Естественный эксперимент

Содержание:

Типы экспериментов

Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:

  1. Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
  2. Естественный эксперимент — это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
  3. Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Классификации экспериментов

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Эксперимент по изучению конформизма, 1951 год


Что вы делаете, если знаете, что правы, но остальная часть группы не согласна с вами? Подчинитесь ли вы групповому давлению или будете отстаивать свою точку зрения? Именно на эти вопросы и решил ответить психолог Соломон Аш.

В ходе своего эксперимента Аш отобрал 50 студентов для участия в «тесте на зрение». Каждого из них помещали в свою группу, показывали 18 пар карточек с вертикальными линиями и просили определить, какая из трёх линий на второй карточке соответствует по длине линии, изображённой на первой карточке.

Однако участники эксперимента не знали, что в группе вместе с ними находятся актеры, которые иногда специально давали неверный ответ.

Оказалось, что в среднем за 12 испытаний почти треть участников эксперимента соглашалась с неверным ответом большинства, и только 25 процентов испытуемых никогда не соглашались с неправильным ответом.

В контрольной группе, в которой участвовали только участники эксперимента, а не актеры, неправильных ответов было менее 1%.

Эксперимент Аша показал, что большинство людей будет подчиняться мнению группы, из-за убеждения, что группа лучше информирована, чем сам человек.

Похожие термины:

  • один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой так называемых каузальных исследований. История Э. начина

  • англ. experiment, economical; нем. Wirtschaftsexperiment. Исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эффективности теоретических положений, экон. мероприятий или х

  • разновидность мысленного эксперимента, не основывающегося на анализе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Но это не означает проведен

  • вид эксперимента в социальных дисциплинах , проводится с группами участников, существующих независимо от экспериментатора (классами в школе, студенческими группами и т.п.). Особенно популярен в пе

  • англ. experiment, factorial; нем. Experiment, faktorielles. Эксперимент, при к-ром оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

  • исследования, проводимые в 1927-1932 гг. вблизи Чикаго в Хоторне для «Вестерн электрик компани» профессором психологии Гарвардского университета Э. Мэйо в связи с тем, что там сложилась напряженная си

  • серия научных исследований, проведенных американским социологом Элтоном Мэйо (1883 — 1949) в Вестерн Электрик Компании близ Чикаго (1927 — 1932 г.) с целью изучения влияния различных факторов (условия и орга

  • Hawthorne experiment) — см. Эффект Хоуторна.

  • разновидность прикладного эксперимента, процесс опытной проверки предположений относительно экономим, и соц. эффекта определенного изменения в формах и методах организации производства, труда

  • диагностика новшества пробным нововведением. В широком соц. плане Э.и. выступает как механизм перехода организационных, соц.-экономич. систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, осл

  • эксперимент, в котором исследователь не изменяет независимую переменную непосредственно, как в типичном лабораторном эксперименте, а выбирает из имеющихся в его распоряжении случаи с нужными зн

  • англ. experiment, laboratory; нем. Laborexperiment. 16 Социологический энциклопедический словарь. Контролируемый эксперимент, в ходе к-рого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия.

  • thought experiments) — см. Идеальный тип.

  • метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально организованных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние

  • англ. experiment, one/single-factorial; нем. Experiment, einfaktorielles. Эксперимент, в процессе к-рого наблюдается изменение одной независимой переменной, тогда как др. переменные остаются неизменными.

  • частичное осуществление эксперимента в условиях реальной действительности (в противоположность лабораторным условиям).

  • предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения (отдельной нормы, правового акта в целом, конституционной новеллы, законодательной реформы и т. д.). Э.п. имеет целью в опыт

  • вид экспериментов , в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э.»С.» проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить вн

  • целенаправленное воздействие на социальную действительность для ее усовершенствования: во имя науки (менее тяжелый случай) или во имя народа (более тяжелый случай).

  • Метод исследования, основанный на проведении эмпирических исследований, подтверждающих теоретические предположения исследователя-социолингвиста. Социолингвистический эксперимент носит обычн

Основные задачи и способы

Задачи, которые ставятся перед результатом эксперимента:

  • критерий Поппера, согласно которому любая эмпирическая система должна допускать опровержение на основании эксперимента, поэтому в ходе эксперимента необходимо определение научности выдвинутой гипотезы или теории;
  • верификация: практическое подтверждение выдвинутой гипотезы или предположения.
  • По способу проведения эксперименты могут быть:
  • лабораторными: исследование проводится в специально созданных условиях, посредством целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность испытуемого;
  • естественными, которые, в отличии от лабораторного, не требуют создания специальных условий, и вмешательство сводится к минимуму.

Лабораторный эксперимент

Проходит в специально подготовленных условиях. Исследователь осознанно и запланированно влияет на объект исследования, для того чтобы переменить его состояние и ощущения.

Плюсами данного метода считают жесткий контроль над всеми показателями, а также использование специализированной аппаратуры для измерений.

Минусами этого эксперимента можно назвать сложности воспроизведения полученных результатов в ситуации реальной жизни. Испытуемый, находясь в процессе наблюдения, обязательно оповещен обо всех деталях участия, что служит причиной появления искажения его мотиваций.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды эксперимента 480 руб.
  • Реферат Виды эксперимента 220 руб.
  • Контрольная работа Виды эксперимента 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Ключевые термины

Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:

  • Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
  • Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
  • Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
  • Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.

Ключевые термины

Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:

Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов

Что такое эксперимент в психологии?

Эксперимент в психологии — это один из основных методов исследования для проверки различных предположений (гипотез) методом проб и ошибок в условиях, построенных и контролируемых исследователем.

Ведущими составляющими являются контроль над переменными, скрупулезное измерение и установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента одно или несколько условий (независимых переменных) могут организованно изменяться, и влияние этих изменений на связанные условия (зависимые переменные) измеряется, регистрируется, проверяется и анализируется для получения заключения.

Есть несколько видов экспериментов:

Лабораторный

Этот тип эксперимента проводится в хорошо контролируемой среде (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проходить эксперимент, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и с использованием стандартизированной процедуры. Участники распределяются случайным образом по каждой группе независимых переменных.

Достоинства: легче воспроизвести (т. е. скопировать) лабораторный эксперимент. Это происходит потому, что используется стандартизированная процедура. Он учитывает точный контроль посторонних и независимых переменных. Это позволяет установить причинно-следственную связь.

Недостатки: искусственность установки может привести к неестественному поведению, которое не отражает реальную жизнь, т. е. низкую экологическую обоснованность.

Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты в реальной жизни.

Характеристики спроса или эффекты экспериментатора могут искажать результаты и становиться запутывающими переменными.

Естественный

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (то есть реальной) среде участников.

Достоинства: поведение в естественном эксперименте с большей вероятностью отражает реальную жизнь из-за его естественной обстановки.

Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты, поскольку участники могут не знать, что они изучаются.

Используется в ситуациях, в которых было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, исследовать стресс.

Недостатки: они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты. Нет никакого контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты.

Полевой

Полевые опыты проводятся тоже повседневной среде (по схеме естественного).

Но участники проинформированы об этом. Экспериментатор все еще манипулирует независимой переменной, но в реальной обстановке (поэтому не может контролировать посторонние переменные).

Достоинства: более высокая экологическая обоснованность, чем в лабораторном эксперименте. Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты.

Недостатки: меньше контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты. Это затрудняет для другого исследователя воспроизведение исследования точно таким же образом.

Формирующий

Психолого-педагогический эксперимент — люди участвуют в обучении и приобретение каких-либо навыков.

Достоинства: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности;

Недостатки: предмет изучения социальной психологии ограничен.

Мысленный и констатирующий

Мысленный: при проведении этого эксперимента ситуация обыгрывается не в реальном мире, а в воображении.

Констатирующий — это анкетирование и опросы, применение наглядного материала. Проверяет, насколько точно выполнена задача.

Условия естественного эксперимента

Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.

В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.

В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

Мир Психологии

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Естественный эксперимент (англ. natural experiment) — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.Я. Басов и В.А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).

Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Естественный эксперимент позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Естественный эксперимент — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов естественный эксперимента — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Естественный эксперимент — метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Естественный эксперимент — естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

предметная область термина

назад в раздел

:словарь терминов /глоссарий / таблица

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования

    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных

    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка

    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Экспериментальные модели

Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector