Что такое эйдетическая память и как ее развить?

Способы развития

Рисование

Если вы умеете хоть немного рисовать, то это упражнение поможет не только развить эйдетизм, но и улучшить художественные навыки. Вашей задачей будет просто всегда при себе иметь блокнот с карандашом. При любой возможности делайте зарисовки. Пусть то будет лицо незнакомца в поезде, ветка дерева за окном вашего кабинета, или чашка кофе, который вы заказали, ожидая любимого человека в кафе.

Игры

Играйте с партнёром, ребёнком или даже в полном одиночестве. В интернете полно картинок и фотографий, где необходимо найти отличия. Вы можете добавить немного азарта и устроить соревнование, кто из вас первым пройдёт задание. Или же определить для себя время, за которое вы наверняка справитесь. Это если партнёра для игры не будет.

Компания

Если у вас большая семья или компания друзей, можно не только весело провести совместно время, но и с пользой. Выберите первого участника, который должен будет внимательно рассмотреть всех присутствующих в течение двух минут. После чего выйти из комнаты ненадолго. Остальные же быстро за это время меняют какие-то детали своего внешнего вида. Например, девушки подкрашивают губы, а парни расстегивают верхние пуговицы рубашек. После чего тот, кто выходил, должен будет указать на каждый момент несоответствия с предыдущим образом. Можно придумать призы тем, кто наиболее быстро и точно справился с заданием.

Воспоминания

В психологии считается, что события, произошедшие в прошлом человека, имеют огромное значение для его будущего. Если с какой-то задачей он не справился, и какую-то ситуацию не пережил, не понял, она будет не раз давать ему знать о себе. Это называется незавершенный гештальт. О нём вы подробнее сможете узнать, нажав на эту ссылку.

Так вот, полезно для развития эйдетической памяти и для улучшения качества жизни в целом будет акцентирование внимание на воспоминаниях. Попробуйте мысленно вернуться к каким-то событиям в детстве, подростковом или юношеском возрасте

Главное, чтобы они не вызывали у вас грусть или страх, начните с тех, которые вам ценны и приятны.

Воспроизведите всю последовательность ситуации. Что было до её возникновения, как вы себя ощущали, что потом произошло, кто был рядом, предметы, попавшие в фокус внимания и, конечно же, чем закончилось.

Внимательность

Попадая в новые помещения, парки и города, старайтесь уловить как можно больше нюансов, которые обычно не привлекали вашего внимания. Это кстати очень полезный навык, способный обеспечить вам безопасность. Допустим, зайдя в торговый центр, осмотритесь, сколько выходов имеется. Запомните расположение магазинов, мысленно построив маршрут к каждому из них. Какая цветовая гамма преобладает и прочее.

Вот каким цветом стены в коридоре, где вы работаете, вы сможете ответить? А назовёте точное количество окон в кабинете или приёмной?

Формулы

Помните, как в школе необходимо было заучивать формулы, математические, химические? Сейчас понадобится делать тоже, только не путём частого повторения, а пробуя визуально представить себе её. Выберите для начала наиболее простую формулу. И смотрите на неё примерно секунд 20, не больше. Потом закройте глаза и воспроизведите то, что увидели. Со временем переходите к более сложным.

Чтение

Действительно, как развить эйдетику, не читая? Важно постоянно работать с текстами. Причем книгу или газету выбрать можно по своему вкусу

Главное, чтобы было интересно и познавательно. Возьмите себе за правило в день прочитывать не менее 10 страниц.

О том, как благоприятно это скажется на вашей жизни, успехе и здоровье, вы узнаете из этой статьи. Вот как раз с неё и можете начать свои тренировки.

Шахматы

Если нет партнёра для игры, то скачайте приложение на телефон. Даже если не умеете, существует масса обучающих программ, где вы узнаете о правилах и сможете попрактиковаться. Учёные давно выяснили, что игра в шахматы благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях человека

Неважно, взрослого или ребёнка. А необходимость запоминать и визуально воспроизводить комбинации, как нельзя кстати подходит к нашей сегодняшней теме

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Используемые приёмы:

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.


Акростих для запоминания цветов радуги Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Степени

Необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей с одинаковыми характерами и способностями просто не существует. Поэтому среди эйдетиков есть те, у которых способности развиты довольно сильно, и есть те, у которых способности выражены менее четко. Вследствие этого факта специалисты разделили выраженность фотографической памяти на степени. Их всего 5.

  • Для одних способных индивидов, чтобы воспроизвести что-либо, нужно закрепить образ в памяти.
  • Другие могут видеть очень слабые образы в зрительном плане.
  • Более углубленный эйдетизм предусматривает визуализацию образов, которые имеют характер средней ясности. Одновременно в этом процессе присутствует проявление образов некоторых частных деталей.
  • Предпоследняя степень может допускать запоминание ясных и принципиальных моментов в картинках. В этом варианте уже наблюдаются некоторые детали сенсорных модальностей.
  • И самая стойкая память может воспроизвести довольно красочные и четкие детали эйдетических образов. Модальности при этом проявляются четко и ясно.

Как уже стало ясно, последняя пятая степень является самой выраженной, поэтому ее делят на 2 типа.

  • Если необходимые воспоминания человек может контролировать и воспроизводить по своему желанию, память относится к В-типу.
  • Стойкие картинки. Они имеют яркий и навязчивый характер. Эйдетические образы в этом случае граничат с галлюцинациями. Данными проявлениями человек не всегда может управлять. Это Т-тип.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная с крещения в младенческом возрасте.

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

,Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая,Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в,Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли,На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания;
  • длительное хранение информации;
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Распространенность

Эйдетическая память обычно встречается только у маленьких детей, а у взрослых она практически отсутствует. Хадмон заявил: «Дети обладают гораздо большей способностью к эйдетическим образам, чем взрослые, предполагая, что изменение в развитии (например, приобретение языковых навыков) может нарушить потенциал эйдетических образов». Эйдетическая память была обнаружена у 2–10 процентов детей в возрасте от 6 до 12 лет. Была высказана гипотеза, что овладение речью и вербальные навыки позволяют детям старшего возраста мыслить более абстрактно и, таким образом, меньше полагаться на системы зрительной памяти. Обширные исследования не смогли продемонстрировать устойчивой корреляции между присутствием эйдетических образов и какими-либо когнитивными, интеллектуальными, неврологическими или эмоциональными показателями.

Некоторые взрослые обладают феноменальной памятью (не обязательно образами), но их способности также не связаны с их уровнем интеллекта и имеют тенденцию быть узкоспециализированными. Сообщается, что в крайних случаях, как у Соломона Шерешевского и Ким Пика , навыки памяти могут мешать социальным навыкам. Шерешевский был опытным мнемонистом , а не эйдетическим запоминателем, и нет никаких исследований, подтверждающих, что Ким Пик обладал истинной эйдетической памятью.

По словам Германа Гольдстайна , математик Джон фон Нейман мог вспомнить по памяти каждую книгу, которую он когда-либо читал.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить

В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни

И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector