Суть философии идеализма

Основные концепции идеализма

Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.

Значительный вклад в развитие концепции идеализма внес немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) . По его мнению, мир состоит из различных элементов, которые способны к восприятию и сознанию. Эти элементы носили названия монад, и являлись отражением бесконечной Вселенной.

Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.

Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм напирает на то, что все мы загружены в матрицу. Иначе говоря, никакой объективной реальности не существует, а есть только человеческое сознание, которое и рождает реальность.

Крайняя форма такого мировоззрения — солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам). Правда, не все субъективные идеалисты были столь категоричны, чтобы полностью отрицать существование внешнего мира.

Первая робкая попытка сформулировать что-то похожее на субъективный идеализм возникла в V веке до н.э., когда Протагор из Абдеры, яркий представитель софистов, выдал в эфир знаменитую фразу:

«Человек есть мера всех вещей».

Спустя 2300 лет британские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эту мысль в полноценное философское учение.

Когда мы не ощущаем мир, он перестает для нас существовать. Это похоже на то, как прячется маленький ребенок, закрывая ладонями лицо или зажмуриваясь.

Все качества предметов вторичны и зависят от нашего восприятия. Отсюда тезис (это как?) «Существовать — значит, быть воспринимаемым».

Беркли не пошел до самого конца в утверждении, что мир перестает существовать, как только мы отворачиваемся, он изящно выкрутился из сложного положения.

Реальность здесь и сейчас воспринимает не только человек, но и всевидящий Бог, а это объясняет, почему вещи продолжают существовать, пока мы отвлекаемся на что-то другое.

Мы вообще не можем знать, существует ли материальный мир, поэтому следует сконцентрироваться на изучении природы человека, считал Дэвид Юм. Познание начинается с опыта, но опыт связан только с нашим восприятием.

Чувственное восприятие мира, по мысли Юма, это поток впечатлений и идей. По этим причинам знание не может быть достоверным.

Философ придерживался позиций скептицизма, поэтому считал, что проблема бытия и духа неразрешима.

Взгляды Беркли и Юма повлияли на философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Отличия материализма и идеализма

Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:

  • мир материален, существует вне и независимо от сознания человека;
  • вся материя первична, а сознание является одним из свойств материи;
  • объективная реальность – непосредственный предмет познания.

Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.

В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон выделял две сущности — тело и душу.

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Субъективизм и его влияние

Субъективное течение позиционирует идеальным первоначалом сознание человека. При таких обстоятельствах реальность теряет объективный характер, потому что все, как считают сторонников субъективизма, происходит в голове индивидуума. Течение приобретает новое проявление – солипсизм, иными словами утверждение единственности бытия конкретного субъекта. Реальные процессы, которые происходят в окружающем мире являются результатом активности сознания. Беркли больше остальных «коллег по цеху» раскрывает теорию солипсизма.

На практике приверженцы субъективных взглядов сохраняют умеренность, не выступают открыто против существования общепринятой реальности, потому что не предоставляют весомых доказательств чувственного учения. Кант уверен, что такая постановка вещей «скандал в научном обществе». Современное общество наблюдает продолжение направления в прагматизме, экзистенциализме. Известными представителями наукоучения считаются Протагор, Беркли, Кант.

Отрицательные стороны идеалиста

Несмотря на все положительные качества идеалиста, строить с ним отношения бывает очень непросто. Идеалистичность взглядов побуждает его стремиться к максимуму. При этом в погоне за совершенством идеалист зачастую не щадит ни себя, ни окружающих. Нравственные ценности, честность, справедливость такой человек ставит превыше всего и от других ждет, а нередко и требует того же.

Если идеалист в ком-то разочаровывается, то вновь завоевать его расположение и доверие становится практически невозможно

Для человека с таким характером действительно очень важно, чтобы люди соответствовали его стандартам

Вместо того чтобы следить за своим поведением, идеалист может начать перекраивать мир и окружающих согласно собственным представлениям о том, как все должно быть. В такие моменты он и сам не замечает, как превращается в самого настоящего фанатика и тирана.

Еще одна отрицательная черта характера, которую можно обнаружить у идеалиста, – это ментальное высокомерие. Отказываясь культивировать в себе чувство уважения к другим людям и их идеям, он рискует превратиться в эдакого рафинированного интеллигента, воспринимающего лишь собственные жизненные ценности как значимые и важные.

Так как идеалистичного человека мало интересуют физические и материальные стороны жизни, он зачастую бывает не устроен в быту. Может быть успешен в карьере, но деньги и статус для него не являются ценностью.

Идеалистично настроенный человек не стремиться достичь материального успеха намеренно

Разве что за исключением тех случаев, когда требуется обеспечить реализацию какого-то социально важного проекта. Для женщин, которые хотят видеть в своем избраннике кормильца семьи, такая черта может показаться недостатком

Порой идеалисты не считают нужным тратить свое время и усилия на зарабатывание на хлеб насущный

Идеалистически настроенные люди встречаются и среди девушек. Ухаживать за кем-то из числа подобных барышень решится далеко не каждый мужчина. Ведь идеалистка, как это ни странно, – вовсе не наивная мечтательница, когда дело доходит до построения отношений. Она предъявляет высокие моральные требования к потенциальному партнеру, и произвести впечатление на нее бывает гораздо сложнее, чем на более приземленную девушку.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное

Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Успехов вам в этом!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Философия позитивизма
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Концептуализм: от Средневековья до наших дней
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Мир и человек как компьютерные программы
  • Что такое сознание?
  • Зачем разбираться в философии?
  • Квантовая психология
  • Вопросы экзистенциального значения

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Идеализм — это…

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Глобально все философские течения разделены на два лагеря — идеализм и материализм. В зависимости от ответа на главный вопрос философии «Что первично — дух или материя?», мыслитель считается материалистом или идеалистом (помним, что речь не о человеке в розовых очках, бредящем идеалом).

Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.

Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.

Материалисты отталкиваются от учения Эпикура с его «ничто не происходит из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее», а идеалисты — от философии Платона с его «эйдосами».

Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т.е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.

Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.

Если перенести рассуждения об идеализме на современную почву, то на ум приходит самый философский фильм всех времен и народов «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году и наделавший много шума.

В «Матрице» намешано много философских учений, библейских сюжетов, отсылок к древнегреческим мыслителям, но, пожалуй, момент, ближе всего подобравшийся к сути идеализма, это эпизод с ложкой, которой на самом деле не существует.

Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.

Основные представители

Среди наиболее важных философов-идеалистов:

Платон

Платон был первым, кто использовал термин «идея» для обозначения формы неизменной реальности..

Он глубоко изучил идеи и долгое время утверждал, что идеи существуют сами по себе, хотя позже он изменит свой аргумент и подтвердит обратное: идеи не могут существовать независимо от разумной реальности..

Рене Декарт

Декарт разделил идеи на три категории: те, которые возникают из чувствительного опыта обучения или социализации, искусственные или творческие идеи и естественные или врожденные идеи, которые исходят от превосходящей силы или интеллекта..

Точно так же интуиция была весьма актуальна в своем идеализме, поскольку это прямое восприятие идей, которое не допускает ошибок или сомнений..

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Он впервые ввел термин идеализм, имея в виду платоновскую философию. Решил проблему врожденных идей, утверждая, что они пришли из истинной сущности объектов, которые он назвал Монадой.

Иммануил Кант

Создатель трансцендентального идеализма. Он утверждал, что все знания происходят из комбинации субъекта и объекта опыта.

В свою очередь, человек использует впечатления, которые он имеет на этом объекте, и свою способность распознавать его через это представление..

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Наконец, Гегель также считается одним из важнейших философов-идеалистов. Установленный абсолютный идеализм, в котором дуализм (например, объект-субъект или разум-природа) превзойден, поскольку оба являются частью абсолюта, к которому человек должен получить доступ, чтобы понять мир, в котором он живет.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.

Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Ахиллесова пята идеалиста

В наиболее часто употребляемом на сегодняшний день смысле идеалист — это, скорее, непрактичный, мечтательный, витающий где-то в облаках индивид, нежели представитель одноименного философского направления. Довольно часто слово стало приобретать негативный оттенок.

Идеалисты, как правило, далеки от всего земного. В своем большинстве они совершенно забывают о себе, о своих потребностях, интересах и личной пользе. Они имеют склонность во имя идеи жертвовать очень многим и очень дорогим. Французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм утверждал, что от чрезмерного идеализма и моральной возвышенности человек зачастую утрачивает склонность к исполнению своих повседневных обязанностей.

Слишком сильная зависимость от какой-либо идеи, пусть даже очень величественной и благородной, ведет человека к отрыву от реальной жизни. В погоне за высокими эфемерными идеалами, зачастую красиво звучащими, но по сути весьма размытыми и туманными, человек упускает возможность жить в настоящем моменте, радоваться каждому дню, видеть мудрость и красоту в самых простых проявлениях жизни.

Для восстановления утраченного равновесия таким идеалистам нужно развивать практичность, рационализм и реализм, а также не забывать о столь необходимом во всем чувстве меры.

Философский объективизм

Объективный идеализм в науке о человеке и мире, представляет собой учение о превосходстве идеального первоначала над человеческим сознанием. Представители данного течения считают, что первоначалом выступает некий «космический дух». Один этап его развития способствует появлению мира, зарождению жизни на Земле. Такое мировоззрение очень близко к религии, где Бог выступает создателем мироздания, но не имеет материальной сущности. Объективные идеалисты считают свое направление не религиозным, но сохранились связи с церковными догматами и об этом существуют свидетельства. Яркими деятелями учения считаются Платон, Гегель.

Немецкая школа

Немецкая школа мыслительных наук открыла уникальное направление – трансцендентальный идеализм. Кант выдвинул теорию, из которой следует, что мир явлений определяется неопровержимыми условиями познания – пространством, временем, категориями мышления. Философы этого учения, как субъективные идеалисты, полагали: физические тела доступны человеку только совершенным естеством, а действительное естество явлений находится за границами познания. Кантовскую теорию знаний воспринимают, как проявлением крайности и делят на разветвления:

  • Субъективный (основоположник Фихте);
  • Объективный (основатель Шеллинг);
  • Абсолютный (основатель Гегель).

Течения, которые описаны выше, различаются восприятием действительности окружающего мира. Кант считает существование мира неоспоримым, полно содержательным. По Фихте реальность выступает неосмысленной гранью, стимулирующей личность к созиданию идеального мира. Шеллинг трансформирует внешнюю грань внутрь, считая ее первоначалом творческой сущности, которая есть нечто промежуточное между субъектом и объектом. У Гегеля реальность самоликвидируется, мировой прогресс воспринимается через самореализацию абсолютной идеи.

Понять идеализм становится возможным если направить свои стремления к реализации абсолютной истины в повседневной действительности.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Важные книги и философы-основатели

Если вы хотите познакомиться поближе с понятием идеализма, то рекомендуется прочитать несколько увлекательных работ некоторых авторов. Например, Джосайи Ройса — “Мир и индивид”, Беркли Джорджа — “Трактат о принципах человеческого знания”, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 0 “Феноменология Духа”, И. Канта — “Критика чистого разума”.

Также следует обратить внимание на основателей идеализма, таких как Платон и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Все авторы книг, указанных выше, внесли огромный вклад в развитие этого философского течения

Шотландский философ Дэвид Юм показал, что человек не может доказать существование устойчивой самоидентификации с течением времени. Нет никакого научного способа подтвердить представление людей о собственном “я”. Мы уверены в том, что это правда, благодаря интуиции. Она нам подсказывает: “Конечно, это я! И по-другому быть не может!”

Есть много способов ответа, в том числе основанных на современной генетике, которую Юм не мог себе представить. Вместо того чтобы быть физическим объектом, человеческая самость — идея, и, в соответствии с онтологическим философским идеализмом, это именно то, что делает ее реальной!

Джеймс Джинс был британским ученым и математиком. В своей цитате о том, что каждое индивидуальное сознание должно быть сравнено с мозговой клеткой в универсальном уме, исследователь показывает сравнение между божественным и онтологическим идеализмом. Джеймс Джинс был ярым сторонником последней теории в философии. Ученый утверждал, что идеи не могут просто плавать в абстрактном мире разума, а содержатся в большом всеобщем уме. При этом он не использует само слово “Бог”, однако многие относят его теорию к теизму. Сам же Джинс был агностиком, то есть он считал, что невозможно было узнать, является ли Всевышний настоящим или нет.

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

  • интеракционизм, допускающий как проявление материальных последствий по ментальным причинам (к примеру, из-за пожелания конкретного индивидуума), так и наступлении последствий ментального характера по причинам материального плана;
  • окказионализм, относящий всякое взаимодействие духовного и физического начал к непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материальными основами принципиально не возможно;
  • параллелизм, сторонники которого выдвинули теорию о ментальных причинах, способных вызывать лишь последствия ментального характера, и физических причинах, вызывающих исключительно физические последствия, что поддерживается установленной Богом гармонией;
  • эпифеноменализм, чьи последователи выдвинули теорию, согласно которой событие ментального типа не способно вызвать физические последствия, так как их вызывают исключительно физические события, а ментальные ни к чему не приводят.

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Как начать ощущать себя идеальным

Обычно за стремлением быть идеальным находится страх, что в противном случае значимые люди тебя отвергнут. Однако любовь – это не то, что возникает как ответная реакция на чье-то совершенство. Чувства единения и любви возникают между людьми, которые приняли решение уважать и любить окружающих, несмотря ни на что.

Чтобы начать ощущать себя идеальным, необходимо культивировать в себе чувство любви ко всему миру. Только в состоянии гармонии и единства с жизнью можно достичь такого умонастроения, в котором значимость и ценность собственной личности являются само собой разумеющимися фактами.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector