Социальная адаптация человека и ее значение для жизни в обществе

Содержание:

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Критерии адаптационного процесса

Существует несколько подходов к проблеме социальной адаптации, в рамках которых авторы выделяют разнообразные критерии. Рассмотрим их особенности.

Итак, отношение к лидеру социальной группы или общества, к которому индивиду необходимо адаптироваться означает, что человек в процессе адаптации принимает те правила, которые установлены лидером, а также готов соблюдать все нормы и, в свою очередь, исполнять заранее предписанные обязанности. Возможно, ранее в его привычной среде таких прав и обязанностей, а также правил не было, соответственно ему придется адаптироваться не только ко всей среде в целом, но и к ее формальным и неформальным условиям.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Критерии социальной адаптации 410 руб.
  • Реферат Критерии социальной адаптации 280 руб.
  • Контрольная работа Критерии социальной адаптации 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьОтношение к остальным членам общества выражается в том, что человек, адаптируясь к новым условиям, должен прислушиваться к мнениям остальных

Это важно, особенно если мировоззрение индивида идет вразрез с мировоззрением остальной группы. В таком случае необходимо не только адаптироваться, но и воспитать в себе такие качества, как толерантность, терпимость, уважение

Зачастую, в таком случае, важно ставить цели и взгляды всего коллектива чуть выше, чем собственные индивидуальные интенции.

Отношение к самому себе — по данному критерию можно судить, насколько человек смог принять себя нового при условии, что его старое мировоззрение, привычные взгляды кардинально иные.

Замечание 1

Иногда принятия не происходит, и человек страдает от так называемого когнитивного диссонанса. Важна работа психолога, который поможет расставить приоритеты и понять, что принятие себя – это важный шаг для успешной социальной, культурной и психологической адаптации, и что только полностью приняв нового себя, человек сможет успешно войти в новую социальную среду.

Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Отношение к новым видам трудовой деятельности

Трудовую адаптацию в принципе выделяют как одну из разновидностей социальной адаптации, и в данном случае важно иметь в виду, что воспитывая к себе положительное отношение к труду, ощущение удовлетворенности в рабочем процессе помогает человеку не подвергаться таким чувствам, как уныние, грусть, что ведет в дальнейшем к депрессивным состояниям

Если вовремя не обратить внимание на эти симптомы, то в дальнейшем есть вероятность того, что человек станет полностью дезадаптирован, и это может вести к суицидальным наклонностям

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

Функции социальной адаптации

Социальная адаптация выполняет ряд особых функций. Во-первых, это мобилизующая, которая заключается в принятии отдельных элементов, как и в социальном, так и в психологическом освоении ценностной системы. Вторая функция – это стимулирующая. Потребность в принятии новых норм и ценностей, стать «своим» в новой социальной группе в определенном смысле стимулирует человека совершенствоваться, изучать что-то новое, воспринимать совершенно новые, несвойственные ему формы жизнедеятельности.

По сути, процесс адаптации способствует развитию индивида, его процветанию, воспроизводству новых ценностей и вступлению в совершенно новую стадию социальной среды. Цель адаптации, как отмечают исследователи – это развитие личности в новых социально-политических, экономических и культурных условиях. Это, в свою очередь, означает рост потребностей, их выход из категории «базовые» в категорию «возвышенные». А этот процесс, в свою очередь, ведет к повышению уровня образования и культуры. По этой причине функционирование социальной адаптации представляется исследователями как преимущественно положительный процесс. Но стоит сделать оговорку о том, что успех можно констатировать лишь в том случае, если внешние требования общества совпадают с внутренними возможностями личностями, ее готовностью отказаться от некоторых своих базовых установок ради процветания как собственного, так и общественного.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Социальная адаптация: что это?

Определение 1 Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.

От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная адаптация и ее виды 490 руб.
  • Реферат Социальная адаптация и ее виды 230 руб.
  • Контрольная работа Социальная адаптация и ее виды 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов. Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом

Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами

Замечание 1

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

§ 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем

Изучение ИС позволяет сделать попытку сформулировать общие принципы, которые, не являясь достаточными, отражают необходимые моменты в их организации и функционировании.

п. 1. 2. 1. Принцип системности.

ИС могут быть только сложными системами, функции всех их элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает целостность и функциональную полноту наиболее совершенных ИС. Это может также приводить к структурной или функциональной избыточности.

п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.

Сложная иерархическая многоуровневая структура является основой для одновременного протекания множества процессов. Уровень неординарности итогового процесса зависит от характера совокупности составляющих процессов. Сложная совокупность процессов принципиально характеризуется и сложной структурой. Таким образом, в некотором роде уровень сложности системы и ее структуры определяет и потенциальный уровень ее интеллекта.

п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.

Получение согласованных с обстоятельствами и средой решений различных задач основывается на информации, получаемой извне по многим каналам и работающим на различных физических принципах, что позволяет иметь разнородную характеристику специальных свойств объектов среды. Комплексирование информационных данных позволяет иметь более объективную и более полную картину о происходящих процессах. Разнородная информация, получаемая по разным каналам, обрабатывается примерно за одинаковое минимально возможное время.

Наглядность этого принципа характеризует следующий факт. Человек способен решать различного рода опознавательные задачи за доли секунды, а зрительная система человека несомненно работает как параллельное устройство, Параллельная обработка как зрительной информации, так и поступающей в мозг человека от других органов чувств, дозволяет реализовать инвариантное опознавание объектов.

п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.

Принцип адаптивности предполагает наличие у ИС потенциальных возможностей улучшения работы: в условиях априорной и текущей неопределенности на основе обучения на опыте.

Особая роль при этом принадлежит элементам системы — реализующим память.

Адаптация может происходить путем самонастройки, самообучения или самоорганизации. Адаптивные способности могут определяться объе­мом информации (памятью) системы и потребными затратами времени на ее обработку.

п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.

Естественно, что назначение системы, ее функции непосредственно влияют на структуру системы. Однако и структура системы должна способствовать наиболее полной

реализации функций.

п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.

Этот принцип предполагает наличие у системы множества взаимосогласованных последовательностей реакций на определенные внешние воздействия, приводящих к одному и тому же практически полезному результату.

п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.

Самая замечательная особенность нервного управления, наиболее ярко выраженная в целеустремленном творческом разуме человека, заключается в способности на основании разнообразного анализа ситуаций мгновенно создавать сложнейшие и вместе с тем оптимальные программы деятельности, которые непрерывно перестраиваются и корректируются с учетом прошлых событий, текущей действительности и прогнозирования будущего. Уже образование элементарного условного рефлекса представляет собой выработку новой программы поведения. Усложнение условных рефлексов означает все более высокую самоорганизацию поведенческих программ. В кибернетическом смысле основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом поведении самопрограммирования.

Проблемы социальной адаптации

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

Совет № 3. Наблюдайте и анализируйте происходящее

В любом коллективе есть устоявшиеся правила. На первых порах попытайтесь понять, что в новом классе не приемлют, и по максимуму избегайте таких действий. Если вам что-то не нравится, не стоит беспорядочно диктовать всем свои условия. Лучше не пытаться изменить жизненный уклад класса, особенно пока вы в нём новичок. Помните, что людей с огромной звездой гордости во лбу никто не любит. Возможно, лучше в некоторой степени пойти наперекор самому себе, чем своими принципами навлечь на себя беду.

И, наконец, последнее напутствие. Невозможно предугадать, как поведут себя люди из нового коллектива. Они могут проявить инициативу первыми или вовсе не обращать на новичка внимания. Будьте готовы ко всему и никогда не унывайте, а тем более не принимайте броские фразы забияк на личный счёт

В большинстве случаев это просто попытки привлечь внимание. Вспомните, сколько раз вы сами скептически относились к новеньким

Не переживайте, если чувствуете себя не в своей тарелке, это естественно. Стеснение и неловкость уйдут, когда у вас появятся первые товарищи в новом классе, а это обязательно произойдёт в течение двух-трёх недель. Считайте, что этот период – некий испытательный срок, преодоление которого закалит Ваш характер и непременно подарит новые знакомства.

Ссылки по теме:

  • https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html
  • https://sociology_encyclopedy.academic.ru/974/социальная_адаптация
  • https://studbooks.net/511478/sotsiologiya/sotsialnaya_adaptatsiya_mehanizm_sotsializatsii_lichnosti
  • https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lithg-ucheby/sovety-po-socialnoj-adaptacii-rebenka/

Теоретические основы

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР)

— это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП)

является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН)

обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности

Виды социальной адаптации

Определение 2

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям

По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

  1. Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» — она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.
  2. Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.
  3. Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Проблема определения критериев социальной адаптации

Человек как объект и субъект адаптации. (М.В. Ромм)

Будучи целостным объектом изучения, социальная адаптация личности предстаёт перед исследователем своими разнообразными сторонами — в качестве различных предметов изучения. Адаптивность же — это атрибутивное свойство, функциональный признак сложных самоуправляемых систем. Следовательно, вполне уместно говорить о специфике, характере адаптивного взаимодействия между системами и подсистемами в процессе адаптации, равно как и о той или иной степени (уровне) адаптированное системы и/или её потенциальных адаптивных возможностях. Поскольку адаптация не может происходить вне системы и служит одной из её характеристик, и культура, и общество с позиций данного подхода являются сложными адаптивными системными образованиями.

Социальная адаптация личности в полипарадигмальном подходе – это механизмы субъективной интерпретации социальной реальности и, как следствие, стратегиям конструирования человеком собственного индивидуального адаптивного пространства, которое служит важнейшим условием и одновременно искомым результатом адаптации личности в контексте социальных изменений.

Адаптация как процесс и результат активного взаимодействия со средой (К.А. Абульханова-Славская, Д.А.Андреева, А.Г.Георгиевский и др.)

В своей книге Абульханова-Славская дала определение «Стратегия жизни» — это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Абульханова-Славская в своей работе предприняла попытку целостного рассмотрения жизненного пути человека с учетом взаимодействий внешних и внутренних факторов. Предлагает рассматривать жизнь как задачу или проблему, а человека в качестве потенциального субъекта собственной жизни.

Основным внутренним критерием личности в реализации ее жизненной программы становится активность.

Активность исходит из потребности в деятельности. Она зависит как от внутренних предпосылок, так и от внешних условий (от их соотношения, дающего различные типы проявления активности), приводящих к ее оптимизации, качественному росту. Учитывая реальные результаты активности, человек испытывает такое чувство удовлетворения, которое поднимает активность на новый уровень, развивает ее мотивационную сферу, совершенствует способность саморегуляции. В своей книге Абульханова пишет, что самовыражение имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности. Так, на более ранних этапах (когда образ внутреннего «я» еще очень далек от своего построения) самовыражение, как правило, проявляется в формах «демонстраций» (своего «я», «выступлений», «выпадов» и т.д.). Зрелой формой самовыражения становится тот этап, на котором проявление себя превращается в действительную потребность адекватного и сущностного выражения своего «я». Человек начинает вырабатывать свою манеру поведения, ищет свой стиль речи и, главное, стремится выразить себя в жизни, в поступках, в делах.

Стиль жизни человека – как способ адаптации, как способ решения проблемных задач. Образуется из 3 переменных: Условия среды, социально демографические характеристики, индивидуальные характеристики. Приспособление + изменение. Дезадаптация = чувство неудовлетворенности жизни. То есть 2 критерия дезадаптации чувство неудовл. И отсутствие активности.

Структура активности (в отличие от деятельности) до сих пор была мало исследована в психологии. В принятом определении активности, данном А. В. Петровским, она рассматривается как реализация потребностей личности, как поиск предметов потребностей. В этой связи возникает вопрос о характере связи активности и потребности, активности и деятельности. Тождественна ли активность деятельности, или они имеют качественные различия?

отличие активности и деятельности состоит в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность — из потребности в деятельности. Поэтому потребность в деятельности (в труде) и связанном с ней общении возникает в контексте значений и ценностей всей жизни. Для деятельности зависимость от предмета потребности будет непосредственной (опосредованной соответственно на уровне личности ее мотивами, волей и т.д.), а для активности эта зависимость опосредована деятельностью

Цели и задачи этапа

Цели и задачи, которые участники программы ставят перед собой на этом этапе:

Для себя : самообразование и развитие; восстановление своего социального статуса; адаптация в обществе в новом качестве; задача стать активными, самостоятельными, творческими людьми, научиться жить в той свободе и правильности которую получили в центре.

Сюда входит:

  1. Всестороннее самообразование.
  2. Изучение способов профилактики срыва и методологии служения реабилитации.
  3. Практическое служение другим людям.
  4. Повышение компьютерной грамотности (курсы).
  5. Спортивные, досуговые и культурные мероприятия, отдых.
  6. Групповые развивающие тренинги, занятия.
  7. Совместные заработки (самообеспечение) и общественно полезный труд.

Для других: активная помощь людям, страдающим алкогольной, наркотической, игровой и другими зависимостями и членам их семей, профилактика наркомании в молодежной среде.

Сюда входит:

  1. Общение и привлечение зависимых и созависимых.
  2. Посещение и служение в больницах, нарко и туб. диспансерах, тюрьмах.
  3. Подготовка, отправка, сопровождение зависимых в реабилитационные центры.
  4. Участие в служениях в церкви.
  5. Участие в социальных проектах «Исход».

Способность к служению состоит из многих дисциплин, таких как вера, терпение, знание, общительность, ответственность, послушание, нравственная чистота, самоотдача, жертвенность, внутренняя дисциплина, сострадание. Дана нам эта способность не в законченном виде, но требует упражнения и развития.

Конечная цель — стать полноценным и активным членом общества:

Активные люди… Какие качества их отличают?

Качества активных людей:

Целеустремленность : нацеленность на самые высокие результаты в служении, работе, творчестве, отношениях.
Конкретность и внятность в постановке задач и целей перед собой и другими.
Самообразование и постоянное жизненное развитие. Ученичество. Рост духовный, интеллектуальный.
Поддержание высоких этических стандартов поведения, общения.
Открытость и уверенность в общении с людьми.
Способность к инициативе, ответственности.
Непосредственное, активное участие в жизни сообщества.
Субординация, способность к подотчетности своим старшим.
Пример в служении ближнему

Отношение в группе, забота о людях.
Поддержание актуальности, значимости и важности служения в сознании членов команды и у других.
Поддержание и подъем стандарта качества служения и личной жизни.
Строгость следования предписаниям и правилам служения.
Попечение о вверенных людях.
Верность в следовании христианскому вероучению.

Все вышеперечисленные качества, при условии их устойчивости в характере, показывают способность участника программы к самостоятельной жизни без алкоголя или наркотиков, приводят к завершению курса реабилитации и возможности дальнейшего самоопределения в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector