Адекватная самооценка: что это такое и как ее достичь?

Как поднять самооценку и уверенность в себе

Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Как улучшить самооценку в нескольких словах:

1. Примириться с собой, принять свои качества как данность.

2. Научиться планированию достижения целей.

3. Учиться преодолевать трудности.

4. Развивать конструктивное мышление.

Каждый тезис достоин отдельной статьи и подробного изложения, а также практического руководства к действию. Этот список служит отправной точкой самосовершенствования.

Способы поднять самооценку

Самооценка личности в психологии определяет место человека в обществе. Если она адекватна – личность способна занять достойное место и реализовать свой потенциал. Способы повлиять на заниженную самооценку:

1. Найти источник проблемы, проанализировать причины самовосприятия.

2. Избавиться от привычки подвергать свои действия постоянной критике.

3. Научиться воспринимать ошибки и неудачи как необходимый жизненный опыт.

4. Научиться хвалить и поощрять себя.

5. Научиться отказывать.

6. Найти увлечение.

Способов изменения восприятия своей личности гораздо больше, и они индивидуальны, но данный список может помочь сориентироваться в информационном хаосе и даст верное направление для изменений к лучшему. Не стоит стремиться к слишком высоким показателям – завышенная самооценка так же неадекватна, как заниженная. Желательно добиться адекватного восприятия своей личности, при котором впечатления окружающих согласованы с внутренним ощущением.

Адекватная самооценка? Статья о козликах бодатых

В некоторых случаях человек не видит своих достоинств и циклится на пороках. Тогда ему точно необходим тренинг повышения самооценки. Но бывает несколько иначе, когда самооценка занижается по вполне объективным причинам…

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя «самооценивают» и «самоуверяются» в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а зачем она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас — повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно завышенная! А теперь все бегом на тренинг по улучшению самооценки!
Тренинг — дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, не плохо бы понять, а что именно улучшать будем?
— Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать?..
— Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка помогает достичь цели

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Оценка и реакции

Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка: что такое и зачем?

Два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя

Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих!!!! И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости

Изучение самооценки личности

Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции:

  1. развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
  2. защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
  3. регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.

Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план. А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.

Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.

Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.

При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях. Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.

В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:

  1. эмоциональный элемент;
  2. когнитивный элемент.

Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.

Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:

  1. привычки;
  2. характер;
  3. черты;
  4. поведение.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

– всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

– их легко понять;

– они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

– признают собственные достижения;

– относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьёзно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

– рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, даёт силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

– все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства

Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках

10 явных признаков низкой самооценки – звоночки, на которые стоит обратить внимание:

1. Желание угождать – из-за неспособности отказывать, душа внутренний протест и делая то, что не хочется. Людей с низкой самооценкой часто используют в своих целях окружающие, давя на жалость, страх, вину, стыд. Нужно уметь помогать правильно и тем людям, кто действительно в этом нуждается.

2. Неспособность слышать собственную интуицию, но учет мнения других людей в принятии важных решений, совершении действий, составлении мнения о чем-то. Желающих давать советы масса, и люди с низкой самооценкой часто идут на поводу у кого угодно, кроме себя.

3. Сокрытие своих настоящих чувств и эмоций – открываться другим страшно (а вдруг осудят? Не поймут? Высмеют?), как и ощущать себя уязвимым. Чтобы принять и не стесняться себя, нужно немало мужества и уверенности.

4. Откладывание успеха «на потом» — личные цели и мечты неуверенных людей всегда валяются где-то на задворках их жизни и разума. А впереди всегда идут долг, обязанности, необходимость и все, что входит в комплект «хорошего человека».

5. Излишняя самокритика – яркий признак низкой самооценки. Такие люди не хвалят себя за достижения, но отчаянно ругают и дергают по мелким промахам. Знать свои достоинства и недостатки нужно, но постоянно предъявлять себе претензии – деструктивно.

6

Беспокойство о чужом мнении, формирование мнения о себе по чужим словам – несмотря на важность поддержания хороших отношений с окружающими, желательно сохранять независимость от оценок и сохранять достоинство в любой ситуации

7. Готовность тратить время на то, что не приносит удовольствия, выбирая «общепринятые» идеалы, примеры, чужие стремления, установленные правила. И все это ради того, чтобы получить одобрение, выглядеть хорошо в чьих-то глазах, вести себя «правильно».

8. Неспособность слышать свои потребности – игнорирование внутреннего голоса, неумение позаботиться о себе, задвигание собственных интересов на последнее место, полное отсутствие уважения к собственному Я.

9. Склонность к осуждению – из-за излишней самокритики и стремления соблюдать установленные строгие правила люди с низкой самооценкой относятся предосудительно и к другим. К тем, кто имеет смелость (и наглость) жить так, как хочется, отступать от правил, вести себя неудобно для общества и проявлять гибкость.

10. Застревание в разрушительных отношениях – ярким признаком низкой самооценки является неспособность строить здоровые отношения с окружающими. Часто они токсичные, созависимые, губительные, неблагополучные

Важно уметь заботиться о других людях, не предавая себя, не игнорируя собственные желания и потребности

Виды самооценки в психологии

Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:

️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.

️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.

️ Обладает критическим взглядом на свою личность.

️ Стремится предугадать последствия от своих действий.

️ Для него важны окружающие.

️ Человек оценивает мнение других адекватно.

️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.

Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.

Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:

️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.

️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.

1. Неадекватная самооценка

Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.

Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.

2. Адекватная самооценка

Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.

Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:

️ Способен адекватно воспринимать критику.

️ Стремится к саморазвитию.

️ Реально оценивается свои возможности.

️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.

️ Стремится к увеличению своих возможностей.

️ Экономит силы и энергию.

️ Не подвержен влиянию со стороны.

️ Им трудно манипулировать.

️ Уважает мнение других.

️ Понимает природу своих поступков и мотивов.

️ Эмоционально устойчив.

3. Смешанная самооценка

Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.

Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.

Как повысить самооценку

Прежде всего, следует адекватно рассмотреть свои сильные и слабые стороны, наметить приоритеты, расписать путь к цели по мелким шагам. Человек глубоко несчастен, если он не знает, чего хочет, или если знает, но не идёт к своей цели. Повышение самооценки станет первым шагом на пути к успеху.
У спортсменов и танцоров редко бывает низкая самооценка. В их теле нет мышечных зажимов, они свободно выражают свои эмоции, у них гордая осанка и уверенная походка

Повышение самооценки важно начинать с работы над своим телом.
Смотря в зеркало, человек должен видеть то, что он хочет видеть. Если же это не так, нужно принять свой внешний вид и полюбить его

Любовь к себе не означает потакание собственным слабостям. Любовь заключается в развитии себя и своего тела.
Самовнушение – это отличный метод перенастроить свою психику на позитивные частоты. Нужно поощрять себя, верить в свои силы, не быть слишком строгим к себе, чаще напоминать себе о своих победах. Мысли формируют реальность.
Дневник успеха, доска почёта, полочка с наградами – это физические подтверждения собственной значимости. Не стоит ими пренебрегать.
Человек, который окружён любящими и заботливыми людьми, всегда имеет адекватную самооценку. Иногда стоит перестать общаться с грубыми и самовлюблёнными эгоистами, которые повышают свою ценность, унижая других. Люди с высокой самооценкой не позволят обращаться с собой неподобающим образом.
В некоторых случаях повысить самооценку и изменить уклад жизни поможет только опытный психолог.

Читать далее про:

Заниженная самооценка и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Её формирование

Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.

На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:

  • Сопоставление себя идеального и себя реального.
  • Мнение общества об этом индивиде.
  • Самостоятельная оценка собственных достижений.
  • Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.

Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.

Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.


Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Причины низкой самооценки

По мнению психологов, на самооценку личности может влиять несколько факторов: взаимоотношения с родителями в детстве, оценка окружающих, зацикленность на конкретной неудаче, внешность. Рассмотрим типичные причины.

Родом из детства

Часто родители окружают ребенка гиперопекой, боясь, что малыш сделает неверный шаг, упадет, ушибется. Такое влияние формирует у ребенка чувство беспомощности и неумелости, делает его полностью зависимым от мамы с папой. Итогом подобного воспитания является то, что во взрослой жизни человеку трудно принять решение и сделать что-либо самостоятельно.

Так же ребенок берет пример с родителей: если он видит, что мама или папа неуверенны в себе, то он воспроизведет такое поведение в дальнейшем. К примеру, мама позволяет оскорбления в свою сторону со стороны отца или папа не заступается за маму в спорных или опасных ситуациях, т.к. неуверен в своих силах.

Еще одна причина родом из детства — отсутствие любви родителей к ребенку и постоянное сравнение с кем-либо не в пользу малыша.  Это противоположная гиперопеке ситуация. Ребенка не замечают, не уделяют должного внимания, или, еще хуже, обижают и применяют физическое насилие. В итоге ребенок теряет веру в собственные силы и способности. Подобные ситуации делают из ребенка «трудного» подроста в будущем.

Негативный опыт

В жизни у каждого из нас случаются моменты, когда мы терпим неудачу в делах. Это могут быть несложившиеся отношения, предательство друга или фиаско на работе. И здесь важна адекватная оценка ситуации, а не излишняя самокритика. Часто человек зацикливается на плохом опыте и начинает избегать принятия решений.

Кстати, в детстве неудачи способны нанести ребенку серьезные психологические травмы, которые сказываются на самооценке в будущем.

Влияние окружающих

Важную роль в формировании самооценки играет общество. Там, где не ценится проявление инициативы и самостоятельность, уверенность в отдельной личности не сформируется.

Особое влияние оказывает чрезмерная критика других людей. Если человек изначально слабохарактерный, то критика оказывает на него пагубное влияние: опускаются руки, появляется замкнутость, отсутствует желание что-либо делать. Зачастую слабохарактерные люди специально начинают себя критиковать прилюдно.  Их цель — получить опровержение своих слов и повысить собственную значимость

В этом случае важно не поддерживать мнение такого человека, а подбодрить его

Общение с манипуляторами тоже способствует снижению самооценки

Им важно навязать свое мнение, получить власть над личностью через внушение чувства неуверенности в себе своей жертве и превознесения своей значимости

Внешние данные

Неудовлетворенность своей внешностью или наличие видимых патологий часто являются причинами насмешек сверстников и нездоровой критики от окружающих во взрослом возрасте.  К примеру, если женщина стыдится своего избыточного веса, то какие-либо высказывания на этот счет со стороны будут восприниматься особенно остро и даже могут привести к депрессии, когда для уверенной в себе женщины критика – это повод стать еще лучше в чем-либо.

Это тот случай, когда снова стоит напомнить о простой истине: полюби себя, и тебя полюбят другие.

В любом разе, что бы ни являлось причиной падения самооценки, есть отличные методы, применив которые вы вернете уверенность в себе. Поговорим о самых эффективных из них.

Причины завышенной самооценки

Проблемы завышенной самооценки начинаются, как правило, в детстве, а именно, с нарциссизма родителей, когда мама и папа воспринимают ребенка как способ самоутверждения, эмоциональные потребности малыша в должной мере не удовлетворяются.
Еще одна распространенная причина завышенной самооценки – когда ребенок единственный в семье, особенно остро проблема проявляется, когда родители долгое время не могли родить малыша.
Избалованность в детстве – когда родители не могу правильно выстроить отношения с ребенком, потакают его пожеланиям, уделяют чрезмерное внимание и ставят интересы превыше своих, вероятнее всего, во взрослом возрасте такому ребенку придется столкнуться с завышенной самооценкой.
Многие люди с привлекательной внешностью имеют завышенную самооценку, поскольку красивые черты лица воспринимаются человеком как превосходство над другими людьми. Чаще внешность становится причиной высокой самооценки у женщины.
В некоторых случаях неправильное восприятие себя формируется под влиянием преподавателей, которые выделяют в коллективе учеников любимчиков или по другим признакам – материальное положение семьи, социальное положение родителей.
Отсутствие сложных испытаний в жизни формирует у ребенка, а затем и у взрослого завышенную самооценку.
Наличие у человека особенных талантов – таких людей часто превозносят, и под влиянием общественного мнения у него формируется высокая самооценка.
Хорошее материальное положение – когда человек финансово независим, его оценка себя и своих возможностей повышается.

Важно! Часто люди с завышенной самооценкой конфликтуют с теми, у кого восприятие себя и своих возможностей гораздо ниже

Важно! Часто люди с завышенной самооценкой конфликтуют с теми, у кого восприятие себя и своих возможностей гораздо ниже

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector