Кто такой интеллигентный человек?

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами

Для меня самым лучшим примером интеллигентности является моя мама

Она выросла в семье, где воспитанию уделялось особое внимание. Это было всестороннее развитие, кроме того, маму учили чувству такта, понимать других людей, ставя себя на их место. Мама выросла, реализовала

Мама выросла, реализовала

Себя в обществе как личность, и добилась в этом немалых успехов. Но во все времена, не смотря на обстоятельства, мамой двигало желание: поступать так, чтобы всем было хорошо.

Наблюдая за ее поведением, я поняла, никогда с истинной интеллигентностью не сравнится ничто. Как признак образованности и интеллекта, она помогает в любых жизненных перипетиях. А значит, обладающий этим талантом как даром, человек более свободный от страхов и переживаний и о будущем, и о настоящем. Такая свобода делает людей по-настоящему счастливыми и довольными сложившейся жизнью. Кроме того, интеллигентность – это прежде всего честность, искренность

Сердца. Не имея негатива, люди более открыты к продуктивному общению со всеми. Они понимают, что нет совершенства ни в ком, поэтому и не ожидают встретить идеал, а принимают каждого с его достоинствами и недостатками.

Что делает интеллигента особенно красивой личностью? Его умение понять другого, простить того за любую провинность, любопытство к чужому мнению и признание за каждым человеком права на свою точку зрения, даже, если она расходится с популярной или привычной. Это не значит, что нужно допускать вседозволенность. Нет, интеллигентному человеку ясно, чтобы общество развивалось, нужно попытаться понять каждого в этом обществе, чтобы создать условия мирного и счастливого сосуществования.

Моя любимая мама показала мне на своем примере, как изменить свою жизнь к лучшему. И я видела, как к ней тянулись люди, и за советом, и за теплом. Атмосфера в нашем доме всегда позволяла мне и другим чувствовать себя свободно, и за это я благодарна своим родителям.

Сочинения по темам:

  1. Что значит хороший человек? О ком можно сказать, что он хороший человек? Очень часто хорошим, называют того человека, который помогает…
  2. Дорогая мама я тебе пишу, чтобы сказать, как много ты для меня значишь. И как бы банально это не звучало,…

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Что такое: интеллигентный человек?

Нам кажется уместным процитировать по этому поводу одного из несомненных русских интеллигентов — Александра Солженицына. Откроем лучшую из его работ — «Архипелаг ГУЛАГ»:

«В Советском Союзе это слово приобрело совершенно извращенный смысл. К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. Все бухгалтеры и счетоводы — механические рабы Дебета. Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.

А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна».

Нам, пожалуй, нечего добавить к этому высказыванию, в котором заключена и критика общепринятого, обывательского представления об интеллигенции, бытующего по сей день, и одно из самых точных, на наш взгляд, определений этого понятия во всей русской литературе.

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным

Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды

Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях — это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности — благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Кто такой интеллигент?

Интеллигент — это порядочный, высокообразованный человек с развитым интеллектом, высокой внутренней культурой, самоуважением и уважением к окружающим, имеющий чувство меры в словах и действиях. Похожие определения дают и словари. Но термин относится к словам с расплывчатым смыслом, которые каждый употребляет по-своему. Одни считают интеллигентами всех «очкариков» с университетским дипломом. Другие путают их с интеллектуалами. Третьи причисляют к интеллигентам по второстепенным признакам – шляпе, например. Ясно одно: интеллигент – это характеристика не конкретного человека, а свойства человеческого ума.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Слово «интеллигенция» происходит от латинского «Intelligents» – думающий, размышляющий, понимающий. В научный оборот введено в России в 60-х годах XIX века как альтернатива понятию «дворянство». Позже слово перешло в западноевропейские языки. С немецкого языка «Intelligenz» переводится как «сообщество образованных или творчески одаренных личностей». В иностранных словарях слово «интеллигенция» часто встречается вместе с дополнением «русская». Поэтому считается, что это в основном русское явление.

В иностранных языках чаще встречается понятие интеллектуал, а интеллектуальная честность занимает первые места в списке нравственных качеств. Но в русском языке разница в понятиях «интеллигент» и «интеллектуал» существует. Интеллектуал – человек с отличной памятью и аналитическими способностями. Русский интеллигент – это носитель духовности и нравственности, элита, интеллект, образование и духовно-нравственная основа в одном лице.

В своем открытом письме академик Д. С. Лихачев писал: «Интеллигент – это человек с высокой умственной порядочностью. Основной принцип интеллигенции – свобода как нравственная категория».

Немного об истории интеллигенции.

Несмотря на русское и относительно недавнее происхождение слова «интеллигенция», присущие ей черты были еще у философов Древней Греции. Это были любознательные и интеллектуально развитые люди, добившиеся своего положения умственным трудом. По Аристотелю интеллигентность – это способ мышления философов-неоплатоников, который управляется Высшим Разумом. Для обитателей колыбели английского образования Оксфорда еще в XIII веке использовали слово «brainy» – «мозговитые». Хотя слово произносилось с презрением, так как интеллектуалов традиционно обвиняли в отрыве от народа, непрактичности, снобизме.

В России образованное общество начало создаваться во времена Петра I. Тогда оно состояло исключительно из дворян-вольнодумцев, выражавших не совпадающие с царской позицией взгляды. Когда слово интеллигенция только вошло в оборот оно обозначало человека, закончившего гимназию и зарабатывающего себе на жизнь не-физическим трудом. Но за несколько десятилетий это понятие и его производные приобрели большую значимость, вошли во все толковые словари и учебники по истории.

Первоначально интеллигенцией называли социальную прослойку образованных людей, занимавшихся сложным умственным трудом или творчеством. Интеллигенция была в вечной оппозиции с аристократии, принимавшей существующий порядок как данность, независимо от его разумности. Возможно, поэтому главной чертой интеллигента считают оппозиционность по отношению к официальной власти.

Вопрос о русской интеллигенции до сих пор относят к неоднозначным и запутанным. До революции это был существовавший класс, феномен русского образованного общества. Но за годы советской власти понятие интеллигентности сильно нивелировалось. Слово «интеллигент» стало чуть ли не ругательным, к нему добавлялось презрительное «гнилой». Но сегодня слово «интеллигенция» все чаще употребляется со словом «свобода». А темы о роли интеллигенции в революциях, переворотах, формировании современного общества вызывают жаркие споры политологов, социологов, журналистов, политиков, религиозных деятелей.

Этических и человеческих стандартов интеллигенции не существует. Как и одного мнения о ее роли в истории. Уяснить для себя образ русской интеллигенции от ее зарождения до сегодняшних дней помогут произведения Ф. Н. Достоевского, Б. Пастернака, Анны Ахматовой, Павла Лунгина, работы академика А. Сахарова, политического философа Н. Бердяева.

Интеллигенция как общественная группа[ | ]

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (англ. intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В. В. Тепикин предлагает десять признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст». Среди них:

  • передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
  • активная умственная работа и непрерывное самообразование;
  • патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
  • творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
  • независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
  • критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
  • верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
  • неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма.

А социолог Я. Щепаньский в 1950-е годы и А. Севастьянов в конце XX века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

По версии[источник не указан 658 дней

] современного социолога Галины Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
  • «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.

В результате возникает вопрос вообще о возможности признания интеллигентов группой социальной или же это индивиды различных социальных групп. Этот вопрос разбирает А. Грамши в своих записях «Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции»:

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями общества, социальной группы и культуры.

О воспитанности

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Что значит быть интеллигентным?

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

«Вот Вы говорите, что человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования (так сложились обстоятельства)? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных? Если она будет просто мешать его общению с другими людьми?»

На все эти вопросы я отвечу так: интеллигентность нужна при всех обстоятельствах!

Она нужна и для окружающих, и для самого человека…

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти – пусть он забудет всё на свете: не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события и т.д…

Но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой подделки, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти…

Если он проявит уважение к культуре прошлого, проявит навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность проявляется не столько в знаниях, сколько в способности к пониманию другого человека.

Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны.

Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать и тренировать. Тренировать свои душевные силы так же, как тренируют силы физические.

Кстати, никто не будет спорить с тем, что тренировка физических сил способствует долголетию.  Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная реакция на окружающее, грубость, нежелание и неспособность понимать других – это признак душевной и духовной слабости, признак человеческой неспособности жить…

Вот, толкается в переполненном автобусе слабый и нервный человек – измотанный, неадекватно на всё реагирующий…

Постоянно ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный.

Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим…

Душевная слабость ведёт к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым!

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Это долг и перед самим собой.

Это – залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему.

Будем интеллигентными – будем духовно крепки и долголетны, как народ!

А библейскую заповедь почитания отца и матери, мне кажется, следует понимать широко – как почитание всего лучшего в нашем прошлом – в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, принадлежать к которой – великое счастье.

Дмитрий Лихачев, академик, доктор филологических наук

Как расценивают уровень «интеллигентности» в жизни

Смотреть галерею

Люди привыкли судить о этом следующим образом. «История моей семьи» из уст говорящего обычно, какие бы в роду у него ни были интеллигенты, в расчет не берется. Все судят по стилистике нынешней жизни. Если у человека есть высокооплачиваемая работа (пусть даже это работа сварщиком где-нибудь в локомотивном депо или бурильщика где-нибудь на севере), если дети у него, хотя бы со слов соседей и учителей, воспитанные, дом ухожен, опрятен и с виду выглядит презентабельно, значит человек – интеллигент.

Люди со стороны не смотрят на высшее образование. Они смотрят на манеру поведения человека в социуме, на то, как он изъясняется, держит себя на публике, допускает ли в своей речи бранные слова. На какой машине он ездит, как за ней ухаживает, как относится к своей второй половинке и к детям. Следит ли за детьми? Держит ли их в узде? Воспитывает ли он их, наконец, или их воспитывает улица?

Причем это относится к обеим супругам. Но по большей части упор конечно, делается на мужчину. Если жена в доме хозяин, и конечное слово всегда за ней, если работа, приносящая больший доход, – это ее прерогатива, ничего страшного. Главное, чтобы у семьи дома всегда был порядок, чтобы супруги всегда находили общий язык, не выносили «сор из избы» и с виду казались презентабельной четой.

«История моей семьи» как таковая здесь роли не играет. У человека может быть в роду хоть князья, но если нынче он погряз в пьянстве или прочих вредных привычках, назвать его интеллигентом ни у кого язык не повернется.

Как развить интеллигентность?

Интеллигентными людьми не рождаются. Эта черта личности формируется благодаря воспитанию и усердной работе над собой. И каждый человек, независимо от того, какие предпосылки заложены в нём темпераментом и воспитанием, может стать гораздо более интеллигентным. Для этого нужно принять в качестве своих принципов и неукоснительно соблюдать несколько простых правил:

Уважайте окружающих. Речь здесь не только о тех людях, с которыми у вас деловые или рабочие отношения. Следите за тем, насколько уважительно и почтительно вы относитесь к знакомым, друзьям и родным. Подразумевается уважение не только к личности, но и к чувствам, желаниям, проблемам и заботам. Не забывайте уважительно относиться ко всем незнакомцам, независимо от их социального статуса, профессии, уровня образования, внешности и прочих факторов. Избегайте панибратского отношения и исключите любые пренебрежительные высказывания о других людях.

Ведите себя скромно. Скромность – главный признак интеллигентного человека. Он не создаёт суеты, ведёт себя спокойно и ненавязчиво, не перебивает собеседников и говорит только тогда, когда есть что сказать

Также он не пытается привлечь внимание окружающих слишком яркими поступками, не хвастается и не откровенничает в неуместных для этого ситуациях.

Никогда не лгите. Кому-то враньё кажется чем-то обычным и повседневным, кому-то – вынужденной мерой, а кто-то считает, что никогда не врёт, хотя сам часто прибегает к лицемерию и лести, пускает пыль в глаза и рассказывает небылицы о своих успехах

Но сильный человек, полностью контролирующий свою жизнь, способен вообще не создавать ситуаций, о которых ему приходилось бы кому-либо лгать. Поэтому, если вам кажется, что обойтись совсем без вранья не получится, возможно, вам стоит поработать над другими сферами жизни.

Помогайте другим людям бескорыстно. Интеллигентный человек всегда благожелательно настроен по отношению к окружающим. А лучшим «упражнением» для развития благожелательности являются как раз бескорыстные поступки на благо окружающих. Не обязательно становиться крупным меценатом, просто попробуйте поучаствовать в благотворительной акции, займитесь волонтёрской деятельностью.

Учитесь ценить красоту. Интеллигент это не просто образованный человек, а тот, который умеет ценить стройность мысли в прозе и красивую рифму в поэзии, изящество в скульптуре и утонченность образов в живописи. Для того, чтобы чувствовать эстетику произведений искусства, вовсе не обязательно быть профессиональным искусствоведом или художником. Настоящая красота всегда на поверхности и доступна каждому.

Стремитесь к внутренней свободе. Интеллигент – это человек, свободный от множества вещей, оказывающих влияние на других людей. Он не позволяет устоявшимся стереотипам влиять на своё мнение, а собственную нравственность ставит выше морали, навязываемой обществом. У него отлично развито критическое мышление, благодаря которому он ведёт себя свободно и независимо в обстоятельствах, в которых другие демонстрируют конформизм.

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность — что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Любите читать!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

Скоростное чтение создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector