеба? Как часты конфликты с родителями на этой почве? Часто ли подросток ленится и отказывается выполнять просьбы родителей? Пренебрегает домашними обязанностями? Хорошо ли он спит? Проявляет интерес к другим видам деятельности или хобби? Как насчет реальных друзей – не геймеров?

Влияние компьютерных игр на успеваемость

Предположение, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на успехи в учебе, не имеет подтверждения. Исследования не выявили взаимосвязи между периодическими игровыми сессиями и видимым изменением успеваемости детей.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

Подростки и компьютер

Но что, если ребенок уже основательно подсел на игры? В этом случае ситуация сложнее. Дети просто так никогда не откажутся от комфорта, к которому привыкли. Реабилитация должна быть постепенной и целенаправленной. Вы не сможете в один прекрасный день сказать своему сыну или дочери: «Ну, все! Игр достаточно!» Это запросто может привести их в ярость и сколько продлиться их злость, никому не известно. Ясно только, что они не остановятся, потому что, подростки обожают восстания. Пойманные на крючок дети, безболезненно слезть с него не смогут. 

Родители должны начать с небольших мероприятий, возможно, пригласить своих детей на пробежку по окрестностям, или поиграть в футбол, бадминтон, теннис или волейбол, а игры на воде или катание на велосипедах, даже самый «подсевший» ребенок не сможет устоять перед этим. Должно быть все достаточно просто, не навязчиво и самое главное весело. Совсем не трудно увлечь их в первый раз. Трудность заключается в том, что самим родителям будет трудно поддерживать такие мероприятия на постоянной основе, ведь у них самих часто нет времени, да и сами родители в тайне пристрастны к пассивным видам отдыха. 

Поэтому надо понимать, что трудности будут с обеих сторон. Будет сложно, когда дело дойдет уже до открытого ограничения доступа к компьютеру и телевизору. Делать это нужно не категорично, стараться не вызвать волну возмущения. Первые ограничения необходимо заменять на активный отдых, и самим организовывать его для детей. В итоге ограничить компьютерные развлечения до 1-2 часов в день, при правильном подходе за это время ребенок должен сам уставать от игр или телевизора. Терпение и решимость это самое главное, остальное это вопрос времени.

Иногда родители даже не могут догадаться, в какие виды активных игр можно поиграть с детьми. Вот перечень. Возможно, вам что-то подойдет.

На улице: футбол, бадминтон (с сеткой или без), теннис, настольный теннис, волейбол, велосипед, соревнования на турнике, летающая тарелка, купание, жмурки, догонялки, прятки, «выше ноги от земли», лыжи, коньки, снежки, лепить снеговика, рыть норы в сугробах, «казаки-разбойники» (следопыты), рыбалка и т.д.

В доме: шашки, шахматы, карты, домино, лото, пазлы, чапаевцы (с шашками), фокусы, конструктор, гонки на радиоуправляемых машинах, рисование, караоке и т.д.

Психотерапия как метод лечения компьютерной интернет-зависимости

Что бы вам ни рассказывали про чудодейственные таблетки, гипноз или еще какие-то полуфантастические методы лечения компьютерной зависимости – не верьте им! Если бы все было так просто, то не было бы наркоманов, алкоголиков, патологических игроков, да и курящих было-бы в разы меньше. Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия.

Если есть выбор – лучше остановится на групповой психотерапии. Дело в том, что у большинства людей, страдающих компьютерной зависимостью, присутствуют трудности в построении межличностных отношений, социальной адаптации, а работа в группе будет еще одной возможностью наладить эти отношения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, никогда не согласится, что он – компьютероман. А вот когда он увидит, что другие с подобными симптомами осознают проблему, то и сам сможет принять факт наличия зависимости у него и захотеть ее преодолеть.

При наличии компьютерной интернет-зависимости у детей может понадобиться семейная психотерапия. Как-никак на пустом месте зависимость не возникает. У большинства детей, попавших в сети компьютера, нарушены семейные взаимоотношения, поэтому успех лечения компьютерной зависимости у таких детей зависит от того, наладятся ли взаимоотношения в семье, смогут ли осознать и исправить взрослые свои промахи в воспитании ребенка.

Этапы коррекции компьютерозависимого поведения

За пару сеансов провести коррекцию зависимости вряд ли удастся. Здесь необходима поэтапная система.

  • На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Он еще не готов к изменениям, может не понимать существования проблемы. Поэтому нужно предоставить информацию к размышлению о пользе и вреде компьютера и интернет-сетей, о наличии компьютерной зависимости как таковой, и о том, что данное заболевание успешно лечится.
  • Цель второго этапа – осознание проблемы. Как правило, люди, наконец-таки осознающие наличие у них компьютерной аддикции, ощущают подавленность. Поэтому здесь необходимо не просто, чтобы человек понял, что он – компьютерозависимый, но и поверил в то, что это преодолимо, и что у него есть поддержка.
  • Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Взять и просто вынести компьютер из комнаты – это не вариант, необходимо, чтобы человек сам научился контролировать время работы за компьютером.
  • Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. К нему переходят тогда, когда человек уже может контролировать свое поведение. Но риск срыва еще существует, чтобы его избежать, необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции.
  • Последний этап – преодоление последствий. Проблема компьютерной зависимости как таковая может исчезнуть, но то, к чему она привела, остается. Это могут быть и проблемы в профессиональной сфере, и трудности в общении с родственниками, и проблемы в учебе. Все это тоже нужно исправлять. И помощь психотерапевта здесь не будет лишней.

Последствия

Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.

Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:

  • нарушения зрения;
  • бессонницу;
  • искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • мышечную атрофию;
  • быстрое и повышенное утомление;
  • ожирение;
  • боли в спине;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).

В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:

  • вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
  • становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
  • плохо спит;
  • либо недоедает, либо переедает;
  • перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
  • социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.

Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).

Стадии игровой зависимости

Геймер проходит в своей зависимости четыре стадии:

  1. Процесс адаптации. Человек только слегка увлечён новой игрой.

  2. Период резкого роста. Человек играет уже каждый день, подолгу и всё чаще и чаще возвращается к игре мысленно в течение дня.

  3. Стадия зависимости. Аддикт уже не может жить без игры, большая часть его психической энергии направлена туда.

  4. Стадия привязанности. Зависимый может даже страдать от своей аддикции, но справиться с ней не в состоянии.

Решающий фактор игровой зависимости — невозможность отказаться от игры, несмотря на осознание бесполезности и/или вредности игрового процесса.

Сколько времени развивается патология?

Никто не становится зависимым от компьютерной игры в одночасье, иногда формирование аддикции может занимать годы. Вначале проблема неочевидна никому, в том числе и самому больному, но по мере нарастания зависимости, человек становится всё более импульсивным, раздражительным, сильно ослабевает самоконтроль, портятся отношения с семьёй и друзьями, настроение всегда остаётся сниженным за исключением периодов игры.

Признаки компьютерной зависимости у детей

Зависимость от компьютерных игр у детей – относительно частное явление в современном обществе. Мама с папой обязаны знать признаки зависимости, её симптомы, чтобы уберечь ребёнка:

  • дети очень возбуждены после сидения за монитором;
  • ребёнок постоянно хочет играть в компьютер, не может сконцентрироваться на чём-то другом;
  • у сына или дочери появились плохие оценки, потому что снизилась внимательность;
  • ребёнок все свободное и несвободное время проводит за монитором;
  • нарушился распорядок дня;
  • дети готовы отдать всё самое ценное, что у них есть, лишь бы их не отвлекали от игр;
  • ребёнок обсуждает только те темы, которые связаны с компьютером;
  • подросток перестал увлекаться чем-то ещё, перестал читать, смотреть фильмы, гулять с друзьями;
  • появляется агрессия, раздражительность, грубость, если ребёнка отвлекают от игр.

Причины зависимости от компьютерных игр

К причинам возникновения игровой зависимости у детей и подростков можно отнести: неудовлетворенность реальностью, сложности в отношении с родителями, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности, трудности коммуникации, отсутствие увлечений, недостаточный уровень самоконтроля, неумение эффективно распоряжаться своим временем. Кроме того, причиной формирования аддикции могут быть состояния тревоги, депрессия, социофобия или другие психические расстройства, перенесенные на интернет-платформу.

Что такое интернет сегодня? Это огромный развлекательный, познавательный, торгово-финансовый и политический сектор. Он удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей̆: в информации, в общении, в признании, в создании своего идеального образа. Погружение в интернет — реальность помогает ребенку или подростку, да и взрослому тоже защититься от внешнего мира, почувствовать себя значимым, успешным, становится одной из распространенных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Очень важным фактором является «система вознаграждения», существующая в Сети. В играх это бонусы за победу, в соцсетях это лайки. Получение таких наград приносит приятные ощущения, сопровождающиеся выбросом дофамина и побуждает продолжать игру или общение.

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании – компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Признаки зависимости

1. Постоянные манипуляции с ПК, планшетами, телефонами (поиск устройств взглядом, проверка исправности, зарядки, ношение с собой в транспорте, на улице, установка громких сигналов оповещений в играх или чатах). 2. Рассеянность или раздражительность (в тяжелых случаях гнев, агрессия) при отвлечении от игр, сетевого общения (у детей — при запрещении пользования компьютером). 3. Пренебрежение учебой, домашними делами, профессиональными обязанностями. 4. Сужение круга интересов, уменьшение количества друзей и знакомых, стремление уединиться с планшетом или телефоном.

Физическое здоровье компьютерных наркоманов так же страдает — снижается иммунитет, острота зрения, чаще возникают воспалительные заболевания глаз, шейный и поясничный остеохондроз, могут беспокоить ломота и боль в пальцах и запястьях рук.

Кроме того, у них наблюдаются и психоэмоциональные нарушения — резкие смены настроения, равнодушие к близким людям, расстройства сна, отсутствие жизненной активности и мотивации к реальным достижениям.

Что влияет на возникновение зависимости у подростков?

У большинства старших школьников очень насыщенная, сложная программа обучения. О чем не все родители даже догадываются. Им неведомо скольким стрессам подвергается их ребенок в течение одного дня. Иногда, родители даже обесценивают подростковые проблемы, не воспринимая их всерьез. В этом возрасте появляются проблемы в отношениях с противоположным полом, первые симпатии. Не всем подросткам удается самостоятельно справится с навалившимися трудностями. И если у старшего школьника не выстроены доверительные отношения с родными, то велика вероятность, что он начнет искать понимания у своего электронного друга.

Причины, по которым дети 11-15 лет попадают под влияние гаджетов:

  • чрезмерные нагрузки в школе;
  • недоверие к родителям и убежденность, что они не смогут понять их трудностей;
  • конфликты со сверстниками или в семье;
  • отсутствие настоящих друзей;
  • недоверие к окружающему миру;
  • страх будущего.

Это самый опасный период. Изменения, которые произойдут в это время, могут стать необратимыми.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Причины игромании среди детей и подростков

Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.

1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.

2. Пытаясь «избавиться» от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них «полезными» программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что «мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня», но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.

Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.

К симптомам подростковой игромании относятся:

  • агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;

  • злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;

  • требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;

  • неспособность определить и контролировать время на увлечение;

  • нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;

  • нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную «быструю» еду во время игры;

  • пренебрегает гигиеной;

  • настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;

  • все его «друзья» увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;

  • пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную

Памятка родителям: как создать здоровое отношение ребенка к технике?

Дабы в дальнейшем не кусать локти, родителям необходимо еще на заре взаимодействия ребенка и компьютера придерживаться определенных правил. Такая политика гарантировано удовлетворит все стороны, но только при условии грамотного подхода. Итак, что нужно делать родителям, первый раз предложив ребенку компьютер:

  • Дозировать игры. Если ребенок младше 5 лет, компьютерные игры должны длиться не дольше 15 минут. В день может быть не более 4 таких подходов. Разумеется, никто не будет сидеть над ребенком с таймером, но общая логика понятна – короткие циклы. Со старшими детьми можно длительность циклов увеличивать, например, до получаса, но и их количество в день и неделю будет меньше.
  • Обсуждать каждый цикл. Представьте, что ваш ребенок не играет в компьютерную игру, а читает книгу или общается с другом. Вполне логично, что вам захочется узнать его мнение на этот счет. Эту же логику можно применять и после 15 минут игры за компьютером. Расспрашивайте его о том, что он понял, какая суть и цель игры, почему она ему нравится.

Детские нейропсихологии единодушны во мнении: специальные детские компьютерные игры помогут натренировать память, логику, пространственное мышление, но они абсолютно бессильны в вопросе развития речи и социализации. Общение с родителем помогает ребенку прогрессировать и в эмоциональной сфере.

  • Подбирать правильные игры. Если речь идет о детских компьютерах, то там по определению не может быть других игр. Если же ребенок пользуется родительской техникой, то чаще всего все крутится вокруг шаблонных игр, которые скорее помогают убить время, чем несут нечто полезное. В сети на профильных ресурсах можно найти хорошие, правильные игры, разработанные при участии педагогов.
  • Следовать правилу «3-6-9-12». В основе правила лежит следующий принцип: до 3 лет ребенок не должен пользоваться компьютером; до 6 лет ему не нужны приставки, до 9 лет ему совершенно не нужен Интернет; до 12 лет он выходит в глобальную паутину только в присутствии взрослого.

Определите перечень ежедневных домашних обязанностей

Заведите четкий график, согласно которому каждый из членов семьи должен выполнить в определенные дни действия по поддержанию порядка в доме.

Например, так это может выглядеть для ребенка:

  • Понедельник: накормить питомца; помыть посуду; подмести пол; вынести мусор;
  • Вторник: погулять с собакой; почистить кухонную плиту; вытереть пыль;
  • Среда: погулять с питомцем; почистить ванну; подмести пол;
  • Четверг: накормить питомца; почистить его лоток/клетку;
  • Пятница: полить цветы; подмести пол; протереть влажной тряпкой пол и мебель.

Договоритесь с ребенком, что если он выполнит все возложенные на него за день обязанности и сделает все домашние задания на завтра, то будет поощрен разрешением сесть за компьютер на час.

Работа по дому обеспечит ребенку дополнительную физическую нагрузку, сформирует в нем ответственность и разовьет хозяйственные навыки.

Влияние компьютера на психику ребенка

Кроме того, пристрастие к играм и соцсетям влияет на социализацию и интеллектуальное развитие детей.

  • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
  • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
  • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector