Лекция № 4: индивидуально-психологические особенности личности

Темперамент или характер?

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером

Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении. Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.

Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры.

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Девушки бывают разные

Идеальных женщин не существует. В каждой представительнице прекрасного пола имеется своя изюминка, которая сводит мужчин с ума. Какие женщины бывают? В мире нет двух одинаковых девушек. Они не только не похожи внешне, но и имеют разные взгляды, вкусы, жизненные ценности. Психологи, пытавшиеся постичь тонкости дамской психологии, выделяют множество типов женского характера.

Сразу стоит отметить, что отнести девушку к одной определенной типологии невозможно. Зачастую в женщине переплетено довольно много особенностей, которые проявляются под воздействием жизненных ситуаций. Типы характера могут гармонично сочетаться, а могут быть взаимно заменимыми. Кроме того, женская натура может трансформироваться под влиянием внешних факторов и в процессе приобретения жизненного опыта.

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Кто такой человек

Рождаются ли сразу личностью? Отнюдь.

Со времен появления человека уже прошло много тысячелетий, и за все это время не нашлось такого вида, который был бы разумнее человеческой расы.

Человек разумный или homo sapiens — к такому виду мы относимся.

Личностью человек становится, как только начинает взаимодействовать с другими людьми

Но прийти к этому, понять разницу между животным и человеком и выделить те основные отличительные черты было не так просто.

Во многих теориях главным отличием человека разумного от животных является культура, влияющая на принятие решений и определяющая поступки.

В термине «человек» объединились несколько начал: биологическое и социальное.

Из этого последовало введение новых научных терминов, которые отображают отдельные понятия, относящиеся к термину «человек»: личность, индивид и индивидуальность. Именно на них делается акцент при подробном изучении человека.

В жизни судьба «маугли» бывает намного печальнее, чем в мультфильмах

Разберем их подробнее:

  • индивидом называется отдельно взятый представитель человеческой расы. Его характеризуют определенные биологические, физиологические особенности и психические свойства, реализация которых характеризуется гибкостью или активностью мышления по отношению к происходящему вокруг него. «Индивид» и «индивидуальность» – схожие по звучанию и написанию понятия, но их значения отличаются друг от друга;
  • индивидуальность – это особенности человека, которые отличают его от остальных, в основном социального и биологического характера. Следует учитывать то, что индивидом является каждый человек с момента рождения, но индивидуальность можно сформировать только в течение вашего жизненного пути. Индивидуальность еще можно назвать «изюминкой», тем, что делает вас не таким как все;
  • взаимоотношения с обществом и общность социальных свойств формируют личность. Это продукт задействования индивида в социальных отношениях на всех уровнях жизни. Во время этого взаимодействия происходит усвоение социальных функций и развитие сознания. Еще Аристотель говорил, что «человек – это общественное животное». Под этим выражением понимается тот факт, что без взаимодействия людей друг с другом, без социальных отношений невозможно полноценное формирование внутреннего Я, то есть личности.

Итак, формирование личности происходит, когда человек начинает взаимодействовать с обществом. Только в обществе человек может быть личностью, где он сможет самовыражаться и саморазвиваться.

Изолированные от общества люди становятся феральными или, как их иначе называют, «Маугли». Этот феномен назвали в честь новеллы Киплинга.

Его суть в том, что такие люди особо не отличаются от животных: они не умеют четко выражать свои мысли и желания с помощью речи, мыслить абстрактно, они боятся входить в контакт с другими людьми, у них отсутствует осознанность за свои поступки.

К сожалению, вернуть феральных людей к нормальной жизни зачастую невозможно. Из-за этого они рано уходят из жизни, так и не сумев адаптироваться к социальной среде.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы.  К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные  психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не  учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Как проявляются свойства личности

Черта личности является величиной стабильной, не зависящей от желания человека. Ее не всегда легко отделить от намеренно выбранной позиции индивида. Определить, является ли то или иное качество человека личностной чертой или его выбранной намеренно позицией, можно лишь при длительном общении с ним, наблюдении за его реакциями, поведением и поступками.

Например, человек, который никому не отказывает в просьбах, может оказаться вовсе не добросердечным, а просто слабохарактерным, безвольным субъектом с заниженной самооценкой. Говорить о каком-то отдельном качестве индивида как о свойстве личности, можно только в том случае, когда оно является устойчивым на протяжении долгого времени, не изменяется с легкостью в зависимости от ситуации.

Качества характера, которые являются стойкими свойствами личности, проявляются одинаково в поведении, поступках человека в самых различных сферах его жизнедеятельности.

Если человек всегда был уравновешенным и доброжелательным, но в какой-то ситуации по отношению к определенному событию или субъекту проявил раздражение, злость, агрессию, то это не значит, что он приобрел агрессивные свойства характера. Его вывели из себя конкретные обстоятельства, а не склонность к вспыльчивости.

В том случае, когда индивид одно и то же качество характера проявляет достаточно часто и самым явным образом (доброжелательность, трудолюбие, альтруизм, тревожность, замкнутость, неряшливость), то можно говорить о нем как о характерном свойстве личности.

Черты характера личности

Под чертой характера личности понимается неизменный и стабильный стереотип поведения. Они делятся на:

  1. Ведущие черты, которые определяют проявление личности.
  2. Второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда проявляются, менее выражены.

Именно ведущие черты характера определяют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Однако не каждое отношение, которое проявляется человеком, говорит об его характере. Следует учитывать условия и силу воли, когда человек сам решает, какую реакцию проявлять.

Структуру личности делят на 4 группы:

  1. Определяющие основу человека: малодушие и принципиальность, трусость и храбрость, неискренность и честность, т. д.
  2. Проявляющие отношение индивида к окружающим: доброта или злоба, презрение или уважение, и пр.
  3. Определяющие отношение к самому себе: тщеславие, гордость, самокритичность, скромность и т. д.
  4. Проявляющиеся в отношении работы, труда: лень и трудолюбие, пассивность и активность, безответственность и ответственность, пр.

Существует еще одна группа качеств характера, которые определяют отношение к вещам, например, неряшливость или аккуратность.

Черты характера еще делят на нормальные и аномальные. К нормальным чертам относят качества здоровой личности. К аномальным – проявления в результате расстройств психики. Однако следует выделять аномальные качества, которые являются нормальными, и наоборот. К примеру, здоровая подозрительность является нормальной. Если же она проявляется чрезмерно, тогда она становится аномальной – паранойей.

Характер меняется в зависимости от вида деятельности, социума, круга общения, отношения к самому себе и миру в целом. Если что-то из данных аспектов меняется, то это может повлиять на смену качества характера. Если же в жизни человека все остается неизменным, тогда и черты характера остаются неизменными.

Черты и свойства личности

Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).

Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента

В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:

к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)

Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.

Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).

Эмоции

Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе. Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть

Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.

Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.

Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.

Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.

Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.

Как воспитать сильный характер

Лучшим пособием на пути совершенствования характера является книга Девида Брукса «Путь к характеру». Она повествует о том, почему многие успешные люди говорят: «Да, можно разбудить свои лучшие личные качества и полностью реализовать себя».

Прежде всего, сильный характер требует воспитания с раннего возраста. Задача родителей – сформировать у ребенка определенное мировоззрение, определяющее поведение и поступки. Для этого используют определенную систему, которая предполагает сочетание игровой, трудовой и учебной деятельности, в процессе ребенок накапливает полезные навыки правильного поведения.

Необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы деятельность малыша в полной мере соответствовала прививаемым принципам. Нельзя воспитать сильный характер, если не предлагать ребенку условия, в которых ему нужно проявить мужество.

Важнейшее средство воспитания сильного характера – труд. Доверяя ребенку общественно значимые задачи, которые требуют преодоления трудностей, вы воспитываете у ребенка такие черты гармоничной и успешной личности:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • коллективизм.

Самовоспитание характера – важнейший этап формирования личностных качеств. Приучайте ребенка к чтению, поскольку на примере литературных героев он сравнивает свое поведение, учиться принимать решение, контактировать с друзьями и взрослыми. Еще один этап успешного самовоспитания – умение сдерживать нежелательные привычки. Помните выражение – посеешь привычку, пожнешь характер

Чтобы в будущем не пришлось корректировать отрицательные индивидуальные качества, обратите внимание на детские привычки

О типах людей и личностных качествах – смотрите на видео.

Черты характера

Перечень основных черт, присущих каждому из типов, указан в таблице.

Экстраверты Интроверты
Общая характеристика ·         жаждет находиться в гуще событий,

·         любит разнообразие,

·         общителен с людьми, думает о них, как о друзьях,

·         склонен активно      контактировать с социумом,

·         движение заряжает его, нетерпеливо берется за следующую работу,

·         говорит или действует, не оценивает последствия,

·         достаточно энергичный индивид,

·         как правило мало слушает, много говорит.

·         любит отдыхать в уединении, а также в малом кругу приближённых,

·         близкими считает проверенных людей, тех, с кем давно сложились доверительные взаимоотношения,

·         необходим      продолжительный отдых после любой деятельности, развлечение не является исключением,

·         кажется, спокойным, уравновешенным, наблюдательным индивидом,

·         как правило сначала анализирует ситуацию, а потом делает выводы,

·         ощущает вакуум в голове, находясь среди людей, подвержен стрессу,

·         старается не перетруждать себя работой.

Реагирование типажа на внешний или внутренний дискомфорт Трудоголик, ощущает потребность к работе и действию. Характеризует тип повышенная степень активности.
Восприятие понятий широты и глубины Жаждет большого размаха: стремится иметь массу друзей, не отказывается обновить впечатления, стремится знать всё понемногу. Стараются смотреть в корень. Это даёт возможность оценить ситуацию в целом. Друзей у них немного, но этим званием награждают самых преданных из всех.
Черты характера позитивные негативные позитивные негативные
Источник энергии Пополняют себя энергией от внешнего мира — впечатления получают от действий, общения с людьми, посещения мест и приобретения вещей. Разбрасываются энергией, зачастую не в состоянии затормозить. Питают себя собственными эмоциями, идеями и личными впечатлениями. Социум приводит этот типаж к скорому перевозбуждению и быстро вводит в состояние напряжения, вызывает ощущение пресыщенности событиями.
Отношение к себе Чувство собственного достоинства Высокомерие Умение смотреть на вещи независимо. Фокус их внимания направлен на собственную личность.
Отношение к людям Тактичность Наглость Скромность, застенчивость. Склонность к уединению.
Отношение к труду Имеет желание быть в гуще дел и событий. Позёрство. Умеют глубоко сосредоточиваться и творчески работать. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией.
Отношение к вещам Следит за новинками моды. Расточительство Бережливость Жадность

Взаимосвязь характера и структуры личности

Характер является своеобразным «фундаментом», который в совокупности со способностями и эмоциями формирует структуру личности.


Как связаны эти два понятия

Тесная взаимосвязь психических свойств человека и основных компонентов психики достигается, благодаря следующим характеристикам:

  1. По характеру можно не только оценить целостность личности, но и предугадать или скорректировать поступки.
  2. Направленность индивида тесно связана с его психическими свойствами, поэтому оказывает влияние на деятельность личности.
  3. Формирование характера происходит во время активных действий субъекта. Другими словами, психические свойства обуславливаются бытием индивидуума.
  4. Все черты характера взаимосвязаны друг с другом. Благодаря постоянному взаимодействию, они формируют целостную структуру личности.
  5. Характер индивида мешает или помогает субъекту выстраивать различные взаимоотношения с обществом, решать сложные жизненные задачи, проявлять волю и терпение.

Чтобы до конца изучить отличительные особенности человека, нужно «съесть» с ним целый пуд соли. Однако уникальность характера можно отметить если не с первого, то точно со второго взгляда. Даже если индивидуум замкнут и стеснителен, эти свойства будут характеризовать проявление его характера. Если субъект хочет подкорректировать собственные качества, на помощь может прийти профессионал – психолог.

Какие бывают черты характера человека

К положительным относятся:

️ адекватность, альтруизм, активность;

️ бесстрашие, бережливость, благоразумие, благородство;

️ великодушие, воспитанность, вежливость, внимательность, веселый нрав, воля, высоконравственность;

️ гуманизм, галантность, гармоничность;

️ дружелюбие, деликатность, добросовестность, дисциплинированность, дальновидность, дипломатичность, деловитость, доброта, добродушие;

️ естественность;

️ женственность, жизнерадостность;

️ заботливость, запасливость;

️ изобретательность, инициативность, исполнительность, искренность, интеллигентность;

️ креативность, коммуникабельность, корректность, культурность, компетентность, коллективизм, красноречивость;

️ любознательность, ласковость, легкость в общении;

️ мудрость, мужественность, миролюбие, мечтательность;

️ нежность, независимость, надежность, наблюдательность, находчивость;

️ опытность, общительность, обаятельность, образованность, осторожность, ответственность, опрятность, отзывчивость, одаренность, объективность;

️ порядочность, позитивность, практичность, понимание, приветливость;

️ решительность, романтичность, радушие;

️ самокритичность, скромность, сообразительность, совестливость, самостоятельность;

️ тактичность, трудолюбие, тяга к творчеству, терпеливость;

️ улыбчивость, упорность, уравновешенность, уважительность, упорство, учтивость, усидчивость;

️ хозяйственность, харизматичность, храбрость;

️ целомудрие, целеустремленность;

️ чистосердечие, честность, чуткость;

️ щедрость, шутливость;

️ энергичность, экономичность, энтузиазм, эмпатичность, эрудированность.

К отрицательным качествам относятся все антиподы перечисленных черт.

Например:

️ агрессивность;

️ вульгарность;

️ наглость;

️ завистливость;

️ высокомерие;

️ лживость;

️ меркантильность;

️ самовлюбленность;

️ обидчивость;

️ эгоистичность;

️ черствость и т.д.

У каждой положительной черты имеется противоположное значение. Однако есть некоторые качества, которые можно назвать нейтральными:

️ застенчивость;

️ молчаливость;

️ напористость;

️ стыдливость;

️ мечтательность.

Для одних людей это положительные качества, для других могут оказаться отрицательными. Например, напористость. В бизнесе она иной раз необходима, а в личных отношениях иногда сильно мешает. Стыдливость хороша для девушки, но негативно воспринимается, когда появляется у молодого человека. При составлении психологического портрета учитываются все вышеперечисленные положительные качества, их антиподы и другие особенности.

Социальный характер

По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:

Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.

Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.

Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:

Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.

Эксплуататоры. Представителей данного вида отличает хитрость, зависть, ревность, скрытая и явная враждебность. Это своего рода беспринципные и циничные социальные хищники. Основной мотив их поведения — грабёж. Украсть, купить, отнять силой — все средства хороши, лишь бы овладеть вожделенным предметом. Каждого человека они оценивают как объект эксплуатации и манипуляций в своих интересах. Они высокомерны, крайне агрессивны, эгоцентричны.

Стяжатели. Аккуратные и педантичные стяжатели убеждены, что надо экономить и беречь всё, что попадётся в их руки. Они любят собирать, копить, покупать, но не собираются делиться своими запасами с кем бы то ни было. Стяжатели не способны к инициативе, у них нет творческого начала, но они стремятся держать под контролем все материальные блага, включая своих партнёров по любви.

Люди рыночной ориентации. Личности с характером, ориентированным на рынок, продают в первую очередь самих себя. Они лепят себя по образцу и подобию популярных кумиров, стараясь добиться успеха у публики. «Рыночники» лишены чувства собственного достоинства, самоуважения. У них по существу нет своей жизни. Любая неудача выбивает их из колеи, делает беспомощными и неуверенными в себе.

Можно ли изменить свой характер?

Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.

Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.

Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector